Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).
Огромный подземоход по второму проекту состоял из нескольких отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 и в высоту — 3.5, общей длиной от 400 до 524 метров. Вес — 60 тысяч тонн. Имелось 14 электродвигателей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Скорость — под водой 30 км/ч, в грунте — от 2 до 10 км/ч. Управлял
средством экипаж в 30 человек. Вооружение — мины и пулемёты, подземные торпеды «Fafnir» (боевая) и «Alberich» (разведывательная). Вспомогательные отделяемые средства — снаряды для облегчения проходки в скальных грунтах «Mjolnir» и малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin».
По окончании Второй мировой войны в районе г. Кенигсберга были найдены штольни неизвестного назначения, а рядом взорванная конструкция непонятного назначения. Существует вероятность, что это были остатки «Змея Мидгарда» разрабатываемого как одно из воплощений «Оружия возмездия».
Потерянная субтерина
На протяжении тысячелетий люди мечтали покорять стихии. Наши давние предки сделали первые шаги в освоении морей и океанов; наблюдая за полетом птиц — люди мечтали освободиться от земного притяжения и научится летать. И вот, казалось бы, сегодня человек осуществил свои мечты — быстроходные океанские лайнеры гордо рассекают волны всех морей и океанов, атомные подводные лодки бесшумно крадутся в толще вод, а небо исчерчено инверсионными следами реактивных самолетов. За прошедший 20 век мы даже сумели преодолеть земное притяжение, сделав первый шаг в бесконечное космическое пространство. Все это так, но у человечества была еще одна сокровенная мечта — совершить путешествие к центру Земли.
Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).
Огромный подземоход по второму проекту состоял из нескольких отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 и в высоту — 3.5, общей длиной от 400 до 524 метров. Вес — 60 тысяч тонн. Имелось 14 электродвигателей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Скорость — под водой 30 км/ч, в грунте — от 2 до 10 км/ч. Управлял
средством экипаж в 30 человек. Вооружение — мины и пулемёты, подземные торпеды «Fafnir» (боевая) и «Alberich» (разведывательная). Вспомогательные отделяемые средства — снаряды для облегчения проходки в скальных грунтах «Mjolnir» и малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin».
По окончании Второй мировой войны в районе г. Кенигсберга были найдены штольни неизвестного назначения, а рядом взорванная конструкция непонятного назначения. Существует вероятность, что это были остатки «Змея Мидгарда» разрабатываемого как одно из воплощений «Оружия возмездия».
Потерянная субтерина
На протяжении тысячелетий люди мечтали покорять стихии. Наши давние предки сделали первые шаги в освоении морей и океанов; наблюдая за полетом птиц — люди мечтали освободиться от земного притяжения и научится летать. И вот, казалось бы, сегодня человек осуществил свои мечты — быстроходные океанские лайнеры гордо рассекают волны всех морей и океанов, атомные подводные лодки бесшумно крадутся в толще вод, а небо исчерчено инверсионными следами реактивных самолетов. За прошедший 20 век мы даже сумели преодолеть земное притяжение, сделав первый шаг в бесконечное космическое пространство. Все это так, но у человечества была еще одна сокровенная мечта — совершить путешествие к центру Земли.
Подземный мир всегда был для людей чем-то очень таинственным, манящим и в то же время пугающим. Мифология и религия практически всех народов, так или иначе, связана с подземным царством и существами, которые его населяют. И если в древности подземный мир был для человека запретным местом, то с развитием наук и появлением первых гипотез строения Земли, идея путешествия к ее центру становилась все более заманчивой. Но как это сделать?
Конечно, этот вопрос не мог не волновать писателей-фантастов и, пока ученые гадали об устройстве подземного мира, в 1864 году Жюль Верн заканчивает роман «Путешествие к центру Земли», в котором главные герои его произведения, профессор Линденброн и его племянник Аксель совершают путешествие к центру Земли через жерло вулкана. Путешествуют они на плоту по подземному морю и возвращаются на поверхность через пещеру. Надо сказать, что в те годы была популярна теория о существовании обширных полостей внутри Земли, которую, судя по всему, Жюль Верн положил в основу своего романа. Однако позже ученые доказали несостоятельность гипотезы «полой Земли», а в 1883 году была опубликована повесть графа Шузи «Подземный огонь». Герои его произведения, при помощи обычных кирок, пробивают сверхглубокую шахту в зону «подземного огня». И хотя в повести «Подземный огонь» не описаны какие-либо механизмы, ее автор уже тогда осознавал, что дорога к центру Земли должна быть проделана человеком, и что никаких полостей, по которым можно путешествовать глубоко под землей, нет. Оно и понятно, ведь Земное ядро подвержено воздействию колоссального давления и температуры, а из этого следует, что ни о каких «подземных полостях», и тем более существовании в них жизни, говорить не приходится.
В последующих научно-фантастических произведениях появляются описания инструментов для проникновения в земную твердь, куда более совершенные, нежели кирка из повести графа Шузи «Подземный огонь. Так, например, в 1927 году выходит научно-фантастический роман графа Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», в котором инженер Гарин с помощью своего изобретения — гиперболоида (теплового лазера) — пробивает многокилометровую толщу земной породы и достигает загадочного оливинового пояса.
По мере совершенствования науки о Земле и развитий технологий прокладки шахт глубокого бурения, возникла идея подземохода, некой фантастической машины, способной передвигаться в толще твердых земных пород. Так, в романе Григория Адамова «Победители недр», вышедшем 1937 году, автор отправил своих героев в подземный мир на подземоходе, который представлял собой массивный ракетоподобный снаряд. Этот фантастический аппарат имел в передней части буровые коронки и острые ножи, изготовленные из сверхпрочного металла и способные раздробить любую породу на своем пути. Его подземная лодка могла передвигаться со скоростью до 10 км в час.
Надо сказать, создано и создаются по сей день множество научно-фантастических произведений, посвященных теме путешествий к центру Земли, и если раньше в них человек пешком добирался в глубины нашей планеты, то с развитием техники и науки подземные путешественники прокладывают свой путь с помощью аппаратов во многом напоминающими современные подводные лодки. Существование таких аппаратов в реальной жизни до сих пор находится под сомнением, однако есть некоторые факты позволяющие предположить, что человек не один раз пытался спроектировать и построить подземную лодку.
По одной из версий первенство в создании подземных снарядов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А. Треблев, конструкторы А. Кирилов и А. Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика — заглубляться в грунт, находить залежи нефти, и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед. Но аппарат оказался ненадежным, часто выходил из строя и проект был признан несвоевременным. Однако на этом история первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Так известно, что доктора технических наук П. И. Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, в то время когда он был занят строительством московского метро, вызвал Д. Ф. Устинов, будущий нарком вооружения СССР. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Устинов интересовался у Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата? Страхову было известно об этих работах, и он ответил утвердительно.
Тогда Устинов сообщил, что для него имеется гораздо более важное и срочное задание, чем метро, — работа над созданием подземного самоходного аппарата для Красной Армии. По словам самого Страхова, он согласился участвовать в этом проекте. Ему были выделены неограниченные средства и людские ресурсы, а уже спустя полтора года опытный экземпляр подземохода прошел приемочные испытания. Автономность подземной лодки была рассчитана на неделю, именно настолько должно было хватить водителю запасов кислорода, пищи и воды. Однако с началом войны, Страхову пришлось переключиться на строительство бункеров и дальнейшая судьба подземной лодки ему неизвестна.
Не следует забывать и о многочисленных легендах окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии, существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» ("Змей Мидгарда", проект Риттера).
Подземоход «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту — 3.5 м. Общая длинна аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. Вес этого «подземного крейсера» составлял 60 тысяч тонн. По некоторым предположениям разрабатывать его начали в 1939 году. Это боевое средство имело на борту большое число мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей — до 10 км/ч.
Когда закончилась Вторая мировая война, в районе города Кенигсберга, были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, возможно это остатки «Змея Мидгарда» — возможного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха.
Был в Германии и другой, менее амбициозный чем «Змей Мидгарда», но от того не менее интересный проект, — к тому же начат он был гораздо раньше. Назывался проект «Морской лев» (другое название «Subterrine») и патент на него был зарегистрирован еще в 1933 году немецким изобретателем Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 км/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было засекречено и передано в архив. Возможно, о нем бы так никогда и не вспомнили, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф фон Штауфенберг, к тому же Германия разработала операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова и подземная лодка с одноименным названием могла бы очень пригодиться. Идея заключалась в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла беспрепятственно пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова незаметно пройти под английской землей в нужное место. Однако этим планам не суждено было сбыться. Шеф люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что его авиация в одиночку сумеет поставить Англию на колени. В результате операция «Морской лев» была отменена, о проекте забыли, а Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.
В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории действовали многочисленные «трофейные команды» бывших союзников, и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Проект был отправлен на доработку. Изучением возможностей развития идеи боевой подземной лодки занимались профессора Г. И. Бабат и Г. И. Покровский и пришли к выводу, что эти разработки имеют большое будущее. Тем временем, генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев, сменивший умершего Сталина, лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики, выводил проект на новую ступень технологического развития — создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и произведена первая советская атомная подземная лодка, получившая название «Боевой Крот». Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка — ядерный реактор — позволяла ей развивать скорость под землей до 7 км/ч. Ее боевая задача состояла в уничтожении подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Высказывались идеи о возможности доставки таких «субтерин», специально сконструированными атомными субмаринами к берегам США, в район Калифорнии, где, как известно часто случаются землетрясения. Затем «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие.
Первые испытания «Боевого Крота» происходили осенью 1964 года. Подземная лодка показала поразительные результаты, пройдя сложный грунт «как нож через масло» и уничтожив подземный бункер условного противника.
В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино… Однако, во время очередных испытаний, произошла авария, повлекшая за собой взрыв и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира — полковника Семена Будникова, навсегда осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены, а после прихода к власти Брежнева проект был закрыт, а все материалы строго засекречены.
1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в прессе стали проскальзывать сообщения об этом проекте, ну а остатки самого подземного атомохода, тем временем, ржавели под открытым небом до 90-х годов. Ведутся ли исследования и испытания подземных лодок в наше время и если да, то где? Все это останется загадкой, на которую мы вряд ли получим удовлетворительный ответ в обозримом будущем.
Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру Земли, и пусть проекты «субтерин», созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений и способных достичь Земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.
Постскриптум
Как и большинство военных объектов, закрытых грифом «Секретно», подземный крейсер, получивший звучное название с латинскими корнями «субтеррина», представляет собой нечто среднее между пустыми выдумками человека с неограниченной фантазией и реальностью.
Субтеррина, а точнее, механизм со схожим принципом действия, неоднократно упоминался в произведениях отечественных писателей-фантастов. В частности, в научно-публицистических произведениях Григория Адамова «Тайна двух океанов» и «Покорители недр». На страницах книг чудо-аппараты помогают героям добраться к центру Земли и вырваться из плена огромного айсберга. Фантастика! Или все же реальность?
Ученые сумели создать космические аппараты, бороздящие космическое пространство и самолеты. Так почему бы не спуститься с небес под землю?! Да, сопротивление грунта намного сильней сопротивления воздуха, но в мире существует множество удивительных вещей, создание которых на первый взгляд кажется чем-то нереальным и сверхъестественным. Учитывая, что данные об изобретении, разработке и испытаниях машины, способной проходить сквозь толщу грунта, сохранились, но все они не имеют какого-либо официального подтверждения, будем придерживаться точки зрения, что верить в существование подземной подлодки или нет – личное дело каждого.
Если верить информации, представленной в открытых информационных источниках, путь боевой подземной лодки от стадии проекта до создания опытных экземпляров был долгим и нелегким. В военные и послевоенные годы военная промышленность переживала настоящий бум, по указанию вышестоящего руководства, техники и инженеры метались от одного суперпроекта к другому. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Германии, где впервые был представлен проект подземного крейсера, и в подхватившем идею немецких изобретателей СССР. С подачи незаинтересованных в создании геохода лиц из влиятельных кругов, проект то и дело признавали неперспективным и откладывали папку с документацией в долгий ящик.
Работы по созданию подземных крейсеров имели эпизодический, временный характер и достигли лишь уровня экспериментальных испытаний. Серийное производство подземоходов так и осталось мечтой протекторов субтеррины, грезивших идеей создания мощного «оружия-невидимки», которое могло бы быстро перемещаться под землей, оставаясь недоступным для радиолокационной аппаратуры противника…
Как это часто бывает с выдающимися изобретениями, идея создания устройства, способного передвигаться под землей так же, как подлодка в морских глубинах, витала в воздухе за много лет до появления соответствующего проекта. Невероятно, но описания фантастического агрегата, действующего по принципу гигантского штопора, содержались еще в архивах сотрудника Эдисона – мистера Чални, современника Жюля Верна.
В государственных архивах первые упоминания о необычной машине появились с подачи русского инженера, но случилось это отнюдь не в России, а в Германии. Русский эмигрант, полковник царской армии, сделавший карьеру на одной из швейцарских фирм, первым подал заявку в патентный комитет. В 1933-м году подобную машину спроектировал и запатентовал немецкий инженер В. Фон Верн, которой позже заинтересовались в ставке Гитлера с подачи тогда еще никому не известного офицера сухопутных войск фон Штауфенберга. Но проекту не суждено было реализоваться – фюрер вынес по нему отрицательную резолюцию…
В ходе обыска дома фон Штауфенберга (уже экс-офицера генерального штаба) после путча осенью 44-го служащими СМЕРШа были обнаружены и захвачены чертежи по подземной лодке. К систематизированию информации по данному проекту на Лубянке приступили лишь год спустя, бумаги произвели эффект разорвавшейся бомбы. Эксперты обнаружили в техническом описании явно не немецкую фамилию – Требелев. В ходе внутреннего расследования выяснилось: одно из областных отделений НКВД еще в 33-м привело в исполнение приговор в отношении некоего инженера Требелева. За 2 года до ареста тот побывал в Германии, значит, немецкий шпион. Из протоколов допроса следовало, что в Берлине он встречался с немецким инженером и привез из Германии копии неких чертежей.
Документы Требелева, изъятые при обыске в 33-м, до 45-го оставались в спецхране того самого областного управления. Когда их доставили в Москву, выяснилось невероятное: ассистент попытался усовершенствовать немецкое изобретение, и это ему блестяще удалось. У бывшего шефа СМЕРШа и Министра государственной безопасности Абакумова появился еще один шанс начать собственную игру против конкурента – Берии. С таким материалом на подчиненных Наркома, едва не уничтоживших стратегическое изобретение, можно было идти на «самый верх». Министр государственной безопасности не стал терять драгоценного времени и решил как можно быстрей восстановить чертежи в полном объеме и построить лодку.
18 мая 1949 года от Абакумова Президенту Академии наук СССР Вавилову было отправлено служебное письмо: «Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов – ученых геофизиков и инженеров-конструкторов горнопроходческого оборудования»…
Экспериментальная модель чудо-устройства была готова уже через 2 месяца. Однако Абакумов так и не дошел до Сталина с докладом о преступной халатности Берии – информаторы шефа НКВД вовремя донесли о планах генерала. Полученная информация стала для Берии еще одним поводом разделаться с ненавистным соперником, стремительно превращающим Министерство государственной безопасности в суперведомство.
В начале 50-х Нарком внутренних дел и Нарком вооружений Дмитрий Устинов объединили свои усилия. Вдвоем они убедили вождя, что работы по подземной лодке не имеют перспективы. Тем более, бурно развивался атомный проект, находившийся под руководством Берии. Подземная лодка снова, как и 10 лет назад в Германии, безнадежно застряла в бюрократических лабиринтах. К изобретению Требелева вернулись только в начале 60-х…
Для военных машина, способная передвигаться под землей, была перспективной тактической единицей, посредством которой можно было незаметно пробираться на вражеские территории, разрушать командные пункты и подземные объекты противника. Для инженера Требелева геоход, который он лично наименовал «субтеррина», был нечто большим. Ученый настолько был поглощен наукой и желанием сконструировать удивительный аппарат, что назвал Субтерриной свою единственную дочь. Об «обратном» назначении лодки не думал – его целью было создание механизма для рытья тоннелей для городских коммуникаций, добычи полезных ископаемых, геологоразведки и т.д.
По замыслам Требелева, подземная лодка должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей. Советский инженер намеревался сконструировать специальное устройство, которое могло бы резко увеличивать температуру внешней оболочки и буквально прожигать землю…
В 30-х годах Требелев подметил, что с увеличением скорости обработки материала давление резания заметно снижается. Это позволяло снизить мощность агрегата, которым, собственно, и производится обработка. Совместно с конструкторами А. Кирилловым и А. Баскиным выпускник московского университета разработал машину, принцип передвижения которой был заимствован у коренного жителя подземелья – крота.
Перед составлением проектной документации ученые какое-то время наблюдали за жизнью земляных кротов, изучали их движения во время перемещения в толще грунта. Схемы движений получали при помощи рентгеновского аппарата. Исследования показали, что зверьки передвигаются вперед в основном за счет характерных вращений головой и лапами. Именно эту особенность Требелев решил положить в основу «субтеррины»: механизм должен был двигаться подобно традиционному штопору.
Официальных документов относительно чудо-машины, ставшей результатом работы творческого трио Кириллова, Баскина и Требелева, как и следовало ожидать от секретного проекта, не сохранилось. Технические и внешние характеристики можно описать лишь по неподтвержденным данным.
Лодка имела вид продолговатой капсулы, в передней части которой располагался огромный бур, посередине – не менее внушительный шнек. В задней части крейсера были предусмотрены 4 домкрата, назначение которых состояло в подталкивании субтеррины вперед подобно задним лапам крота, когда тот пробирается сквозь грунт. Бур должен был быть выполнен из твердосплавного металла для дробления даже твердых горных пород. Номинальная скорость капсулы – 10 м/час. Отработанная порода при этом должна была вдавливаться шнеком в стенки образовывающегося тоннеля. Скорость бура составляла 300 оборотов в минуту. Конструкторами была предусмотрена возможность управления механизмом посредством водителя либо удаленно, через многожильный кабель. Меняя усилие на домкратах, оператор мог изменять направление движения машины. Шнек был реверсивным, что давало возможность движения не только вперед, но и назад. Как и любой механизм, подземная лодка должна была получать энергию для функционирования. Требелев предусмотрел подвод электропитания с поверхности кабелем.
Летом 1962-го года жители местечка Громовка, что на западном побережье Крыма, в 24 часа были переселены из своих домов в соседний городок Черноморск. Всем переселенцам была выплачена хорошая денежная компенсация и предоставлены новые квартиры. Любопытствующим объяснили: на этом месте будет построен научный центр, дома колхозников перестроят под коттеджи для ученых. На самом деле в крымских степях готовились к строительству завода по производству подземных лодок. В освоении выгодного оборонного заказа должны были участвовать и предприятия Украинской ССР. Советский лидер Никита Хрущев, уже передавший Советской Украине Крым, сделал еще один подарок республике, которой руководил при Сталине, и где, кстати, начинал простым шахтером (и, может быть, поэтому Никита Сергеевич относился к подземной лодке с таким живым интересом).
3 мая 1962 ЦК КПСС было вынесено постановление, согласно которому из бюджета Министерства обороны были выделены соответствующие ассигнования, а также произведено включение строительство объекта по производству оборонной продукции в 7-летний план народнохозяйственного развития УССР.
Завод в Крыму был построен в рекордные сроки (даже для того времени) – за 2 года. По официальной версии объект возводился как ТЭС с перспективой переоборудования под использование энергии ветра. Курировал оборонную «стройку века» Министр обороны, доверенное лицо Хрущева – маршал Родион Малиновский.
Разработку части электроснабжения подземной лодки доверили ленинградскому профессору Г. И. Бабату, профессору Г. Н. Покровскому и академику А. Д. Сахарову. Первый предложил использовать в качестве генератора энергии установки сверхвысокочастотного излучения. Сахаров и Покровский активно работали над поиском более быстрых и эффективных способов передвижения геохода в твердых горных породах. И это им, собственно, удалось.
Уже к весне 64-го года был собран первый экспериментальный образец советской подземной лодки – титановый цилиндр с заостренным носом и кормой диаметром 3 метра и длиной 25 метров. При создании машины использовали теорию Покровского, доказывающую, что пузырьки газа при определенных условиях могут эффективно разрушать горную породу, разработки Сахарова относительно передвижения лодки за счет резкого повышения температуры внешней оболочки капсулы и более ранние наработки Требелева.
Субтеррина оказалась настоящей красавицей. Во всяком случае, для тех, кому ее довелось увидеть. В кинохронику знаменательное событие не пустили, хотя военно-стратегическая летопись тогда велась тщательно Управлять новым стратегическим оружием должен был экипаж из пяти человек. Подземная лодка могла нести до 15 бойцов и до тонны вооружения со скоростью до 15 км/час. Боевую задачу записали так: «Обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника».
Новый вид оружия Хрущев осмотрел лично. «Мы должны делать такие лодки как сосиски – на конвейере», – сказал он. Правда, через время Никита Сергеевич повторил эти слова применительно к ракетным установкам, в которых видел большую перспективу. Несмотря на любовь, возникшую к ядерным боеголовкам, советский лидер не забывал о субтеррине. В этом подземном крейсере его привлекал эффект внезапности. Засечь капсулу традиционными средствами слежения было практически невозможно. Это было особенно ценно, так как американцы обладали совершенной системой ПВО.
Собранная в рекордные сроки, субтеррина была полностью готова к испытаниям. Проверку дееспособности капсулы решили проводить на Урале, в условиях более твердых грунтов и обширных территорий…
В середине 60-х советские атомные субмарины легко достигали американских берегов. Со временем планировалось доставлять туда и субтеррины. Полевые испытания нового оружия решили провести на территории Уральского военного округа. Урал значительно обширнее Крыма по территории, да и грунты там более твердые.
Испытания боевого крейсера, получившего название «боевой крот», прошли осенью 1964-го, о чем позже писал журнал «Популярная механика» и были упоминания в книгах «СССР vs Германия. В погоне за сверхоружием» А. В. Крючкова и «Специальное оружие второй мировой войны» М. и В. Козыревых.
Результаты испытаний поразили всех. Подземная лодка, внедрившись в грунт, как по маслу прошла около 15-ти километров и разрушила подземный бункер условного противника. Необходимая для перемещения энергия вырабатывалась ядерным реактором.
«Невероятно!», – такой была первая реакция на командном пункте. Результаты испытаний поразили даже бывалых военных. Новое оружие выглядело фантастикой, но фантастикой в действии. Эксперимент решили повторить, но случилось страшное ЧП: крейсер неожиданно взорвался, экипаж и десантники погибли. Не удалось спастись и командиру – полковнику Будникову, который, по официальным данным, до середины 90-х годов считался пропавшим без вести. Конкретные причины взрыва подземной лодки до сих пор тщательно засекречены. Из «открытых» данных сохранились только странные всплески на сейсмограммах.
Это была реальная проблема оборонного проекта. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты. Протоколы закрытых совещаний тут же засекретили, но разговоры все же пошли: как же так, огромные денежные суммы буквально зарываются в землю…
После аварии в уральских горах решение по субтеррине решили отложить. В стране сменилась власть, высшие посты занял Леонид Брежнев. Куратором направления «боевой крот» назначили Дмитрия Устинова. Этот могущественный человек уже когда-то приложил руку к закрытию проекта. В середине 60-х, после первых полетов в космос, Устинов продвигал идею создания «ядерного щита» в околоземном пространстве. Сейчас звучит как фантастика, но в кабинетах Министерства обороны обсуждалась идея построить командный пункт стратегического назначения на Луне. Объект в Крыму преобразовали в ТЭС, персонал разослали по дальним гарнизонам. На этом история подземного крейсера заканчивается… Оборудование пытались использовать при строительстве метро в Киеве, но устаревшие технологии оказались слишком затратными в деле. Приобрести новые гражданские машины оказалось гораздо экономичней и проще. Что и было сделано… На этом история подземного крейсера заканчивается…
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте