Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Главная » 2018»Июль»23 » Феномен Сталкера от «Пикника на обочине» до экранизации Тарковского.
04:08
Феномен Сталкера от «Пикника на обочине» до экранизации Тарковского.
Рассказ о любом значимом культурном явлении зачастую не обходится без упоминания сложностей, через которые ему необходимо было пройти, чтобы увидеть свет. «S.T.A.L.K.E.R.» вырос из одной повести, прошел многолетнюю череду взлетов и падений, побывал в руках писателей, режиссеров, геймдизайнеров, художников и композиторов.
И каждый раз они создавали узнаваемые, но по-своему оригинальные творения, которые спустя много лет все еще ассоциируются с первоисточником. Опуская подробности об этой вселенной, которые известны практически каждому, мы прошлись по ее жизненному пути, заостряя внимание на проблемах, с которыми она сталкивалась на протяжении почти 50-ти лет.
Прежде чем коснуться термина «Сталкер», стоит все-таки обратить внимание на людей, благодаря которым он обитает в массовой культуре до сих пор. Аркадий и Борис Стругацкие. Поистине громкие и знакомые имена с не менее знакомыми произведениями. Они начали с простейших рассказов, которые вскоре трансформировались в романы, полные аллюзиями, метафорами и отсылками к миру реальному. Для Стругацких фантастика была не просто полетом мысли, а настоящим инструментом, чтобы осветить проблемы которые окружали их уже тогда или могли возникнуть в будущем. Наряду с Ефремовым, они, одними из первых, начали задавать вопросы более глобального характера, чем их современники, выделяя множество социальных проблем.
У «Пикника на обочине» существует идейный прародитель — рассказ «Забытый эксперимент», который увидел свет в 1959 году и был написан также Стругацкими. Его можно называть эскизом к “Пикнику”, но, тем не менее, он обособлен и имеет свою законченную сюжетную линию, повествующую о печальных экспериментах постройки «двигателя времени», за которыми последовало появление той самой Зоны. Идея более подробно раскрыть тему отрешенного от остального мира кусочка земли, где властвуют свои законы пришла Стругацким в 1970 году. На этапе проработки мира каких-либо упоминаний о сталкерах не было вообще. Действующие персонажи изначально назывались старателями или трапперами, а своё культовое название обрели уже в процессе написания повести. Вдохновителем был Редьярд Киплинг с его книгой «Stalky & Co», которой Аркадий Натанович очень восхищался и даже перевел на русский язык.
Не вдаваясь в полный пересказ, стоит отметить ключевые моменты, давшие крепкий фундамент для последующих вдохновленных повестью литературных произведений, фильмов и, в особенности, игр. И если плоская Земля стоит на трех слонах, то любое воплощение мира Сталкера базируется на трех феноменах.
Первым является Зона — в повести их целых шесть, а появились они в результате посещения планеты внеземным разумом, который вскоре исчез, впрочем, не бесследно. Возникшие Зоны и поспешное удаление пришельцев похожи на оставленный мусор после какого-нибудь пикника на обочине, чем и объясняется название. Вторым феноменом можно назвать аномалии — бессчетное количество стихийных и опасных явлений, где зачастую находятся артефакты — третий феномен, за которыми и отправляются в смертельные вылазки сталкеры.
История написания не таит в себе ничего интересного. Повесть была закончена менее чем за год, но с публикацией дела обстояли совсем иначе. Как и многие произведения в те времена, изначально “Пикник на обочине” публиковался частями в различных журналах. Получить же полное издание удалось только в 1980 году, когда с момента написания прошло уже целых 8 лет. Но и это издание не было идеальным — редакторы, по своей прихоти, заставили изменить множество названий и решили дать какие-то объяснения внутрисюжетным явлениям. Основной период творчества братьев Стругацких пришелся на время, когда советский режим еще крепко стоял на ногах, а это влекло большинство проблем для людей, работавших в литературной сфере, кино, радио или театре. Для людей творческих рамки постоянно сужались, цензура не щадила никого. Лучше всего охарактеризовать то время может сам Борис Стругацкий: «Писать надо таким образом, чтобы у советского редактора, читающего рукопись, с одной стороны, волосы вставали дыбом, но, с другой стороны, не возникло желания немедленно побежать в «Большой дом».»
Если судить по его же словам в «Комментариях к пройденному», то попытка добиться публикации “Пикника на обочине” была настоящим путешествием по всем кругам ада. Братья отправляли письма для ред. заключения и получали ответы умопомрачительного содержания. Там, где с первого взгляда не было ничего антисоветского, редакторы умудрялись находить сотни моментов, которые были по их мнению грубы и пошлы для подрастающей молодежи, являвшейся неотъемлемой читательской базой. Поместившиеся на 18 страницах замечания были связаны с физическим насилием и жаргонными выражениями, вкупе с упреками аморального поведения персонажей. Итогом стали две сотни исправлений в тексте, из-за чего первое опубликованное издание оказалось для авторов сущим кошмаром. Для Стругацких такое событие было не в новинку — «Обитаемый остров» претерпел 980 правок. И если борьба авторов за то, чтобы повесть увидела свет просто показывает абсурдность системы, то создание фильма «Сталкер» таит в себе намного больше производственных проблем, хотя и здесь не обошлось без тяжелого партийного пресса.
1975 год, когда «Пикник на обочине» еще не получил полного издания, стал началом сотрудничества Стругацких и режиссера Андрея Тарковского. К тому времени он уже успел поставить не одну пару высокооцененных фильмов, благодаря чему получил звание режиссера с мировым именем. Впрочем, такая гениальность таила в себе массу препятствий для людей, работавшими с ним рука об руку, о чем Стругацкие не подозревали.
От «Пикника на обочине» Стругацких двигаемся к главному. Изначально, Тарковский делал запросы в Госкино на разработку нескольких экранизаций, в том числе «Мастера и Маргариты» и даже «Гамлета». Но добро режиссер получил только на сценарий «Машины желаний», потому что фантастика в то время пользовалась большой популярностью. Этот сценарий был уже вторым по счету при разработке фильма «Сталкер», над которым работали Стругацкие. Позже они называли его одной из самых изнуряющих работ, которая, однако, так и не впечатлила режиссера.
После утверждения актеров началась работа над съемками. Сюжет переписывался на ходу, а Тарковский еще не мог окончательно определиться с концепцией, что было причиной для бесконечных дискуссий со сценаристами, о чем впоследствии с горечью вспоминал Борис Натанович. Остальная команда тоже была не в восторге от излишних придирок режиссера. Переломный момент настал после завершения съемок. При проявлении, пленка оказалась бракованной, весь отснятый материал был испорчен. Объяснений такому событию дают множество и по сей день. Сам автор картины был уверен, что пленку подменили. В любом случае, это сильно повлияло на здоровье Тарковского и послужило подспорьем к скандальному завершению сотрудничества с оператором Георгием Рербергом, который ранее снял для режиссёра «Зеркало».
Андрей Тарковский во время работы над «Сталкером».
Возникла срочная необходимость полностью переснимать весь фильм, и, чтобы получить дополнительное финансирование, было принято решение сделать его двухсерийным. Такие события подтолкнули Тарковского поменять не просто общий настрой картины, но и изменить саму фантастическую основу, на которой строилась вся история. К тому моменту было предложено и отвергнуто уже около восьми сценариев. Аркадий Натанович лично присутствовал на съемках в Эстонии, и когда режиссер заявил, что ему нужен совсем «другой сталкер», писатель вернулся в Ленинград, где они с братом за два дня закончили очередной вариант сценария, который, наконец, удовлетворил постановщика. Из него убрали всю видимую фантастику, наполнили саспенсом, а из первоначальной концепции оставили лишь ту самую загадочную Зону, в которой происходят необъяснимые вещи — аномалии, и включили в сюжет исполняющую любые желания «Комнату» — цель путешествия главных героев. Полностью изменился и характер проводника — Сталкера. Если в первоначальных сценариях ему было присуще импульсивное и жесткое поведение, почти схожее с главным героем повести, то в итоговой версии это был, как говорил Борис Стругацкий, юродивый. Такая поправка оказалась важна для всей картины.
несмотря на негодование Госкино, и представить картину на Каннском кинофестивале в 1980 году. Там фильм получил как награду, так и восторги критиков, которые всегда были особенно благосклонны к творчеству Андрея Арсеньевича и называли его самым главным советским режиссёром. Однако для Тарковского «Сталкер» оказался последним фильмом, который он снял на родине.
Достаточно сложно не проводить параллели с «Пикником», когда идет речь о «Сталкере», но если углубиться в творчество режиссера, взглянуть на то, какого рода фильмы он снимал, приоткрывается совсем иной взгляд на картину. Как уже было сказано выше, произведения Тарковского всегда пользовались успехом за пределами СССР, в то время как на родине он постоянно испытывал давление сверху. Несмотря на это, вместо попыток высмеять или осудить государство, которое на протяжении многих лет буквально саботировало старания режиссера, он дотрагивался до куда более существенных и значимых для него духовных вопросов. И если в повести видна аллюзия на политический строй того времени, то фильм говорит о проблеме совсем другого характера. В нем отражается борьба человека с самим собой, со своими взглядами и верой, которые выдерживают или не выдерживают проверку путешествием. Этого достаточно, чтобы остановить сравнения с идейным вдохновителем — «Пикником на обочине», и уже тем более, прекратить относиться к фильму, как к экранизации.
Следующее воплощение «Сталкера» являет собой более современную ветку в культурном развитии идеи. Многим знакома франшиза, которая пользуется успехом вот уже десять лет с момента выхода первой части. Шутер от первого лица с интегрированным зародышем RPG-механики. Свобода перемещения в огромном, для своего времени, мире, состоящем из дюжины огромны локаций. Безразмерная «душа» и всюду пропитывающее чувство чего-то дико родного и близкого. Яркая вселенная, породившая дюжину мемов и выражений, которые до сих пор на слуху. Очевидно, что на сегодняшний день все это относится к легендарной серии игр S.T.A.L.K.E.R.
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте