Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Уникальный фотоальбом с работами Ивана Семеновича Литовченко, украинского художника-монументалиста, украсившего Припять в годы ее расцвета своими мозаичными шедеврами, известными всякому, кто интересовался городом и его историей. Книга передана для публикации Натальей Ивановной Литовченко, дочерью художника.
Иван Семёнович Литовченко (1921—1996) — украинский советский художник декоративного и монументального искусства. Заслуженный деятель искусств Украины. Лауреат Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко, действительный член Академии архитектуры Украины.
Талант Литовченко-монументалиста в 70-х гг. служил идее образно-пластической организации городской среды, ярко воплощенной мастером в монументальном ансамбле в Припяти на Чернобыльской АЭС — в городе, вот уже двадцать девять лет трагически недоступном для его жителей — тех, кому предназначались выношенные и выстраданные годами творения И. Литовченко: скульптурно-мозаический рельеф-панно «Музыка» на фасаде музыкальной школы (1976), скульптурно-декоративная композиция «Энергия» (1977), три панно на центральной улице города — «До світла», «Світанок», «Творення» (1978—1982).
Припятский ансамбль мозаик можно рассматривать как своеобразную «модель» представлений И. Литовченко о задачах монументального творчества, как программное выражение его концепции синтеза искусств. Литовченко проявил себя великолепным мастером оркестровки монументальных образов в многофигурных композициях панно, каждое из которых несло свои особые пространственно-организационные функции в городской среде.
Последовательно решая «средовые» задачи совместно с главным архитектором города Г.Оловянниковым, И. Литовченко неизменно пытался строить, «режиссировать», создавать духовное пространство обитания людей.
Тогда, в 70-х, Литовченко поражал невероятной твердостью характера. Его прямолинейность, категоричность суждений, непримиримость к компромиссам и дилетантизму в искусстве множили недругов. Те мстили наветами и клеветой, что в конце концов в 1978 г. — уже после создания Иваном Литовченко абстрактно-декоративного панно «Музыка», шедевра, опередившего десятилетия и ставшего классикой украинского искусства, — привело к неожиданному приостановлению работы в Припяти.
После четырех с лишним лет вынужденного перерыва в работе над припятскими рельефами Литовченко принципиально отказывается от помощи исполнителей и работает над своими мозаиками-колоссами практически самостоятельно.
Фрагмент интервью Н.И. Литовченко:
— Судьба работ Вашего отца в Припяти печальна: они разрушаются под дождем, зарастают кустарниками, хотя зону достаточно часто посещают туристы.
— Перевозить их нельзя, но идет речь о том, чтобы их законсервировать в том виде, в котором они есть. А относительно туристов, то кое-кто из них даже забирает с собой кусочки радиоактивной смальты, которую отец использовал в своих работах. Он применял металл на освещенных частях композиции, а в теневых — смальту. И композиции “Музыка”, “Энергия” изменялись в зависимости от освещения, жили, играли цветами. Эти композиции созданы задолго до аварии, но отец был у реактора, видел, что происходило на станции, и потому у него было предчувствие, что все это грандиозное и страшное может нехорошо окончиться. Все это отображено во многих его композициях.
Выражаем огромную признательность Наталье Ивановне Литовченко, припятчанам Станиславу Васильевичу Константинову, Виктору Васильевичу Петрову, Владимиру Александровичу Литовченко за предоставленные материалы и неоценимую помощь в подготовке публикации.
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте