Ядерный удар по Японии. 75 лет бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки
В мире насчитывается более 14 000 единиц ядерного оружия, тысячи из которых могут быть приведены в действие за считанные секунды. По своей мощности многие из этих боеголовок в десятки раз превосходят бомбы, сброшенные на Нагасаки и Хиросиму. Открытие в XX века закономерностей ядерной физики, в том числе «цепной реакции» позволило использовать этот процесс, как в мирных, так особенно в военных целях, как говорит известная аксиома – война двигатель прогресса. В тридцатые годы прошлого века, начали вызревать планы создания оружия, не имеющего себе равного по разрушительной силе. Создание и испытание такого оружия закончилось ядерной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г.
В сентябре 1944 года на встрече президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля был заключен тайный договор, который предусматривал возможность использования в перспективе ядерного оружия против Японии.
К лету 1945 года ученые США в рамках Манхэттенского проекта, при поддержке специалистов из Великобритании и Канады, завершили работу по созданию этого оружия.
В это же время, в ходе ожесточенных боев по захвату японского острова Окинава, погибло более 12 тыс. американских военнослужащих, а 39 тыс. было ранено – такие потери посчитали чрезмерными. Потери японцев составили до 110 тыс. солдат и свыше 100 тыс. человек гражданского населения. Ожидалось, что вторжение в саму Японию приведёт к яростному сопротивлению фанатично настроенных японцев, кровопролитным боям с гораздо большими потерями, что крайне не устраивало высшее руководство США.
Макет бомбы «Малыш» (Little boy), сброшенной на Хиросиму.
Во время своего заседания в Лос-Аламосе (10 - 11 мая 1945 года) Комитет по выбору целей рекомендовал в качестве целей для применения атомного оружия города Киото, Хиросиму, Иокогаму и Кокуру. Комитет отверг саму идею использования этого оружия против непосредственно военных целей, поскольку была большая вероятность промаха, учитывая все же относительно небольшую площадь поражения тактической цели по сравнению с обширной городской зоной.
16 июля 1945 года после первого полномасштабного испытания в штате Нью-Мексико, было окончательно доказано, что теория, расчеты и инженерные работы оказались верными и ядерное устройство – бомба соответствовала заявленным возможностям. Мощность этого взрыва составила около 21 килотонн в тротиловом эквиваленте.
В то же время форсированными темпами шли подготовительные работы к боевому применению нового оружия. На остров Тиниан прибыл 509-я смешанный авиационный полк. В целях маскировки район его базирования находился в нескольких милях от остальных подразделений и тщательно охранялся. 26 июля крейсер «Индианаполис» доставил на Тиниан атомную бомбу «Little Boy» («Малыш»). А, 28 июля начальник Объединённого комитета начальников штабов США Джордж Маршалл подписал приказ на боевое применение ядерного оружия. 28 июля и 2 августа на Тиниан были доставлены компоненты второй атомной бомбы «Толстяк».
Основной целью первой ядерной бомбардировки была Хиросима (запасными были города Кокура и Нагасаки). Хотя отданный президентом США Трумэном приказ предусматривал проведение атомной бомбардировки, начиная с 3 августа, вплоть до 6 августа этому мешала облачность над целью.
До 6 августа бомбы, изредка падавшие на Хиросиму и Нагасаки, не наносили больших повреждений - крупномасштабных бомбардировок не было. Множество городов вокруг, были разрушены, но эти оставалась почти нетронутыми – хотя ежедневно над ними пролетали самолеты противника. Это вызывало всеобщее удивление и слухи о том, что американцы готовят что-то особенное. Но никто не мог и предположить, что удар может придти в таком виде.
Пол Тиббетс перед взлётом, утро 6 августа 1945 года.
6 августа в 1:45 американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» под командованием командира 509-го авиаполка полковника Пола Тиббетса, нёсший на борту атомную бомбу «Малыш», взлетел с острова Тиниан, находившегося примерно в 6 часах лета от Хиросимы. Этот самолёт летел в составе соединения, включавшего: запасной самолёт («Топ Сикрет»), два контролёра и три разведчика («Джебит III», «Фулл Хаус» и «Стрэйт Флэш»). Командиры самолётов-разведчиков, посланные к Нагасаки и Кокуре, сообщили о значительной облачности над этими городами. Пилот третьего самолёта-разведчика доложил, что небо над Хиросимой чистое, и послал сигнал «Бомбите первую цель».
В это же время, около семи часов утра сеть японских радаров раннего предупреждения зафиксировала приближение нескольких американских самолётов, направлявшихся к южной части Японии. Была объявлена воздушная тревога и остановлено радиовещание во многих городах, включая Хиросиму. Примерно в 08:00 оператор радара в Хиросиме определил, что количество приближавшихся самолётов было очень малым – возможно, не более трёх, – и воздушная тревога была отменена, так как небольшие группы бомбардировщиков противника, в целях экономии горючего и ресурса самолётов, японцы не перехватывали. По радио было передано стандартное сообщение, что ожидается не налёт, а всего лишь какая-то разновидность разведки. Безусловно, никто не ожидал такой трагедии, и эра нового оружия – ядерного началась…
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
В 08:15 бомбардировщик В-29, находясь на высоте свыше 9 км, произвёл сброс атомной бомбы на центр Хиросимы. Взрыватель был установлен на высоту в 600 метров над поверхностью. Непосредственно взрыв мощностью от 13 до 18 килотонн, произошёл через 45 секунд после сброса. Более 10 кв.км города моментально были опустошены. 66 тыс. человек погибло, а 69 тыс. получили ранения различной степени тяжести.
Заявление президента Соединенных Штатов Америки Гарри Трумена: - «Шестнадцать часов назад американский самолет сбросил единственную бомбу на Хиросиму, важную базу японской армии. Эта бомба обладала большей мощью, чем 20 000 тонн тротила. Ее заряд более чем в две тысячи раз превосходит заряд британского Grand Slam'а, самой большой бомбы из использовавшихся в истории войн.»
А в это время командование Генерального штаба Японии неоднократно пыталось вызвать на связь командный пункт Второй Основной армии в Хиросиме. Полное радиомолчание немного озадачило высшее руководство - ведь они знали, что не было никакого крупного авианалета и ли какого иного экстремального события. Офицеру связи было приказано немедленно вылететь в Хиросиму, приземлиться, уточнить обстановку и возвращаться в Токио с достоверной информацией. Предполагалось, что не произошло ничего серьезного, несмотря на какие-то неимоверные слухи. Взлетевший самолет направился на юго-запад. За 100 миль от Хиросимы, офицер связи и пилот увидели огромное облако дыма, а подлетев поближе были и вовсе обескуражены – Хиросима горела – это все, что осталось от большого города.
Вскоре они достигли города и стали кружить над ним, не веря своим глазам. Приземлившись, офицер доложил в штаб увиденное. А в Токио впервые узнали о том, что же на самом деле стало причиной столь масштабной катастрофы только из официального заявления Белого дома, спустя 16 часов после падения атомной бомбы.
Основной целью второй американской ядерной бомбардировки был г.Кокура, запасной г.Нагасаки. Но тремя днями позднее - 9 августа судьбу этих городов решала облачность.
Примерно в 8:50 бомбардировщик В-29 «Bockscar», нёсший атомную бомбу «Fat Man» («Толстяк»), направился к г.Кокуре, куда и прибыл в 9:20. К этому времени, над городом наблюдалась уже 70 % облачность, что не позволяло провести визуальное прицеливание. После трёх безуспешных заходов на цель, в 10:32 бомбардировщик взял курс на Нагасаки. В 10:56 самолет достиг г.Нагасаки, который, также был закрыт облаками. Командир бомбардировщика майор Чарльз Суини нехотя одобрил менее точный заход на цель по радару - и в последний момент бомбардир-наводчик капитан Кермит Бихан в просвете между облаками заметил силуэт городского стадиона, ориентируясь на который он произвёл сброс атомной бомбы. Наскоро нацеленная бомба взорвалась почти посредине между двумя основными целями в Нагасаки, сталелитейными и орудийными производствами Мицубиси на юге и торпедным заводом Мицубиси-Ураками на севере.
Если бы бомба была сброшена дальше к югу, деловым и жилым районам Нагасаки был бы нанесён намного больший урон. Взрыв произошёл в 11:02 местного времени на высоте около 500 метров. Мощность взрыва составила около 21 килотонны. Атомный взрыв накрыл район площадью примерно 110 кв.км, из которых 22 приходится на водную поверхность, а 84 на частично заселенную местность. Взрыв убил 39 тыс.и ранив более 25 тыс. человек. Количество погибших к концу года составило до 80 тысяч человек.
Согласно отчёту префектуры Нагасаки, «люди и животные погибли почти мгновенно» на расстоянии до 1 км от эпицентра. Почти все дома в радиусе 2 км были разрушены, и сухие, возгорающиеся материалы, такие как бумага, воспламенялись на расстоянии до 3 км от эпицентра. Из 52 000 зданий в Нагасаки 14 000 были разрушены и ещё 5 400 - серьёзно повреждены. Только 12 % зданий остались неповреждёнными. В городе наблюдались многочисленные локальные пожары.
В итоге ядерных ударов районы городов, находившиеся непосредственно в эпицентре взрывов, почти полностью были уничтожены. Единственными уцелевшими объектами оказались остова нескольких особо прочных железобетонных зданий, которые не разрушились от воздействия взрывной волны. Но большинство из этих объектов претерпело обширные повреждения от внутренних пожаров, уничтоживших окна, двери и перекрытия; вся арматура, не представляющая монолитную часть бетона, испарилась или была снесена; степень разрушения таких домов поблизости от эпицентра была очень высокой. Некоторые железобетонные здания в Хиросиме были построены сейсмически устойчивыми (из-за риска землетрясений), и их каркас не разрушился, несмотря на то, что они были довольно близко к эпицентру взрыва. Поскольку бомбы взорвалась в воздухе, ударная волна там шла вниз, а не в стороны, что и вызвало их частичную сохранность. Промышленная палата Хиросимы (ныне широко известна как «Гэнбаку Домэ», или «Атомный купол»), оказалась в нескольких десятках метров от эпицентра взрыва. Со временем руины были названы Хиросимским мемориалом Мира и были возведены в ранг всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году, несмотря на сильное возражение, высказанные правительствами США и Китая.
В Хиросиме огонь возник одновременно во всём центре города. Многочисленные небольшие пожары, которые одновременно возникли в городе, вскоре объединились в один большой огненный смерч, создавший сильный ветер (скоростью 50 - 60 км/час) направленный к центру огня. Огненный смерч захватил свыше 11 кв.км города, убив всех, кто не успел выбраться в течение первых нескольких минут после взрыва. Создалась сильная тяга, направившая потоки воздуха к центру большого пожара. Сходная ситуация возникает при массированном сбросе зажигательных бомб. В результате огромного разрушительного пожара сгорел или получил ожоги почти каждый, кто избежал гибели от взрывной волны в круге площадью более 11 км.кв. Подобные пожары возникли и в Нагасаки, но не развились в опустошительный огненный шторм из-за сложности рельефа местности в городской черте.
В обоих городах волна взрыва смела всё в радиусе более 1,5 км от эпицентра, исключая уже упомянутые железобетонные здания. Даже если исключить урон зданиям и сооружениям, нормальная городская жизнь была полностью парализована. В радиусе около 5 км почти все сильно пострадали от ударной волны, и, далее этой черты, относительно легкие травмы встречались на расстоянии еще в несколько км. Стекла вылетали в радиусе до 20 км.
В Нагасаки пострадала меньшая часть города - окружающие район холмы ограничили распространение сильной ударной волны; но тщательный осмотр результатов взрыва дал доказательства большей мощности взрыва, чем в Хиросиме. Полное разрушение распространилось на площади около 8 кв.км. Треть из 50 000 зданий в районе поражения Нагасаки были разрушены либо сильно повреждены. Особенно глубокое впечатление производило полное уничтожение огромных сталелитейного и торпедного заводов. Стальные каркасы всех зданий и корпусов в радиусе до 2 км были сметены, как будто бы гигантской рукой. Район очень сильных пожаров протянулся до 5 км в длину. Склоны холмов были выжжены в радиусе до 2,5 км, что придало им осенний вид.
В Хиросиме и Нагасаки огромный масштаб бедствия практически уничтожил эти города. Даже самые наихудшие из всех предшествующих бомбовых ударов по Германии и Японии, такие как бомбардировки зажигательными бомбами Гамбурга в 1943 и Токио в 1945, были не сравнимы с парализующем действием ядерных ударов. В дополнении к огромному числу убитых и раненных, в обоих городах сразу после атомных взрывов распространилась паника. Восстановление и реконструкция не шли из-за медленного возврата населения. Завершение войны почти сразу же после атомных бомбардировок лишило многих японцев стимула немедленно воссоздать потери, их паралич оставался поразительным. Несколько недель спустя после бомбардировок не была организована даже уборка обломков и остатков множества тел. Как отмечает Британская миссия: «впечатление, каковое оставляют оба города - будто бы они опустились, мгновенно и бесповоротно, на самый примитивный уровень».
Двойной шок, от атомных бомбардировок и от вступления Советского Союза в войну против Японии 9 августа 1945 года, оказал глубокое воздействие на премьер-министра Японии Кантаро Судзуки и на министра иностранных дел Того Сигэнори, которые склонились к тому, что японское правительство должно прекратить войну.
Как это не удивительно сегодня, но понятия «радиоактивное загрязнение» в те годы еще не существовало, потому и вопрос не рассматривался. Люди продолжили жить и отстраивать разрушенные постройки там, где они были раньше. Даже высокую смертность населения в последующие годы, а также болезни и генетические отклонения у детей, родившихся после бомбардировок, поначалу не связывали с воздействием радиации. Эвакуация населения из заражённых районов не проводилась, так как никто не знал о самом наличии радиоактивного загрязнения, его природе и смертоносных последствиях. В связи, с чем дать какую-либо оценку радиоактивного загрязнения местности довольно трудно из-за недостатка информации. К тому же американская администрация всячески отрицала факт радиоактивного заражения и запрещала любые публикации на подобные темы. В техническом отношении первые атомные бомбы были относительно маломощными и несовершенными (так, например, бомба «Малыш» содержала 64 кг урана), в связи с чем уровень загрязнения местности не мог быть значительным, хотя и представлял серьёзную опасность для населения. По заключению директора Национального центра по исследованиям в области атомной энергетики М.Танока установлено, что от взрыва выброс радиоактивности составил 0.74 кг. Для сравнения: в момент аварии на Чернобыльской АЭС в активную зону реактора было загружено порядка ста девяноста тонн ядерного топлива, а продуктов его деления (трансурановых элементов) на момент взрыва накопилось 1800 кг, 3.5% из них то есть 63 кг было выброшено в атмосферу по состоянию на 6 мая 1986 г.
В то же время наблюдения за хибакуся (людей, пострадавших от воздействия атомных взрывов) не обнаружили сокращения продолжительности жизни по сравнению с не подвергшимися облучению японцами, если не учитывать повышенную смертность среди хибакуся связанную с заболеванием лейкозом и раком. Под давлением США их вообще 7 лет не признавали пострадавшими. При этом, в диапазоне значительных доз облучения, от 25-30 рад и выше четко регистрируется линейная зависимость частоты отдаленных последствий от доз радиации. Как утверждает В.А.Барабой, чем дальше мы уходим в область меньших доз радиации, тем труднее уловить эту зависимость, да и вообще наличие дополнительных случаев заболевания (следует знать, что рак и лейкозы встречаются у человека и животных без видимой причины и уровень таких заболеваний достаточно высок). Таким образом, применительно к человеку сокращение продолжительности жизни как самостоятельное явление, не связанное с ростом заболеваемости злокачественными новообразованиями, не выявлено. У хибакуся ускоренное старение и по этому показателю не зарегистрировано. Зато у облученных малыми дозами как будто обнаружено снижение смертности.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Причин этого явления отмечают несколько: мог сыграть роль своего рода отбор более жизнестойких, когда имела место массовая гибель людей под воздействием ударной волны и светового излучения ядерного взрыва; другие специалисты допускают, что частые обследования хибакуся, в частности рентгеновские процедуры могли стимулировать жизнедеятельность. Ясность в этом вопросе пока не достигнута. К тому же высокая частота врожденных дефектов у новорожденных (по некоторым данным до 11,5%), затрудняет выделение из этой массы тех дефектов, которые можно отнести за счет добавочного к действию других мутагенных агентов влияния радиации (курение, воздействие химические вещества среды, рентгеновское облучение и др.).
К концу 1945 года, в связи с действием радиоактивного заражения и других пост-эффектов взрыва, общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек - в Нагасаки. По истечении 5 лет, общее количество погибших, с учётом умерших от рака и других долгосрочных воздействий, оценивается в 200 000 человек.
По официальным японским данным по состоянию на конец марта 2009 года в живых числятся свыше 235 тысяч «хибакуся». Эта цифра включает в себя детей, родившихся у женщин, подвергшихся воздействию радиоактивного облучения. Количество умерших на август 2009 года составляет более 413 тысяч (263 945 в Хиросиме и 149 226 в Нагасаки.).
А роль атомных бомбардировок в капитуляции Японии и оправданность самих бомбардировок до сих пор вызывают острые споры.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте