Поддержание внутреннего порядка в стране пребывания осуществляется совместно с органами местной гражданской и военной администрации и предусматривает проведение мероприятий по оказанию помощи в рамках программы «обеспечения внутренней безопасности»; разработку комплекса специальных мер; обучение подразделений гражданской администрации в вооруженных силах союзников. В конфликтах, направленных на свержение существующего режима, формирования связи с гражданской администрацией организуют временные органы управления на захваченной территории, а в случае успеха - создают новую структуру органов местной власти.
Спецоперации ВМС разработаны на основе опыта локальных конфликтов, имевших место в 70-90-е годы прошлого столетия, и новых теоретических разработок, в которых рассматриваются перспективные возможности сил специальных операций. Силы специальных операций ВМС используются для проведения операций в территориальных водах, а также в прибрежной полосе территории на глубину до 20 км. Специальные операции, по опыту западных стран, включают в себя действия против кораблей и судов противника на стоянках и в базах, районах рассредоточения и временного базирования; разведку и уничтожение противодесантных заграждений и естественных препятствий в воде и на берегу; разминирование проходов для десантно-высадочных средств в районах высадки десанта; минирование прибрежных акваторий и акваторий портов противника; разведывательно-диверсионные действия в прибрежной полосе с целью уничтожения важных военных, военно-промышленных и транспортных объектов.
Обеспечение действий сил специальных операций ВМС осуществляют отряды специальных транспортных средств и отряды катеров, предназначенные для доставки подразделений спецназа в заданные районы, их эвакуации и огневой поддержки.
Все вышеизложенные положения относительно боевого использования сил специальных операций, нашедшие теоретическое отражение в специальных нормативных документах, были подтверждены и развиты на практике: в ходе операции по захвату Гренады, при проведении боевых акций против Ливии, во время военных действий в Панаме, в зоне Персидского залива, во время проведения военных акций против Ирака, в ходе миротворческих операций в Сомали и бывшей Югославии.
В соответствии со своим предназначением силы специальных операций могут принимать участие и в небоевых действиях, продиктованных национальными интересами страны. Эти действия называются операциями по стабилизации обстановки.
Частота, интенсивность, формы и способы применения частей и подразделений специального назначения в операциях по стабилизации обстановки меняются в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки на конкретном театре военных действий.
Операции по стабилизации обстановки могут проводиться до начала военных действий в угрожаемый период, в ходе боевых действий или после их завершения. Подобного рода операции предназначены для обеспечения региональной стабильности, поддержания или достижения западных ценностей, сохранения влияния и доступа в любые регионы мира, обеспечения гуманитарной помощи и защиты собственных интересов. Военно-политическое руководство западных стран проводит мероприятия по участию в этих операциях в соответствии с установками национальных военно-стратегических концепций. Они минимизируют потребность участия в военных или боевых действиях и способствуют мирному разрешению спорных вопросов.
Операции по стабилизации обстановки не всегда заканчиваются мирным исходом. Несмотря на существующие ограничения по использованию военной силы, участвующие в подобного рода операциях войска безусловно сохраняют право на самооборону.
Помощь в обеспечении внутренней безопасности иностранного государства в мирное время относится к основному виду деятельности в операциях по стабилизации обстановки и заключается в оказании помощи местным властям в проведении прозападной политики с опорой на местные ресурсы. При этом предусматривается создание долгосрочной стабильности, содействие развитию соответствующих институтов власти и инфраструктуры страны, рыночной экономики, регулируемого политического и экономического процессов.
Путем предоставления помощи в обеспечении внутренней безопасности осуществляется поставка вооружений, военная подготовка и обучение личного состава вооруженных сил страны пребывания в интересах западных стран.
Гуманитарная и гражданская помощь оказывается по решению своего правительства или просьбе иностранных правительств (международных организаций) и предусматривает помощь беженцам, поставки продовольствия, средств медицинского обеспечения, восстановление законности и порядка, оценку степени нанесенного ущерба и т.д.
Поддержка борьбы с незаконным оборотом наркотиков дополняет, но не заменяет военной составляющей действий гражданских органов власти.
Миротворческие операции дополняют дипломатические усилия по поддержанию мира в зонах потенциальных конфликтов. Миротворческие силы удерживают от вооруженных столкновений и актов насилия враждующие стороны или силы, вовлеченные в конфликт.
Участие в контроле над вооружениями способствует поддержанию военно-стратегической стабильности.
Борьба с терроризмом подразделяется на две главные составляющие - антитерроризм и контртерроризм. В мирное время основной упор делается на антитерроризм - пассивные мероприятия оборонительного характера с целью минимизации уязвимости от террористических нападений. Антитерроризм дополняет контртерроризм, представляющий собой полномасштабные наступательные мероприятия по предупреждению, устрашению и ответу на террористические нападения. Мероприятия по контртерроризму проводятся в период войн и конфликтов, а по антитерроризму - по всему спектру операций вооруженных сил.
Демонстрация силы осуществляется с целью показать решимость оказать влияние на обстановку, чреватую угрозами национальным интересам. Она повышает доверие к стране, готовой выполнить свои обязательства, усиливает ее влияние в регионе и демонстрирует решимость в проведении существующего на данный момент военно-политического курса.
Проведение эвакуации гражданского населения осуществляется для вывоза подвергающихся опасности людей из иностранного государства или с территории принимающей стороны.
Поддержка повстанческих и противоповстанческих действий осуществляется войсками специального назначения по указанию своего военно-политического руководства для решения с помощью военной силы политических, экономических, информационных и чисто военных задач. Поддержка действий гражданской администрации в собственной стране ведется для оказания помощи при бедствиях, в операциях по борьбе с наркотиками антитеррористических действиях и аналогичных мероприятиях.
Как показывает практика послевоенного периода, специальные действия ведутся не только в военное, но и в мирное время. Хотя в большинстве случаев они носят вспомогательный и обеспечивающий характер, их роль в современных условиях возрастает, о чем свидетельствуют события в мире. Формы, способы и задачи специальных действий обусловливаются ходом и условиями вооруженного противоборства в военное время и развитием военно-политической обстановки в период мирного существования.
В ряде случаев специальные действия, такие, как дестабилизация обстановки, создание партизанско-повстанческого движения, вывод из строя ключевых объектов инфраструктуры, овладение ситуацией, восстановление положения в ходе миротворческих операций с последующей передачей власти дружественным силам, имеют стратегическое значение и способны кардинально изменить соотношение сил в пользу страны, их проводящей.
Масштаб задач, решаемых при проведении специальных действий в военное время, весьма и весьма значителен: от осуществления диверсий в центрах управления и связи до вывода из строя пусковых ракетных установок, от действий в тылу противника на главных направлениях до уничтожения командного состава высшего и среднего звена. Вместе с тем при любой войсковой операции специальные действия носят в основном вспомогательный характер и обеспечивают выполнение задач, поставленных перед вооруженными силами.
В условиях мирного времени увеличивается нагрузка на силы специальных операций, повышается их роль и значение в проведении операций по стабилизации обстановки.
Проведение специальных операций требует наличия таких сил (войск), формы и способы действия которых, равно как и их организация и вооружение, отличались бы от обычных сил (войск). Личный состав сил специальных операций проходит тщательный процесс отбора и особую подготовку по выполнению специальных задач сверх обычных, базовых форм обучения по военно-учетным специальностям, принятым в вооруженных силах. Специальные программы подготовки делают невозможным быструю замену или генерацию личного состава и его возможностей.
Личный состав сил специальных операций состоит из зрелых и опытных военнослужащих, многие из которых являются высококвалифицированными специалистами по нескольким военно-учетным специальностям.
Подготовка сил специальных операций ведется с учетом особенностей регионов их возможного применения, включая языковую и культурную специфику.
Силы специальных операций не могут заменить обычные силы, они только необходимое дополнение к имеющимся конвенционным возможностям. В зависимости от складывающихся условий обстановки силы специальных операций могут действовать самостоятельно или совместно с обычными силами. Они могут дополнять и усиливать действия обычных сил для выполнения поставленной задачи, что без их применения было бы невозможным. Специальные навыки вооруженного противоборства и способность действовать скрытно дают возможность реагировать адекватно обстановке в ситуациях или кризисных условиях, требующих точечного, дозированного использования силы.
Прямые действия сил специальных операций представляют собой кратковременные налеты и другие маломасштабные атакующие действия, проводимые с целью захвата, уничтожения, пленения и нанесения ущерба личному составу и материальной части противника, а также для освобождения и возвращения в места расположения своих войск захваченных военнослужащих и образцов военной техники. В этих целях применяются засады, проводятся рейды, используется тактика штурмовых действий; постановка мин и других взрывных устройств; ведется огонь на поражение с безопасного удаления с воздуха, земли, морских платформ: обеспечивается применение высокоточного оружия; ведутся противокорабельные действия; применяются акции саботажа.
Рейды, засады, штурмовые действия предназначены для достижения планируемых результатов стратегического или оперативного уровня, часто зависящих от временных факторов. Они проводятся в зонах за пределами радиуса действия тактического оружия и там, где не ведутся действия обычных сил. Такие операции обычно включают нападения на важные объекты; поиск и захват определенных лиц и образцов вооружения; уничтожение или вывод из строя имущества противника для обеспечения действий своих войск в полосе готовящегося наступления.
Нанесение ударов с безопасного для нападающей стороны удаления ведется с помощью имеющихся на вооружении систем оружия. Считается, что эти действия носят самостоятельный характер, когда объекту причиняется значительный ущерб или он уничтожается без непосредственного соприкосновения с противником.
Действия по наведению на цель ведутся с целью корректировки огня по заранее выбранным объектам.
Операции по освобождению ведутся с целью обнаружения местонахождения и возврата в район дислокации своих войск военнослужащих или материальной части захваченных противником, или при явной угрозе их захвата. Для операций по освобождению характерны тщательное планирование, детальный анализ разведывательных данных, предварительная отработка на учениях поставленных задач.
Их отличают особые формы и способы действий наземного компонента сил специальных операций, скрытый характер поиска с опорой на местные силы.
Операции по точечному уничтожению объектов с помощью направленных взрывов ведутся по целям, где допустим только минимальный или косвенный ущерб. Они проводятся в тех случаях, когда нет гарантии получения требуемого результата при применении высокоточного оружия или когда должен быть уничтожен не сам объект, а его содержимое.
Действия по наземным целям ведутся по всем целям противника, включая личный состав. Амфибийные операции проводятся силами десанта и с соответствующей поддержкой с моря с высадкой на прибрежную полосу, занимаемую противником. Они включают разведывательные и диверсионные мероприятия, проводимые перед высадкой, поддержку корабельной артиллерии, наведение на места высадки на побережье амфибийных сил, наблюдение за уровнем приливов и отливов, расчистку полосы препятствий.
Минная война подразумевает постановку мин на стратегическом и оперативном уровнях и применение соответствующих мер противодействия на аналогичные действия противника. Проводимые в этих целях мероприятия заключают создание минных полей при наступлении и обороне, определение местонахождения минных полей противника, поиск и разминирование подводных мин, установленных на малой глубине.
Специальная разведка включает: разведку окружающей среды, в ходе которой осуществляется сбор крайне необходимой информации гидрографических, геологических и метеорологических условий местности; разведку с использованием огневых средств, которая в основном относится к авиаразведке, чье содержание заключается в том, чтобы во время нахождения в воздухе наносить огневые удары по возникающим целям противника - личному составу, вооружению, оборудованию вдоль выделенных участков ведения разведки или наземных коммуникационных линий (отметим, что данный вид разведки не предназначен для нанесения ударов по конкретно обнаруженным целям); прибрежное патрулирование и изоляция района, как вид боевого обеспечения, представляет собой воспрепятствование действиям противника в каком-либо районе, изоляцию района, а также ведение разведки в прибрежных полосах (цель подобных действий заключается в сведении на нет боевых возможностей противника или их ограничении за счет нарушения функционирования линий коммуникаций, по которым поступают средства передвижения и поддержки; при этом прибрежное патрулирование и изоляция района может быть как самостоятельной задачей, так и действиями по поддержке высадки амфибийных сил, блокады прибрежной полосы, операций по борьбе с наркотиками); оценка характера цели и возможностей угрозы заключается в обнаружении, определении, нахождении местоположения и оценке цели для выбора наиболее эффективного средства ее поражения или в изучении результатов применения обычного или ядерного, биологического и химического оружия. Разведка после нанесения ударов ведется с целью сбора информации для оценки их результатов.
Обеспечение внутренней обороны иностранного государства применительно к силам специальных операций заключается в их участии в организации, обучении, боевой подготовке регулярных и иррегулярных формирований в стране пребывания с целью поддержания в ней внутренней стабильности, борьбы с подрывной деятельностью и насилием. Успешное выполнение этих задач отвечает долгосрочным целям военной политики США.
«Неконвенционная» война представляет собой действия широкого спектра регулярных и иррегулярных формирований, как правило, длительных по временному параметру и проводимых в основном местными силами, сформированными, оснащенными, снабжаемыми и контролируемыми в различной степени интенсивности посредством зарубежных инструкторов, поставок вооружений и финансовых средств. «Неконвенционная война» подразумевает ведение партизанской войны и других тайных или скрытых операций атакующего характера, а также совершение актов саботажа, подрывных акций, ведение разведки и проход через занятую противником территорию в расположение своих войск.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Партизанская война ведется в виде боевых и иных действий местными силами на занятой противником территории или в районах с нестабильной внутриполитической обстановкой. Она является открытым проявлением повстанческого движения или любого иного вооруженного сопротивления. Основными приемами тактической борьбы являются рейды и засады.
Основную сущность борьбы с терроризмом составляют антитеррористические и противотеррористические действия, предпринимаемые по всему спектру террористических угроз. Роль сил специальных операций в борьбе с терроризмом заключается в предотвращении, предупреждении и разрешении случаев терроризма. По указанию военно-политического руководства или соответствующего должностного лица силы специальных операций могут проводить или поддерживать операции по борьбе с терроризмом, включающие освобождение заложников; ликвидацию опасных для жизни материалов, находящихся в распоряжении террористических организаций, а также нанесение ударов по объектам инфраструктуры террористов. Силы специальных операций могут принимать участие в усилении мер безопасности по охране военных лиц и проводимых мероприятий.
Психологические операции представляют собой спланированные действия по доведению выборочной информации до зарубежной аудитории с целью оказания влияния на ее чувства, побуждения, способность к рассуждению для последующего воздействия в нужном направлении на правительственные структуры, организации, общественные группы и даже отдельные личности. Задача проведения психологических операций в отношении зарубежной аудитории заключается в выработке определенных убеждений и закреплении этих убеждений, соответствующих поставленным целям проводящей психологические операции страны.
Силы специальных операций ведут психологические операции на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Используя знание языка, культуры и местных обычаев, подразделения сил специальных операций обеспечивают полевых командиров большими возможностями оказывать психологическое воздействие в зависимости от складывающейся обстановки. Связи с гражданской администрацией имеют своим основным предназначением оказание помощи командирам в установлении связи и дружественных отношений с местной администрацией и гражданским населением страны. Личный состав формирований связи с гражданской администрацией стремится обосновать легитимность проведения той или иной операции на территории других государств, способствуя тем самым повышению их эффективности.
Распространение оружия массового поражения способствует усилению региональной нестабильности и дает возможность террористическим организациям получить доступ к новому оружию. Силы специальных операций участвуют или обеспечивают проведение операций по сдерживанию или предотвращению приобретения или применения оружия массового поражения, участвуют в ликвидации угроз по его использованию, а также уничтожают средства его доставки.
Силы специальных операций укомплектованы, подготовлены и оснащены для выполнения основных стоящих перед ними задач. Однако в ряде случаев, исходя из особенностей развития военно-политической обстановки, они могут участвовать в выполнении дополнительных задач, к числу которых относятся следующие: поддержка действий коалиционных сил; поиск и спасение военнослужащих в боевой обстановке; борьба с распространением наркотиков; участие в операциях по разминированию; участие в программах гуманитарной помощи за рубежом; предоставление помощи в обеспечении безопасности и выполнение специальных задач, результаты которых никогда не признаются публично.
Как видим, наш потенциальный противник относится к партизанской войне и иным нетрадиционным способам ведения вооруженной борьбы вполне серьезно. Когда мы говорим про косность американских военных и их нездоровую приверженность к традициям, нужно бы внимательнее посмотреть на то, что и как делается в Российской армии. На сегодняшний день нужно признать, что по уровню технической оснащенности войск, качеству подготовки личного состава и материальным условиям службы наша армия отстает очень и очень сильно. Отдельные элитные части, имеющие действительно хорошую подготовку, и отдельные удачные образцы боевой техники и оружия, не имеющие аналогов в мире, но и у нас имеющиеся в единичных экземплярах, - не в счет. Исходя из этого, пора задуматься над тем, какие противники нам могут реально угрожать в ближайшем будущем и как возможно им противостоять.
Противником, обладающим господством в воздухе, космосе, на море и в информационно-технической сфере, является НАТО (и прежде всего - США). Единственно возможным адекватным способом достижения победы в таких условиях является партизанская (диверсионная) война.
Если партизанские методы ведения вооруженной борьбы и раньше были весьма эффективны, то на сегодняшний день их значение еще больше увеличилось. Причин для этого несколько. Прежде всего, регулярные армии стали еще более зависимы от устойчивой работы тыловых служб. Во-вторых, большинство образцов современной военной техники и вооружения весьма уязвимы - их возможно вывести из строя даже при незначительном повреждении. Наконец, третьей причиной является резкое увеличение реальных боевых возможностей носимых образцов вооружения (ПТУРС, РПГ, ПЗРК, разнообразные мины и фугасы), которые могут быть использованы партизанами.
По мнению ряда специалистов, «применение этих образцов вооружения в тылу противника в засадах и налётах оказалось в десятки раз более эффективным, чем при действиях в открытом бою на фронте... Общепринято, что боевой потенциал ручного противотанкового гранатомёта по отношению к боевому потенциалу танка равен 1:10. То есть, чтобы уничтожить 1 танк, нужно противопоставить ему 10 РПГ, поскольку пока гранатомётчик выстрелит с доступного расстояния и попадёт в уязвимое место танка, последний из орудия и пулемётов успеет уничтожить 9 гранатомётчиков. Однако в диверсионной или в партизанской войне ситуация резко меняется, и боевые потенциалы танка и РПГ могут стать равными, а то и даже измениться в пользу гранатомётчика. По расчётам, в 60-70 раз возрастает эффективность применения противопехотных и противотанковых мин и фугасов специальными способами в тылу противника по сравнению с их установкой в традиционных минных полях. Резко увеличивается вероятность поражения самолётов и вертолётов при использовании ПЗРК при взлёте и посадке в районе аэродромов и на маршрутах полётов в тылу противника по сравнению с применением ПЗРК в боевых порядках войск. Увеличение боевых возможностей отмечается при использовании практически большинства образцов вооружения и техники при их применении специальными способами в тылу противника (на территории полностью или частично контролируемой противником). Две страны - СССР и США создали малогабаритные ядерные фугасы, переносимые 2-3 разведчиками-диверсантами. Поэтому появившиеся мифы о феноменальных возможностях спецназа имеют под собой некоторую объективную основу».
Но не будем забывать и кровавый опыт ведения боевых действий в Чечне. Вполне возможно, что этот «конфликт низкой интенсивности» - не последний на территории России. А это, в свою очередь, означает, что нужно прорабатывать и такой сценарий как боевые действия против иррегулярных вооруженных формирований. В этом случае борьба с партизанскими, повстанческими и иными иррегулярными вооруженными формированиями, а также с диверсионно-разведывательными группами и отрядами сил специальных операций иностранных армий будет являться основной частью боевых действий на всех театрах военных действий.
Но при любом из этих двух вариантах развития событий решающую роль могут сыграть только хорошо подготовленные и соответствующим образом оснащенные части специального назначения, действующие при поддержке армейской авиации и аэромобильных частей.
Напомним, что еще в первой четверти девятнадцатого столетия легендарный Денис Давыдов на практике и в теории отработал оптимальную русскую модель партизанских действий («...для нас, русских, партизанская война всегда будет крайне необходима и полезна»), которые осуществляются регулярными войсковыми частями. Эти части должны быть мобильными (по Давыдову - «летучие отряды» легкой кавалерии), хорошо вооружены и специально подготовлены для ведения специфических боевых действий во вражеском тылу, способны при необходимости стать ядром для разжигания народной войны. Этими отрядами должны командовать опытные, инициативные и владеющие искусством партизанства офицеры. Иначе говоря, в каком бы виде ни велась партизанская война, она должна быть хорошо подготовлена.
Вряд ли стоит здесь излагать возможную концепцию отечественных войск специального назначения - в России пока еще есть грамотные офицеры, имеющие боевой опыт Афганистана, Таджикистана, Чечни, которые могут создать на основе своего опыта теоретическую базу, выработать оптимальные учебные программы, отобрать и подготовить надлежащим образом личный состав. Русские офицеры способны на многое, на очень многое - нужна только государственная воля, поддержка на самом высоком уровне.
Российские гражданские и военные руководители должны, наконец, осознать происшедшие за последние годы кардинальные изменения в военном деле и выработать соответствующую сегодняшнему моменту серьезную и глубоко продуманную философию войны (подобную той, которая разработана была Клаузевицем, Жомини и Шлиффеном) - она необходима для осознания и правильного понимания природы и сущности войны нового типа в условиях современного мира. В свою очередь, на основе этой философии должна быть создана российская военная доктрина, в которой приоритетное место должно быть отведено именно партизанской войне во всех ее ипостасях. Российская военная доктрина должна предусматривать не только возможность ведения широкомасштабных партизанских действий на своей территории, захваченной противником, но также и возможные способы и методы ведения противоповстанческих операций. Дальнейшее строительство Вооруженных сил России должно производиться в соответствии с этой новой доктриной - с ориентацией на действия в «малой войне»; в то же время в рамках ВС РФ должны быть созданы мобильные, высокопрофессионально подготовленные и отлично экипированные Войска специального назначения - ориентированные именно на действия в условиях партизанской и контрпартизанской войны. Только в этом случае Россия и ее армия будут готовы к тем войнам, которые вполне могут случиться в XXI веке и новом тысячелетии.
Автор: Олег Рязанов
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте