Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
На 1962 год полигону выделили 4,8 млн. рублей, которых было явно недостаточно, в том числе и для восстановления разрушений в зоне Д-9 от сверхмощного взрыва. Главнокомандующие ВМФ и РВСН адмирал С.Г.Горшков и маршал Советского Союза К.С.Москаленко обратились к министру обороны с просьбой увеличить ассигнования. Как писали военачальники, испытания в 1961 году на Новой Земле показали, что этот полигон является единственным местом, где можно испытывать ракетное, торпедное и авиационное вооружение с ядерными зарядами как сверхмощных, так и малых калибров. Главкомы просили выделить полигону на 1962 год 10 млн. рублей. Такая сумма запрашивалась из-за разрушений от "сверхбомбы" и начала работ по подготовке к подземным испытаниям, которые значительно дороже воздушных. Но просьба была удовлетворена только частично. Хотя в это время ис-пытывались не только новые и более мощные образцы специзделий, но и проверялось функционирование ядерного оружия в комплексе при его применении с самолётов, при пуске ракет, при стрельбе торпедами с подводных лодок, а также их воздействие на оружие и технику ВМФ. Совершенствова-лись система управления и измерительные средства опытных полей. Основными задачами измерений являлись: определение тротилового эквивалента заряда и координат центра взрыва, регистрация параметров ударной волны и гамма-излучения. Во время подготовки испытаний каждый военнослужащий и вольнонаемный основных частей полигона прекрасно знал свои действия.
Большая ответственность по установке, наладке и эксплуатации аппаратуры управления лежала на 1 отделе научно-испытательной части, офицеры-испытатели которого разработали и впервые в 1961 г. применили в зоне А специальный пункт приема информации для передачи на командный пункт автоматики информации, необходимой для своевременного запуска системы телеуправления. Специалисты 2 отдела научно-испытательной части совершенствовались в применении аппаратуры методики огненного шара и определении параметров воздушной ударной волны. Начальник 2 отдела инженер-капитан 1 ранга В.М.Бойко на испытаниях 1961 г. исполнял одновременно обязанности начальника научно-испытательной части в зоне А.
Специалисты 4 отдела на опытном поле устанавливали в бронеказематах комплекты осциллографической аппаратуры типа "КТ" для регистрации гамма-потоков во времени и аппаратуру типа "ИВ" для измерения временных характеристик специзделий.
Специалисты 5 отдела под руководством начальника отдела инженер-полковника А.Д.Басова определяли уровень радиоактивного заражения местности. Для измерения доз гамма-излучения на береговых приборных стендах размещались кассеты фотоиндикаторов с несколькими плёнками различной чувствительности. Большой объём работ проводили специалисты медицинского отдела научно-испытательной части. Они контролировали поражающее действие ядерного оружия на личный состав. Кроме того медики полигона в период с 1955 по 1963 гг. принимали участие в контроле радиационной обстановки в Баренцевом и Карском морях и в прилегающих к полигону районах материка на специально оборудованных кораблях СРТ- 4441 и самолётах ИЛ-18.
Считается, что по поводу радиационной опасности в средствах массовой информации открыто забили тревогу после Чернобыльской катастрофы. Это не так. На полигоне служба радиационной безопасности всегда давала полноценную информацию командованию, которое принимало соответствующее обстановке решение. Правда, однажды, осенью 1955 года, все же поступил тревожный сигнал со стороны советских рыбаков.
Тогда руководство Мурманской области обратилось в ЦК КПСС по поводу безопасности ядерных взрывов на Новой Земле для рыболовства. Ответ перед ЦК КПСС пришлось держать министру среднего машиностроения Е.П.Славскому, заместителю министра здравоохранения А.И.Бурназяну и Главкому ВМФ С.Г.Горшков. После этого были сделаны серьезные оргвыводы. И более — жалоб не поступало.
Первые изыскательские геологические работы на предмет возможности проведения подземных ядерных ис-пытаний были проведены с 8 октября по 15 ноября 1959 года группой геологов под руководством А.В.Дернова. Она исследовала район устья реки Шумилихи, впадающей в пролив Маточкин Шар. Горная гряда вдоль южного берега пролива была признана пригодной для подземных испытаний зарядов относительно небольшой мощности. Уже в январе 1960 года началось строительство специальной Геофизической станции. В этот же год должны были обустроиться горняки и начать горнопроходческие работы из расчета, чтобы к концу года подготовить штольни Г и Б к испытаниям. Подземные испытания более "управляемые", чем другие виды испытаний: выбирается гора, исследуется ее геология, определяется глубина заложения, место взрыва фиксированное, размещение измерительной аппаратуры оптимальное. В остальном — они походили на все другие испытания.
В 1961 году полигон интенсивно готовился к подземным испытаниям. Одновременно успешно шла проходка пяти штолен. Но в тот год новому виду испытаний не повезло: необычно быстрое таяние снега в июне привело к сходу снежных лавин и разрушению промплощадки, что заставило приостановить горнопроходческие работы. На место аварии вылетела комиссия под руководством П.Ф.Фомина и главного инженера горного управления Минсредмаша В.И.Богатова, которая подготовила предложения по ликвидации последствий стихийного бедствия и возобновлению горнопроходческих работ. Но в это время поступила другая вводная — отменен мораторий на воздушные ядерные испытания и поставлена задача проверить новые мощные опытные заряды и провести боевые стрельбы принятым на вооружение ядерным оружием. От боевого поля Д-2 до объектов в Маточкином Шаре расстояние порядка 50 км. Поэтому по условиям безопасности пришлось произвести временную консервацию всех сооружений Геофизической станции.
Мощные взрывы грохотали в зоне Д в сентябре — ноябре 1961 года и в августе — декабре 1962 года. Это, конечно, сдерживало подготовку к подземным испытаниям и стало одной из причин того, что первый подземный взрыв на Новой Земле произвели только 18 сентября 1964 года, тогда как на Семипалатинском полигоне он состоялся в 1961 году, а американцы еще раньше начали испытания под землей.
В январе 1962 г. под руководством начальника научно-испытательной части в исключительно тяжёлых условиях полярной ночи производилась разгрузка техники, разворачивался палаточный лагерь на берегу, готовились взлётная полоса и площадка для приёма самолётов и вертолётов, санно-тракторными поездами доставлялось необходимое оборудование. Благодаря упорной и самоотверженной работе всего личного состава все объекты были подготовлены к проведению специальных работ в заданный срок.
Во все годы на Новоземельском полигоне служили свои "неизвестные" Герои.
Вице-адмирал С.П.Кострицкий на торжественном собрании, посвященном 25-летию соединения, рассказал: "Дела сотрудников научно-испытательной части связаны с проявлением мужества, самоотверженности и героизма, хотя в повседневной работе они порой воспринимаются как будничный долг. Так капитан-лейтенант-инженер В.П.Ковалев с риском для жизни установил причину и ликвидировал аварийную ситуацию на неразорвавшейся атомной авиационной бомбе, чем обеспечил возможность проведения в назначенный срок следующей запланированной специальной работы. За этот поступок он был награжден орде-ном Трудового Красного Знамени, ему было досрочно присвоено очередное воинское звание.
Мужество и большую выдержку проявил в то время капитан 3 ранга-инженер В.Г.Дуда. Самолёт-лаборатория, совершавший полёт по заданию, потерпел аварию в Ямальской тундре. Экипаж и операторы получили серьезные травмы и не могли самостоятельно передвигаться. Капитан 3 ранга-инженер Дуда, будучи раненым, при 26 градусном морозе, превозмогая боль, преодолел на лыжах несколько десятков километров до ближайшего жилья, откуда сообщил о случившемся по радио, что ускорило поиск и спасение пострадавших".
Как перекличка поколений звучит пример, приведённый в докладе вице-адмирала В.К.Чирова, посвященном 30-летию соединения: "Смело и решительно действовали офицеры управления С.С.Платонов, Е.Ф.Базуев, Н.Е.Радионов, — попавшие в авиационную катастрофу вертолета в 1982 г. В критическую минуту они не потеряли самообладания и выбрали единственно правильный путь".
За мужество, проявленное при проведении испытаний специальной техники награждены (посмертно) орденами "Красной Звезды" капитан 1 ранга В.С.Аванесов и капитан 2 ранга В.В.Немков.
Нельзя не упомянуть об одном почти невероятном случае. При групповом подземном испытании вдруг не получили никаких данных по одному из зарядов. Осмотр поверхности горы с поиском провальной воронки также не дал ответа — сработал этот заряд или нет. Министр среднего машиностроения принял решение прорыть проход к боксу этого заряда. После проходки лаза в бокс полез заместитель начальника 5-го главка председатель комиссии В.И.Корякин. Оказалось, заряд не мог сработать, так как не был состыкован высоковольтный разъем, что входит в обязанности разработчика опытного заряда. Началось расследование. Но поступок В.И.Корякина оценили все.
В 1963 году был заключён договор об ограничении испытаний ядерного оружия в трех средах. Соединенные Штаты Америки продолжали испытания новых образцов ядерного оружия под землей на полигоне в штате Невада. После заключения Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, был осуществлен переход на подземные испытания ядерных зарядов сначала в штольнях, а затем — в скважинах.
Подготовка и проведение этих испытаний потребовали развития организации управления, совершенство-вания и разработки новых методик и средств измерений. В подготовке и проведении первых подземных испытаний участвовали специальное Управление ВМФ, ИФЗ АН СССР, ИПГ Главного Управления Гидрометеос-лужбы СССР, другие институты и войсковые части. Безопасность испытаний обеспечивалась силами Краснознаменного Северного флота и дивизии ПВО.
Первые подземные испытания ядерных зарядов на Северном полигоне были проведены в сентябре — октябре 1964 г. Для ознакомления и приобретения опыта по обработке методик и постановке физических измерений при подземных ядерных взрывах в феврале 1964 г. на Семипалатинский полигон была командирована группа специалистов научно-испытательной части Северного полигона. Эта поездка много дала для подготовки и проведения первых штольневых опытов, потребовавших развития организации управления совершенствования и разработки новых методов и средств измерения.
Подземные испытания весьма трудоемки. Горняки должны пройти штольню, монтажники — смонтировать аппаратуру и сотни километров кабеля, строители — сделать мощные забивочные комплексы и гермостенки. Цикл этих работ длился примерно год. Район подземных испытаний обозначили зоной Д-9 полигона, а лучше было бы ввести совершенно новое обозначение, соответствующее принципиально новому виду испытаний.
Даже подземные испытания зарядов старались использовать в интересах проверки взрывостойкости военно-морской техники. Так, в 1964 году в отработанной штольне, недалеко от действующей, было оборудовано сборочное помещение ядерной базы (контрольная аппаратура, в том числе несколько комплексных проверочных пультов, стыковочные стенды, узлы автоматики боевых частей и др.). Создавалась обстановка, соответствующая ядерному удару по военно-морской базе. На рабочих местах в момент взрыва некоторые узлы и аппаратура находились во включенном состоянии. На следующий день после ядерного взрыва началась их проверка. Несмотря на сильное сейсмическое воздействие, аппаратура и узлы изделий сохранили работоспособность, хотя были смещения в разных направлениях. Произошло опрокидывание отдельных стендов с высоким расположением центра тяжести. Научным руководителем этой части испытаний являлся Б.В.Замышляев. В группу испытателей входили В.Л.Серебреников (старший), И.Н.Попов, Ю.Ф.Тюрин.
Наибольший вклад в организацию подземных испытаний на Новой Земле от Минсредмаша внес начальник 5-го Главка Г.А.Цырков, многократно возглавлявший комиссии по проведению испытаний. Его заместителем по измерениям часто был В.Н.Михайлов.
Новоземельский полигон освоил пять видов испытаний ядерного оружия: подводные, наземные, приводные, воздушные и подземные (в штольнях и скважинах). Подводные взрывы окончены в 1961 году, наземный был только в 1957 году, последний приводный — в 1962-м, и в этом же году закончены воздушные испытания. Подземные испытания прекратили в 1990 году (американцы на два года позже).
После испытаний 1955 — 1962 гг. по воздействию ядерных взрывов на корабли были проведены новые уникальные испытания на радиационную стойкость радиоэлектронных систем корабля, ракетной и авиационной техники (1980, 1983 и 1984 гг.). Это связано с тем, что в этот период появились новые виды тактического ядерного оружия, для которых ведущим был радиационный фактор. Полигон оказался готов и к таким испытаниям. Необходимо отдельно отметить и комплексный опыт по изучению воздействия механических факторов ядерного взрыва на надводные корабли, фортификационные сооружения, вооружение и технику, проведенный в 1987 г.
Всего в период активной деятельности Новоземельского полигона с 21 сентября 1955 г. было произведено более 100 ядерных взрывов (наземных, подводных, воздушных, надводных, подземных). Цели испытаний были обусловлены следующими основными задачами:
- созданием и совершенствованием ядерного оружия;
- исследованием его поражающих факторов, аварийных режимов и аварийных ситуаций с ядерными боеприпасами;
- фундаментальных и методических исследований.
Последнее полномасштабное испытание на полигоне было произведено 24 октября 1990 г. С тех пор, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 26.10.1991 г. № 67-РП, полигон находится в состоянии моратория, далее продленного Указами Президента Российской Федерации от 19.10.1992 г. № 1267 и от 05.07.1993 г. № 1008.
28 марта 1998 г. Директивой Министра обороны Российской Федерации Центральный полигон Российской Федерации был передан из подчинения управления ВМФ в подчинение 12 Главного Управления Министерства обороны РФ и предназначен для проверки правильности теоретических предпосылок, положенных в основу устройства ядерного заряда, изучения поражающих факторов ядерных взрывов в различных условиях, для совершенствования методов технической и медицинской защиты от воздействия поражающих факторов.
Отдельно хочется отметить: каждый из тех, кто служил на Новой Земле, достоин, чтобы о нём было написа-но. Обычно в понятие "ветераны" включают тех, кто прослужил в данной части 10 и более лет. На Новой Земле год службы считается за два. Лиц, прослуживших в соединении более 5 лет, очень много, а есть и такие, кто прослужил уже более 20 календарных лет. При этом, участниками Великой Отечественной войны являлись первая группа командования и многие старшие офицеры, служившие на полигоне после его основания. Контр-адмирал Е.П.Горожин, контр-адмирал В.В.Абрамов, служащий Г.С.Ружинский в годы войны были также в рядах действующей армии, а капитан 1 ранга В.С.Белов — в рядах трудового фронта. С деятельностью полигона тесно связаны имена адмирала В.М.Гриша-нова, адмирала-инженера Н.В.Иса-ченкова, адмиралов Н.Е.Басистого, П.Н.Медведева, генерал-лейтенанта В.А.Черонореза, контр-адмиралов А.И.Крисова, А.В.Акатова, полковника Н.С.Пруцкова и многих других. Более 1200 человек новоземельцев было награждено правительственными наградами за образцовое выполнение правительственных задач. Более 350 из них — за проявленное мужество и самоотверженность орденами: от советского ордена Ленина до российского ордена Мужества.
Современная деятельность Новоземельского полигона находится в центре внимания Межведомственной комиссии по обеспечению радиационной и экологической безопасности проведения неядерных экспериментов. В этом аспекте Россия строго соблюдает объявленный ею мораторий на ядерные испытания, а деятельность Новоземельского полигона осуществляется в полном соответствии с положениями подписанного в сентябре 1996 г. Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
В статье 2 Федерального закона о ратификации Россией Договора отмечено: "...Реализация Договора осуществляется на основе... поддержания базового потенциала для возможного возобновления испытательной ядерной деятельности в случае выхода Российской Федерации из Договора; поддержания в готовности к полномасштабным испытаниям Центрального полигона Российской Федерации и адаптации его к проведению не запрещенных Договором работ по ядерным зарядам и боеприпасам...".
Говоря о роли Центрального Полигона, можно сказать, что, если Россия хочет сохранить статус ядерной державы, с которой считаются в мире, без Северного полигона ей пока не обойтись. И лишь когда в мире будет уничтожен последний ядерный боеприпас, можно будет сказать, что Новозе-мельский полигон выполнил свои задачи.
Несомненно, у полигона еще очень много работы, чтобы восстановить тот потенциал, который был утерян за последние, очень нестабильные и тяжелые для России годы. Но с уверенностью можно сказать, что только совместными усилиями, а не в одиночку, можно будет не только восстановить, но и обеспечить полноценную работу этого уникального комплекса, который будет жить и служить, принося неоценимую пользу России.
К сожалению, в наше время нельзя исключать и такой фактор, как террористические диверсии, и здесь только организационно-технических мер недостаточно. Эта проблема беспокоит разработчиков с момента создания ядерного оружия. Но только последние достижения науки и техники позволяют ставить вопрос о создании ядерных зарядов, полностью безопасных в любых аварийных ситуациях. В промышленности имеются соответствующие технические проработки, но их реализация связана с изменением физических схем зарядов, с применением новых материалов и технологий. А это опять же требует проведения испытаний.
Итак, цикл статей о "Земле", где полгода ночь, окончен. Конечно здесь не удалось рассказать обо всей боевой деятельности Испытательного полигона на Новой Земле, и уж тем более — обо всех людях, которые самоотверженно и мужественно служили и работали на удаленном арктическом архипелаге. Остается надежда, что придет время и родственники проходивших военную службу на Новой Земле или работавших здесь по найму или их родственники еще найдут имена родных на страницах многотомного труда, посвященного подробной истории архипелага и Испытательного полигона содержащем списки всех испытателей-новоземельцев.
Публикацию подготовил капитан 1 ранга С.КОВАЛЕВ
"Морской сборник" 2009г. №12
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте