На снимке : Ю.Мартыненко перед башней Винкеля в Нойкирхене. Май 2012г.
Как уже сказано выше, для промышленных предприятий всего было построено 29 башен Винкеля различной вместимости. Из них:
*Семь башен для авиазавода Фокке-Вульф в Бремене. (Сохранилась только одна на ул. Хюнефельдштрассе), *Две башни в гавани Дуйсбурга (Обе снесены). *Одна башня на заводе фирмы Тиссен в Дуйсбурге (Сохранилась), *Одна башня в Любеке для фирмы Дрёгер (Снесена), *Одна башня в Любеке для Любекского машиностроительного завода (Сохранилась), *Одна башня в Паё (Peine) на сталелитейном заводе фирмы Паё-Зальцгиттер (Сохранилась), *Одна башня в Рансхофере в Австрии на заводе по производству алюминия (Сохранилась), *Одна башня в Костроп-Роксель для горнопромышленного общества Виктор (Снесена), *Одна башня в Бурбахе близ Саарбрюкена для сталелитейного завода (Сохранилась), *Одна башня в Нойкирхене (Саарланд) для сталелитейного завода (Сохранилась), *Одна башня в Зигене для электростанции Зигерланд (Снесена), *Одна башня в Трире для фирмы RBE-Gelaende (Снесена), *Одна башня в Брауншвейге на автозаводе фирмы Бюссинг (Снесена), *Одна башня в Гильзенкирхене на нефтеперерабатывающем заводе (Снесена), *Одна башня на металлургическом заводе в Липштадте (Снесена), *Одна башня в Оберхаузене на металлургическом комбинате фирмы Gutehoffnungshuette (Снесена), *Одна башня для фирмы Даймлер-Бенц (местонахождение и судьба не установлены), *Одна башня для металлургического комбината Шалькер-Верейн (местонахождение и судьба не установлены), *Одна башня в Берлине для фирмы Флор-Отис (Снесена), *Одна башня в Дюссельдорфе для фирмы Маннесманн АГ (Сохранилась), *Одна башня в Мюльхайме для металлургического комбината (Снесена).
О принадлежности и местонахождении одной башни точных сведений нет.
Сомнительные башни-бомбоубежища.
На снимке: Башня Винкеля в Кёльне.
Как уже сказано выше, немецкий исследователь М.Фёдровитц обнаружил несколько башен-бомбоубежищ, похожих на башни Винкеля, но в отношении которых не имеется подтверждающих документов. Либо наоборот, документы имеются, но самих башен отыскать не удалось. Таких сомнительных башен порядка 18:
*Башня Винкеля в Ноенграбен (Гамбург) - не обнаружена. *Башня в депо Рейн (нет подтверждающих документов), *Пять башен в Людвигсхафене (нет подтверждающих документов), *Три башни в Штутгарте (нет подтверждающих документов), *Башня Винкеля в Вильгельмсхафене - не обнаружена, *Башня в Бреслау (нет подтверждающих документов), *Башня Винкеля в Раум-Ниенбург - не обнаружена, *Башня Винкеля в Дюссельдорфе - не обнаружена, *Башня в Мюльхейме (нет подтверждающих документов), *Башня Винкеля в Кёльне (нет подтверждающих документов).
Если исходить из данных М.Фёдровитца, то башен-бомбоубежищ, так или иначе относящихся к проектам Винкеля насчитывается 98. Однако, этот исследователь очень строг. Например, сайт "Liste der bisher bekannten Luftschutzturme der Bauart Winkel" перечисляет 129 башен Винкеля.
К сожалению, сохранились далеко не все башни, на ряде сохранившихся башен табличек нет.
Так, Федровитц относит к сомнительным (очевидно по причине того, что в фирме не сохранилась на нее документов) сохранившуюся башню в Кёльне, расположенную на улице Neusser Landstrasse. Однако, в одном из сайтов приводятся данные о том, что лицензия на строительство башни была получена 17 апреля 1940 года, само строительство было закончено в июле 1940. Башня имеет 8 этажей, вмещает максимально до 628 человек при стандартной вместимости 518 чел. Высота 29 метров, диаметр в основании 14.6м., диаметр фундаментной плиты 18.6м. Толщина стены от 2.7м. у основания до 1.1 м. в верхнем этаже. Башня имеет четыре входа на разных этажах, облицована кирпичом, а купол пластинками негорючего сланца.
ообще то, к башням, сооружаемым по проектам Винкеля, предъявлялось требование - вмуровывать в стенку возле входа металлическую табличку с выдавленной надписью, указывающую на то, что это башня проекта Винкеля, и название фирмы, построившей башню.
На снимке слева: Табличка у входа в башню в Нойкирхене. На ней указано, что это башня ПВО фирмы Лео Винкель и Ко., построена по лицензии фирмой Фр.Брюггерманн в Гамборне.
Очевидно, что подобные башни также строились полулегально, а то и вовсе нелегально (т.е. без оплаты лицензии фирме- правообладательнице патента). Поэтому установить точно сколько и где было построено башен Винкеля, невозможно.
В июле 1941 министерство авиации, отвечавшее среди прочего и за строительство бомбоубежищ на территории Германии, приостановило дальнейшее строительство башен Винкеля, усмотрев в действиях фирмы "Leo Winkel & Co" стремление к монополизации рынка, а также серьезные отклонения в конструкции башен от государственных стандартов. Так, министерство авиации заявило, что последние проекты башен Винкеля предусматривают создание лежачих мест и разделение внутреннего объема башни на отдельные помещения, что вдвое уменьшает вместимость башни. Кроме того, расход бетона на каждого укрываемого превышает норматив в полтора-два раза.
Однако представляется, что это были поводы, а не действительные причины. Можно полагать, что прекращение строительства башен было связано с быстро нараставшими нехватками стройматериалов, рабочей силы, оборудования, и со сменой приоритетов.
От автора. Как раз в конце 1940 башни Винкеля стали заказывать различные предприятия. Можно предположить, что руководство этих фирм намеревалось использовать башни для укрытия высших сотрудников, создавая для них возможный комфорт (места для отдыха в отдельных помещениях). А Винкель шел навстречу желаниям заказчиков, что в условиях нараставшего дефицита стройматериалов, и прежде всего цемента (одна башня на 500 чел. требовала 1800 куб.м. бетона) было неприемлемо.
Сведений о сколько нибудь значительном строительстве башен-бомбоубежищ проекта Винкеля в период 1942-45 годов автору отыскать не удалось. Вероятно только достраивали ранее начатые или по наличию стройматериалов фирмы заказывали для своих сотрудников башни небольшой вместимости. К тому же, приоритет стал отдаваться строительству так называемых зенитных башен (Flakturm), которые одновременно служили платформами для тяжелых и легких зенитных орудий, и могли укрывать до 16 тыс. человек. (В.Ю.Г. - Зенитные башни я описал подробно в серии статей на сайте "Сапер" в разделе фортификации ).
Сведений об использовании башен-бомбоубежищ во время войны в распоряжении авторов нет. Однако, если принять во внимание, что за годы войны союзническая авиация разрушила около 50 немецких городов (один только Бремен более 30 раз с мая 1940 по март 1945 подвергался массированным налетам англичан), то легко можно сделать вывод, что башни Винкеля без дела не стояли. И насколько мы смогли выяснить, ни одна из башен разрушена бомбами не была.
Заключение.
После окончания войны башни Винкеля в рамках демилитаризации Германии должны были быть снесены. Однако союзники, занятые более насущными проблемами, обратили внимание на башни ПВО только в конце 1948 года. При этом задачи ликвидации башен возлагалась на местные власти и администрацию предприятий и организаций (во всяком случае расходы по сносу), которым принадлежали эти сооружения. Стоимость же сноса одной башни доходила до 51 тыс. марок. При этом, большие разрушения в Германии в ходе войны создали дефицит помещений. В частности, остро не хватало складских площадей. В ряде случаев, в частности, в Зигене, немецким властям и администрациям предприятий удавалось уговорить оккупационные власти демилитаризовать эти башни без их разрушения, а лишь за счет проделывания в стенах оконных и дверных проемов (от 19 до 29 окон в башне). Считалось, что после такой переделки использовать башню в качестве бомбоубежища становиться невозможно.
От автора. Создается впечатление, что "обжегшись на горячем молоке, союзники дули на холодную воду". Ведь башни Винкеля это укрытия для гражданского населения (нонкомбатантов - говоря языком Гаагской конвенции). Можно сказать, гуманитарные здания. Никоим образом они не могли быть использованы для военных целей ни в годы Второй Мировой, ни в потенциальных войнах будущего.
В восточной Германии на территории бывшего штаба Главнокомандования Армии (OKH) из имевшихся там 19 башен, 11 были взорваны советскими оккупационными властями между 1947 и 1956 годами, одну башню взорвали в 97 году немецкие власти. Осталось семь. Одну решено сохранить как памятник технического искусства, в двух башнях размещены выставки, у трех башен входы замурованы, а стены оплетены тросами для вьющихся растений.
Ряд исследователей полагают, что всего в Германии было построено около 500-600 надземных бомбоубежищ различных типов, из них около 200 башен-бомбоубежищ проектов Лео Винкеля и Пауля Цомбека. Менее распространенными сооружениями были башни других конструкторов. Так, фирмой Dyckerhoff & Widmann было построено несколько башен-бомбоубежищ проекта Дителя ("Bauart Dietel"), из которых сохранились по меньшей мере две (в Хайльбронне и Дармштадте).
Эти башни отличала грибообразная верхняя часть башни, амбразуры не только под крышей, но и в нижнем этаже, а также возможность разместить на плоской верхушке крыши 20-мм. зенитку.
Возможно, что за башни ПВО кое-где принимают водонапорные или силосные башни, а также в их число включают и построенные частным образом небольшие убежища похожего внешнего вида и даже совсем мелкие (на 1-2 человека) боевые сооружения.
Особая благодарность моему соавтору Ю.Мартыненко, обеспечившего нам поездку в Нойкирхен, снабдившего меня уникальной литературой по германской армии начала XX века, и пояснившего наиболее трудные в переводе термины и выражения.
Источники и литература:
1. M. Foedrowitz. Die Luftshutztuerme der Bauart Winkel in Deutschland 1936 bis heute. Waffen-Arsenal Band175. Podzun-Pallas-Verlag GmbH. Woelfersheim-Bestadt.1998. 2.Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное изд-во МО СССР. Москва 1962г. 3. Сайт "Wilipedia" (en.wikipedia.org) 4.Д.Ирвинг. Разрушение Дрездена. Центрполиграф. Москва. 2005г. 5.Д.Э.Кауфман, Г.У.Кауфман. Фортификация Втор Мир. войны 1939-1945. III Рейх. Эксмо. Москва. 2006г. 6. Руководство по подрывным работам. Военное издательство. Москва. 1969г. 7.Сайт "UNTERTAGE-UEBERTAGE" (www.untertage-ubertage.de). 8 Сайт "Ruhig bleiben!" (www.bunker-whv.de). 9.Сайт "Википедия" (ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-17_Flying_Fortress). 10.Сайт "Liste der bisher bekannten Luftschutzturme der Bauart Winkel" ((www.bunker-whv.de/winkelkmz).
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте