Вокруг Государственного агентства по управлению зоной отчуждения, как и в отрасли атомной энергетики, не утихают громкие кадровые и коррупционные скандалы. Так называемые пленки Эрмака-Лероса отчетливо продемонстрировали как братом главы ОП подбираются кандидатуры на различные «хлебные» должности и назначаются «смотрящие» за целыми отраслями украинской экономики.
Сегодня ситуация вокруг ДАЗВ набирает стремительных оборотов. Поэтому далее мы расскажем о попытке одиозных кадров, замешанных в коррупционных схемах на миллиарды гривен, назначать своих, не всегда компетентных, управленцев на чрезвычайно важные и ответственные должности в Государственном агентстве по управлению зоной отчуждения ЧАЭС.
Далее мы поведаем о том, как пресловутому Сергею Калашнику, несмотря на целую вереницу уголовных производств и конфликт интересов, удалось возглавить Госагентство, а также расскажем, как ему удалось усадить в кресло заместителя главы ДАЗВ «своего» человека – Максима Шевчука.
КАК ВЫБИРАЛИ ГЛАВУ ДАЗВ
Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения (Укр. – ДАЗВ) - структура, которая руководит Чернобыльской АЭС и рядом государственных предприятий в 30-километровой зоне отчуждения.Агентство занимается достройкой нового защитного саркофага над 4-м реактором ЧАЭС, а также переработкой радиоактивных отходов, влияет на кадровые назначения в ЧАЭС.
На нужды агентства выделяются миллиарды бюджетных (читай – наших с вами) гривен. Естественно, это порождает коррупционные возможности для руководителей госагенства – тендеры, откаты, подставные лица, офшоры и т.д. Именно поэтому должность главы ДАЗВ является столь вожделенной для финансово-промышленных кланов, а иногда и для откровенных организованных преступных групп.
Более года агентство было обезглавлено, не имея стабильного руководства без приставки «и.о.». Предыдущий председатель ДАЗВ Виталий Петрук, назначенный на эту должность в 2017 году, был со скандалами уволен в октябре 2019 года, после чего исполняющим обязанности главы стал его зам – Владимир Фещенко.
Сразу же после этого Кабинет министров Украины своим распоряжением за подписью премьер-министра Гончарука объявил конкурс на занятие должности председателя Государственного агентства по управлению зоной отчуждения (ДАЗВ – Укр.). После первого конкурса, сопровождавшегося сотнями разоблачительных публикаций, главу ДАЗВ выбрать не удалось. Видимо, кандидатура победителя не устроила «смотрящих» наверху. Поэтому было решено провести конкурс повторно, а на период безвластия и.о. председателя Государственного агентства была назначена, как наименее токсичный кандидат, Екатерина Павлова. Нужно отдать должное, женщина с неимоверной прытью взялась вычищать авгиевы конюшни ДАЗВ, после чего было возбуждено несколько уголовных производств.
В итоге, по результатам второго конкурса 2 апреля 2020 года Кабмин победителем конкурса определил Сергея Калашника. Именно его фигура вызывала наибольшие противоречия из-за неблаговидного шлейфа, который тянулся за Калашником с времен занятия ним предыдущих должностей в структуре ДАЗВ. До того Калашник год исполнял обязанности гендиректора Чернобыльской АЭС, где, так сказать, «весело покуражился». Сегодня правоохранительные органы наперебой соревнуются в уголовных производствах по фактам причинения ущерба государству на миллиарды гривен, о чем далее более подробно.
Бурю негодования вызвали существенные нарушения нормативных актов и законов при назначении данного кандидата. Несмотря на это, Кабинета министров Украины 13 апреля 2020 года своим распоряжением № 410-р назначил Сергея Калашника главой Государственного Агенства Украины по управлению зоной отчуждения на 5 лет с испытательным сроком в 3 месяца.
НОВЫЙ УПРАВИТЕЛЬ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ЗОНЫ: УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА, КОРРУПЦИЯ И ДИЛЕТАНТСТВО
«Сотрудники СБУ задокументировали факт передачи директором одного из госпредприятий голове агентства 210 000 гривен за начисление ему премии в размере более 430 000 гривен», - написала «УП». Известно, что Сергею Калашнику инкриминируют правонарушения по статье 369 УК Украины. Источники сообщают, что изначально это была спецоперация НАБУ, но после звонка задержанного своим «друзьям» в СБУ, имена которых мы назовем ниже, инициатива была перехвачена. К этому вопиющему случаю мы еще вернемся, а сейчас обратимся к предыстории того, откуда Калашник появился в структурах ДАЗВ и более ранних уголовных производствах.
По сообщениям СМИ, Калашник замешан в огромном количестве коррупционных скандалов, связанных с миллиардными тендерами и лоббированием интересов коммерческих структур. Известно, что Сергей Калашник так и не смог сдать основной экзамен по ядерной и радиационной безопасности, что не позволительно для руководителя такой структуры, деятельность которой связана с работой ядерно-аварийных объектов, которая требует высокого уровня компетенции. Но это не мешало ему руководить ЧАЭС, а теперь и ДАЗВ.
Первый скандал вокруг Калашника разгорелся, когда его незаконно (в обход конкурса) назначили на должность руководителя с приставкой и.о. ГСП «Чернобыльская АЭС». Согласно постановлению КМУ №777 от 03.09.2008 года конкурсный отбор и назначение руководителей государственных предприятий осуществляется Кабинетом министров Украины. Как ни странно, эту процедуру удалось обойти с помощью прежнего руководителя Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения Петрука Виталия Викторовича, человеком которого называют Калашника. К слову, обоих связывают с тогдашним министром энергетики Остапом Семераком.
Это назначение подняло на протесты работников предприятий ДАЗВ и членов профильных профсоюзов. Людей возмутило, что впервые за всю историю атомной энергетики руководителем ядерной установки был назначен человек, который не имеет ни профильного образования, ни дня опыта работы в атомной энергетике и при этом, в нарушение всех установленных процедур и действующего законодательства, был назначен на должность. Уже на этом этапе профсоюзы ЧАЭС предложили уволить главу ДАЗВ Петрука за назначение Калашника. Но то были еще цветочки.
Известно, что до ЧАЭС Калашник занимал должность заместителя проекта совместного предприятия «НОВАРКА» (компании VINCI CGP/ BOUYGUES), которое является генподрядчиком по строительству саркофага «Арка» или нового безопасного конфаймента над 4-м блоком ЧАЭС.
Средствами на этот проект сбрасывались всем миром. Утвержденная стоимость проекта – 1,5 миллиардов долларов США, но по факту обошлось примерно на 100 миллионов долларов дороже. Финансирование проекта осуществлялось из специально созданного Чернобыльского фонда «Укрытие» (ЧФУ), а распорядителем средств ЧФУ является Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР).
Получается, что Сергей Калашник, который ранее, как исполнитель, отвечал за качество строительных работ на 1,5 долларов США в «НОВАРКЕ», сам у себя принимал их уже как заказчик и руководитель ГСП «ЧАЭС». Это ли не явный конфликт интересов?
«Почти сразу после назначения и.о. ген. директора ГСП ЧАЭС господин Калашник подписал с СП «НОВАРКА» акт о вводе в эксплуатацию Нового безопасного конфайнмента, который на тот момент имел существенные недостатки и недоработки, а чуть позже - заключил с СП «НОВАРКА» договор на устранение недостатков силами ГСП ЧАЭС. Таким образом, бывший работник подрядчика (СП НОВАРКА) принял незавершенный объект в эксплуатацию уже как руководитель организации-заказчика - ЧАЭС и заключил контракт на устранение недостатков персоналом Чернобыльской АЭС, то есть - за государственные средства!», - пишут журналисты издания «Антикор».
МИЛЛИАРДЫ
Известно, что Государственное бюро расследований в апреле 2019 года начало досудебное расследование № 62019100000000376 по факту заключения Калашником сомнительных договоров на сумму 2,5 миллиарда гривен в интересах компаний (ООО СК «Укрбудмонтаж»), якобы приближенных к экс-депутату и застройщику Максиму Микитасю, который сегодня находится под следствием. В рамках данного уголовного производства был наложен арест на средства ООО СК «Укрбудмонтаж».
Кроме того, средства массовой информации уличали Сергея Калашника в том, что он, будучи руководителем ЧАЭС, заключал контракты и проводил разные махинации в интересах оффшорных компаний из Кипра (Velero Ltd., в продвижении которой на рынок переработки жидких радиоактивных отходов якобы был лично заинтересован уже бывший министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак), вследствие чего государство несло убытки.
Помимо этого сообщалось, что некая ОПГ «села на потоки тендерных процедур в ДАЗВ и нанесла ущерб государству в размере 34 млн грн, о чем по инициативе Екатерины Павловой было открыто еще одно производство №12020110000000163 о нарушении законодательства при использовании бюджетных средств при заключении договора подряда между ДСП «ЦППРВ» и «Укртрансстрой» в результате невыполнения которого госбюджету Украины причинен материальный ущерб в особо крупных размерах. Как ни странно, но это далеко не полный перечень уголовных «подвигов» экс-руководителя ЧАЭС, но дело его не стоит на месте и, очевидно, что вскоре мы станем свидетелями новых громких производств, которые, хотелось бы верить, приведут к посадкам. Ведь весна уже заканчивается.
«СВОИ ЛЮДИ» И ТОРГОВЦЫ КОБМИКОРМОМ: КОРРУПЦИОННЫЙ СПРУТ КАЛАШНИКА В ДАЗВ
Сегодня, как пишет ряд авторитетных СМИ, Калашником построена «схема» списания государственного имущества без аукционов. Так, эксперты утверждают, что Чернобыльские реакторы и энергоблоки не отработаны даже на половину. Поэтому Калашник якобы наладил «дерибан» оборудования, которое за последние годы демонтировали со станции под его руководством.
«Все драгоценное оборудование, приборы и металл списывались, как радиоактивные отходы, в свою очередь, дальше перепродавались без аукционов и в неизвестном направлении. Международные партнеры из МАГАТЭ неоднократно обращались с запросами и обеспокоенностью по данному вопросу», - пишут журналисты, отмечая, что неправомерные коррупционные действия Калашник С. В. привели к колоссальным убыткам.
Злые языки утверждают, что сегодня этими деструктивными элементами в структуре предприятий ДАЗВ значительно раздуваются штаты из родственников и особо приближенных лиц, что позволяет «дерибанить» зарплатный фонд и выписывать себе миллионные премии. Так, только официальная зарплата Калашника составляет порядка 250 000 гривен, а годовая премия - 1 500 000 гривен.
В этом контексте встаёт вопрос: за какие такие заслуги мы с вами как налогоплательщики, должны оплачивать неквалифицированную, направленную на ущерб, работу человека, который даже не прошел проверку знаний и ему было отказано в получении лицензии на право работать с ядерными установками Государственной инспекцией ядерного регулирования Украины? Ведь мы тем самым можем стать невольными спонсорами, не приведи Господь, техногенной катастрофы, о чем уже предупреждают ветераны атомной отрасли.
«Приступив к обязанностям, Калашник С.В. развел бурную деятельность. Не даром же столько сил и средств было потрачено. Нужно возвращать затраты. Первым делом были подписаны договора на сотни миллионов гривен, начата работа по назначению своих людей на должности руководителей предприятий, которые входят в структуру Агентства. Поданы документы на назначение на должность первого заместителя своего товарища и партнера по коррупционным схемам Александра Леонидович Ковальчука, который до этого был временно исполняющим главы агентства. За две недели было проведено много работы, в том числе и налажены коррупционные схемы», - пишет издание «Антикор»
Ранее источники в правительстве сообщали, что чиновники, осевшие в креслах ДАЗВ, хотят любыми способами продвинуть на должность первого зама главы ДАЗВ креатуру Сергея Калашника – Шевчука Максима Константиновича, который также в качестве технического кандидата принимал участие в конкурсе на занятие должности главы ДАЗВ. Указанная информация подтвердилась. Как стало известно, 13 мая 2020 года Кабинет министров Украины назначил Максима Шевчука, которого называют лицом, приюлиженным к Калашнику, заместителем главы ДАЗВ.
Чем примечательна фигура Максима Шевчука? Дело в том, что он, как и его шеф, человек далекий от атомной отрасли, незнакомый с основами ядерной безопасности. К слову, о Шевчуке нет в интернете множества разоблачительных публикаций. За исключением того, что он профан в ядерных вопросах, в СМИ, что подозрительно, практически нет упоминаний об этом кандидате. Складывается впечатление, что его специально готовили занять должность в ДАЗВ. С этой целью, вероятнее всего, подчистили репутацию в сети, а также декларацию о доходах и расходах, которая на фоне других выглядит очень скромной. Но это плохо соотносится с тем, что пишут о креатуре Калашника на специализированных аграрных сайтах.
Так, к примеру, в досье на сайте Latifundist сообщается, что Максим Шевчук работал генеральным директором компании «АгроВет Атлантик», является строителем комбикормовых заводов и основателем аграрных предприятий, что никоим образом не отражено в его декларациях.
Источники, близкие к конкурсной комиссии, с которыми нам удалось пообщаться, называют выбор кандидатов в ДАЗВ «конкурсным трэшем», так как побеждают кандидаты, которые не знают английский язык, но при этом получают высокий бал по этому показателю. Это, по мнению собеседников издания, ставит под сомнение непредвзятость и объективность проведения конкурсной процедуры.
«По закону о госслужбе каждый кандидат должен сдать тест на знание английского языка. Как ни странно, кандидаты, которые и представления не имеют об иностранных языках, сдают эти тесты с лучшими балами. Объясняется все очень просто. К примеру, Шевчук пробежав по 15-ти конкурсам, уже просто на автомате за 15 попыток, конечно же, смог угадать ответы. Зачем 15 конкурсов? Ну а вдруг где-то да нужен кандидат с «Укртелекома». Главная странность в том, что зарплата у него в IT индустрии, минимум, 100 000 гривен, но он вдруг решил поработать на государство на зарплату в 25 000 гривен. Это такое самопожертвование другими с неизвестными составляющими, на которые он явно рассчитывает? Ковальчук А. Л. тоже очень даже хорошо прошел тестирование ( 99 из 100). Прям лингвист. Хотя, откуда такие скрытые секретные таланты? Наверное, оттуда, откуда он - начальник финансового отдела с образование учителя географии. Почему нет онлайн собеседования на английском языке? Ведь за 5 минут общения можно понять уровень владения? А так у нас английский только в протоколе на бумаге. Почему так происходит? Потому что, очевидно, ответы на тест были куплены, а кандидаты английским языком не владеют!», - полагает собеседник издания.
Подводя итоги, можно прийти к выводу, что сегодня наблюдается практика назначения различными смотрящими неквалифицированных кадров ДАЗВ, которые даже близко не понимают последствий своих действий, но зато отлично специализируются на безмолвном дерибане сотен миллионов бюджетных гривен. По сути, деятельность этого преступного спрута, который запустил свои щупальцы в ДАЗВ, давно должна была быть пресечена многочисленными правоохранительными оранами, но этого почему-то не происходит. И мы знаем почему!
Как пишет «Антикор», Калашник – это давний друг и подельник нынешнего первого лица СБУ – начальника ГУВБ Андрея Наумова, а также друг номинального главы СБУ – Ивана Баканова.
«Именно поэтому Сергей Калашник столь нагло получал взятку 26 апреля, в День Памяти Чернобыльской трагедии. Факт дружеских взаимоотношений между Калашником Сергеем и Наумовым Андреем не вызывает сомнения. Работали вместе и даже вместе вляпались в уголовное дело о разворовывании бюджетных средств. Но Калашник хорошо знаком и с Бакановым. Еще в далеком 2017 году супруга Калашника Сергея сыграла роль помощницы судьи в фильме «Слуга народа 2», который был снят ООО «Студия Квартал 95», директором которой был нынешний глава СБУ Баканов
Известно, что сегодня, помимо, ГБР, НПУ и СБУ, темными делами Калашника в ДАЗВ также заинтересовались в НАБУ, что дает шанс на то, что здравый смысл все же восторжествует, виновники будут привлечены к ответственности, а подстраховочные замы – безвозвратно уволены из ДАЗВ. Мы будем пристально следить за развитием событий вокруг дела Калашника.
Продолжение следует…
Источник - ukrmedia.center
|