Юнга! От этого слова веет солоноватым ветром морских просторов, романтикой дальних странствий. Многие флотоводцы России начинали свой путь с этого скромного звания. Среди них можно назвать и наших современных адмиралов И.С. Юмашева, И.З. Басистого, Г.И. Левченко, В.П. Алексеева и других.
Какой мальчишка не мечтает о море, о кораблях! Для многих пацанов военных лет эта мечта стала реальностью. 25 мая 1942 года нарком Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов принял решение о создании школы юнг ВМФ на Соловецких островах в Белом море. Эта дата отмечается как день рождения самого молодого воинского подразделения Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и первой в истории России военной школы юнг.
В нее принимались юноши-добровольцы 15—16 лет с образованием 6—7 классов. Но, чтобы попасть в эту школу, от мальчишки требовалось не только желание, но и письменное согласие родителей.
Первые юнги — мальчишки из Ленинграда, Москвы, Ульяновска, Уфы, Свердловска и Саратова, а также из других городов, прибыли на Соловки в августе 1942 года. Ребята строили для себя землянки, оборудовали учебные кабинеты, а затем приступили к учебе по 10—12 часов в сутки. Через год приказом наркома ВМФ юнги были направлены на флота и флотилии по морским специальностям, полученным в школе.
Когда мы, юнги второго набора, начали учебу, через два-три месяца стали поступать сообщения о мужестве и героизме наших товарищей - выпускников школы — в боях с фашистами.
По окончании школы юнг в 1944 году я был направлен рулевым на быстроходный тральщик БТЩ "Проводник" Тихоокеанского флота. Мне довелось служить с юнгой-электриком первого набора Володей Моисеенко. Затем его направили на фрегат "ЭК-2". На время войны с Японией мой друг юнгаш за мужество и героизм, проявленные в освобождении корейского города Сейсин, был удостоен высокого звания — Герой Советского Союза. Володя стал первым героем среди юнг.
В нашем городе длительное время, лет около сорока, жил и работал на Ангарской нефтехимической компании бывший старшина второй статьи Виктор Александрович Мигунов — первый наставник Володи Моисеенко на "Проводнике".
В Ангарске же работал старшим автоинспектором ГАИ Эвальд Степанович Вацик. Сейчас майор милиции Э.С. Вацик на заслуженном отдыхе, и мало кто знает, что он выпускник легендарной Соловецкой школы юнг ВМФ, участник боев с японскими захватчиками и удостоен боевой медали Нахимова.
Как дань уважения подвигу юных моряков в школе N 30 при музее Краснознаменного Тихоокеанского флота создана экспозиция, посвященная Соловецким юнгам. Более четырех тысяч выпускников школы в годы войны служили на боевых кораблях и принимали участие в боях. Судьба разбросала бывших мальчишек, юнг огненных лет, по всей стране. Валентин Пикуль стал всемирно известным писателем, Борис Штоколов — народный артист СССР, лауреат Государственной премии, всенародно известный певец. Десятки бывших юнг остались верны морю. Они стали офицерами и адмиралами флота. Есть среди нас, бывших юнгашей, и ученые, и академики, и люди различных специальностей, но все они гордятся, что первые шаги на флот и в большую жизнь сделали из школы юнг.
Россия высоко оценила подвиг мальчишек — в тельняшках В их честь в столице России одна из площадей носит имя Соловецких юнг. На стеле, установленной в честь этого замечательного события, мы с гордостью читали:"Площадь Соловецких юнг названа в год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне в память о подвиге добровольцев Соловецкой школы юнг Военно-Морского Флота". И мы сфотографировались на ее фоне, бывшие юнги четвертой смены 1 роты рулевых, продолжающие дружить с того далекого 1943 года, когда мы впервые встретились на Соловецких островах.
Анатолий ГОРДИЕНКО, воспитанник Соловецкой школы юнг ВМФ, ветеран Краснознаменных Северного и Тихоокеанского флотов.
В этом году исполнилось 78 лет со дня создания института юнг на кораблях советского торгового и военного флота. Юнги и раньше помогали российским матросам, но с этого дня и до конца Второй мировой войны подростки были полноправными членами экипажей советских судов. Но получить статус и льготы участников войны юнги смогли только в начале 1990-х годов.
Юнга от немецкого junge - мальчик, подросток, исполняющий обязанности матроса, обучающийся морскому делу. Еще в эпоху парусного флота английским адмиралам и командорам разрешалось иметь уборщиков и вестовых, в качестве которых на корабли брали мальчиков 9-10 лет. Многие из них на всю жизнь оставались служить на флоте.
Известный мореплаватель Джеймс Кук тоже начинал карьеру юнгой. В России еще при Петре I в Кронштадте было открыто училище юнг.
После 1917 года мальчишкам закрыли дорогу на флот, предложив получать образование на берегу.
В 1940 году на острове Валаам была создана школа боцманов для юношей 16-17 лет. Приказ наркомфлота № 300 от 16 октября 1942 года позволил работать на кораблях даже детям. Мальчишки 10-11 лет стали выходить в рейсы на торговых и боевых кораблях.
Юнги огненных рейсов
Дело в том, что с начала Великой Отечественной войны опытных капитанов, штурманов, судовых механиков стали отправлять на фронт. К штурвалам морских судов некого было поставить. В начале 1942 года моряков стали отзывать с фронтов и возвращать на корабли, но все равно специалистов не хватало.
За годы войны юнгами стали более 3 тысяч детей. В школе юнг на Соловках, о которой писал Валентин Пикуль в повести "Мальчики с бантиками", детей несколько месяцев учили морскому и военному делу, а затем направляли на боевые корабли.
На Дальнем Востоке было пять школ юнг, но большинство подростков сразу зачисляли в экипажи, обучая во время рейсов. Для поступления в школу юнг требовались рекомендация двух членов партии, медосмотр и согласие родителей.
Брали в море, несмотря на приметы, и девочек. Елизавета Сафронова из Владивостока в первый рейс на Камчатку пошла в 15 лет.
Рефрижератор, на котором она работала дневальной, ходил на Камчатку и в США. В "загранках" юнги получали зарплату в валюте по 5 долларов в месяц.
Но многие капитаны записывали юнг в судовые роли на "взрослые" должности, в этом случае подростки получали зарплату наравне со всеми членами экипажа. Обычно в США, куда советские суда ходили на ремонт и за товарами по ленд-лизу, все моряки покупали продовольствие для своих родственников. Мой дед, ходивший на "либерти" радистом, рассказывал, что за 12 долларов можно было купить мешок муки, растительного масла и тушенки - достаточно, чтобы два месяца кормить семью.
Из Приморья на флот ушли 756 юнг. На Тихом океане за годы войны от взрывов подводных бомб, торпед и самолетных бомбардировок было уничтожено 25 гражданских судов, занимавшихся снабжением.
Среди 400 не вернувшихся на родной берег моряков было 23 юнги. Самая тяжелая потеря - гибель теплохода "Белоруссия" 3 марта 1944 года, когда погибло 48 моряков, из которых 15 юнг.
Анатолий Шляпников в 12 лет был награжден Орденом Красной Звезды за спасение товарища. Теплоход "Сергей Киров" было торпедирован 1 октября 1943 года в Карском море.
Анатолия взрывной волной выбросило за борт. Он ухватился за доску и при этом помог начальнику радиостанции Авдею Шинкареву удержаться на плаву. В воде они провели больше часа, пока их подобрал тральщик.
"Я не мог схватить брошенный трос, так как не было сил. Ничего не видел, потому что лицо было покрыто ледяной коркой. Меня пытались зацепить баграми, но крюки скользили по бушлату, ставшему от воды и холода панцирем. Тогда матрос с тральщика бросился в воду и вытащил меня. На тральщике меня положили к котлам отогреваться",- вспоминает Анатолий Шляпников.
В советские годы суда Дальневосточного морского пароходства носили имена погибших на войне юнг - Спартака Ганзюка, Майи Быстряковой, Руслана Уткина и Германа Лопакова.
После войны
Даже после окончания войны рейсы не стали спокойными. Бывшие торговые суда стали перевозить советских заключенных и пленных японцев, порой устраивавших бунты и провокации. Были случаи, когда заключенные, доставленные на Колыму, поджигали трюмы, убивали и расчленяли сокамерников.
Вячеслав Леснов был юнгой на пароходе "Ванцетти", когда на борт поднялись более 3 тысяч японских военнопленных во главе с генералом Танака. Их доставляли с Сахалина в Находку. При прохождении пролива Лаперуза японцы подняли бунт, требуя высадить их на родине.
Всем морякам выдали автоматы ППШ, а у сотни конвоиров было личное оружие и восемь пулеметов. "Японцы, сломав переборки, уже вышли на палубу из трюмов, капитан Рудой дал команду открыть огонь на поражение. И только вмешательство генерала Танака успокоило японцев и все они живыми были доставлены в Находку", - вспоминает Вячеслав Леснов.
Последние юнги
После войны юнг становилось все меньше. Последний юнга на Тихоокеанском флоте служил в 1998 году.
Оставшийся без родителей 12-летний Сергей почти год бомжевал, ночевал на вокзалах, зарабатывал на еду разгрузкой машин.
На Морском вокзале его заметил кто-то из офицеров большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников", привел на борт. Моряки накормили парня, несколько дней он провел на корабле, затем его пристроили в детский дом.
Но два дня в неделю он обязательно проводил на борту. Его поставили на довольствие, Сергей помогал обслуживать радиолокационную станцию, участвовал в жизни корабля, только вахты не стоял. Затем он поступил в военное училище и следы его затерялись.
При советской власти во Владивостоке стать юнгой мог любой подросток, в городе действовали несколько десятков морских клубов. Сейчас осталась только "Флотилия Восток" и клуб юнг в Доме пионеров. Недавно лишилась помещения детская флотилия "Варяг", где более 30 лет обучали детей азам морской науки.
О службе на кораблях сейчас не может быть и речи. Грезящие морской романтикой подростки сейчас могут только освоить вязание морских узлов, морской семафор и греблю на ялах.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Вас не смяли вихри огневые, Жизнь свою вы прожили не зря. Юнги, юнги — други боевые, Где теперь вас держат якоря?
«Мы первую любовь узнали позже, чем первое ранение в бою...»
ЮНГА — ученик, подросток на судне, готовящийся стать матросом и обучающийся морскому делу.
Подростки в просоленных тельняшках, с походкой враскачку и повадкой бывалых мужчин… Юнга - своеобразный символ вечности и нерушимости флотских традиций.
Если есть мальчик, готовый не уйти с пылающей палубы, значит - флоту быть!
Речь в статье пойдет о Соловецкой школе юнг , истории этого заведения, его создании, выпускниках и памяти.
Воспитанники Петровы Юнги в России появились почти одновременно с флотом - в 1707 году Петр Великий создал первую в стране школу, где готовили молодежь в матросы. Эта школа действовала в Кронштадте, но недолго.
Этот Указ о создании школы юнг положил начало системной подготовке специалистов для русского флота. Юнги изучали русский язык, закон Божий, географию, физику, машинное дело, строевые занятия, физкультуру. В этой школе готовили минеров, артиллеристов, машинистов, рулевых, сигнальщиков.
В числе окончивших Кронштадтскую школу юнг уже после 1912 года были будущий адмирал, Герой Советского Союза Иван Степанович Юмашев (1914 год выпуска) и будущий заместитель наркома Военно-Морского флота Гордей Иванович Левченко .
Затем существовала подобная же школа при Штурманском училище, а в 1912 году была сделана попытка восстановить Кронштадское заведение.
Причина учреждения таких школ (кстати, долгое время название писали с нарушением норм русской грамматики - «школа юнгов», поскольку сам термин «юнга» голландского происхождения) - необходимость давать будущим морякам профессиональную подготовку. Матросу требовалось знать и уметь гораздо больше, чем солдату, и готовить хороших матросов из рекрутов или призывников было непросто - затрачивалось много времени.
Советская власть тоже понимала это, и в 1940 году создала свою школу юнг на острове Валаам. Да только получить хорошую подготовку ее ученики не успели - война не стала их ждать.
Какая роль Соловецкой школы юнг? Об этом мы поговорим далее.
Товарищам на смену
Валаамские юнги погибли почти все (из 200 человек в живых осталось не более десятка), сражаясь за так называемый «Невский пятачок».
Они проявили себя патриотами и героями, но главного своего назначения не выполнили - не смогли стать кадровым резервом для флота. А проблема стремительно нарастала - в первые военные годы опытные моряки гибли массово, а заменить их призывниками из отдаленных районов, где никогда не видели моря, было невозможно. Не годились и малообразованные кандидаты - они были не способны справиться с достаточно сложной корабельной техникой.
На корабли отправляли отслуживших ранее резервистов, но те тоже успели многое подзабыть, да и техника не стояла на месте. Призывники, многим из которых уже было хорошо за тридцать, не могли считаться полноценными матросами-профессионалами. Назрела необходимость создания нового училища для подготовки матросов, что могли бы нести службу в условиях войны и справляться с корабельной техникой. Адмиральский указ о создании школы Соответствующее решение принял народный комиссар ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов .
В мае 1942 года приказом Народного Комиссара ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова на Соловецких островах была создана школа юнг Северного флота, сформированная из 14-16-летних мальчишек-комсомольцев. Юнги были самыми юными профессионально подготовленными участниками войны, которые в грозные годы вместе со взрослыми с оружием в руках встали на защиту родной страны.
В мае 1942 г. приказом наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота была создана Специальная Школа юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах.
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Учебный отряд Северного флота (УО СФ), возникший в 1940 г., теперь состоял из пяти школ: Электромеханической, Школы оружия, Школы связи, Объединенной школы и Школы юнг ВМФ. Последняя действовала по всем нормативам УО СФ, юнги принимали присягу. Сначала это подразделение именовалось «Школа юнг Военно-Морского флота», позже — «Школа юнг Северного флота».
В юнги отбирали 15-16-летних юношей-добровольцев, имеющих 6-7-классное образование. Но, горя желанием воевать, некоторые мальчишки выправляли себе документы, чтобы начать учиться раньше.
Чтобы не вызывать самовольных поездок молодежи на флоты, решено было не производить широкого оповещения о наборе в Школу юнг. Тем не менее, городские и районные комитеты комсомола были атакованы тысячами мальчишек, желающими учиться на юнг. Некоторым преимуществом пользовались дети военных и воспитанники детских домов. Кое-кто из мальчишек уже успел повоевать в партизанских отряда, кто-то был «сыном полка».
Обучение продолжалось около года. На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ».
По прибытии на Соловки в 1942 г. юнги были отправлены в Савватьево (монастырский скит, находящийся от Кремля в 14 км).
Но когда через несколько месяцев выявилась недостаточная обеспеченность Школы в Савватьево в хозяйственном отношении, часть юнг была передислоцирована в Кремль. В результате Школа юнг территориально разделилась на две части.
В Савватьево юнг встретили полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница, ранее предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса. Юнг поселили в палатках, и они сразу начали строить землянки. Мальчишкам приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать валуны, валить лес и таскать на своих плечах бревна. К ноябрю 1942 г. строительные работы были закончены, и первый набор юнг приступил к учебе. Занятия проходили в бывших монашеских кельях , переделанных в классы, и даже в землянках.
Школа в Савватьево состояла из трех частей. В самом скиту находились жилой дом для преподавателей Школы и их семей, учебные корпуса с 42-мя классами, небольшая баня (еще монастырской постройки), прачечная и клуб. На расстоянии 1-2 км, по берегам озер и склонам сопок, в лесу, расположились жилые землянки вместимостью 52 человека каждая.
Это была не просто школа юнг, а настоящая воинская часть. Просто самая молодая по возрасту. Жилой городок подростков находился недалеко от Савватьево, на берегу лесного озера, где юнги первого набора сами построили несколько десятков больших землянок.
Чтобы выкопать землянку, ребята должны были выкорчевать из твёрдой земли пни и камни. Шёл ноябрь и земля уже промёрзла. Перекатывали огромные валуны. Не могли перекатить - раскаляли, обливали холодной водой, стучали по ним, пока не треснет. Работали без перчаток, раздирали руки до крови, обливались слезами, но копали. Торопились, потому что жить в палатках зимой на севере нельзя. Юнгам ещё предстояло отремонтировать старое здание в Савватьево для учебной части, построить столовую, клуб. В конце ноября наконец-то переехали из палаток в новое жильё. В каждой землянке была печка и 50 нар в три яруса. Утро соловецкого юнги начиналось в 6 часов утра. Подъём происходил по общей команде. Юнги быстро одевались и выбегали на общее построение. Сразу начиналась утренняя зарядка, которая заканчивалась кроссом. Потом юнги возвращались в городок, занимались умыванием, заправляли койки, и прибирали свои кубрики. Кубриками назывались землянки, потому что юнги служили на Северном флоте.
В 8 часов утра все юнги завтракали. За каждым столом сидело 6 человек. На завтрак давали соевую или овсяную кашу, хлеб, компот. Все обязаны были пить отвар из хвои. Он был горький, но очень полезный, в нём много витаминов. С 8 до 13 часов юнги уходили на учебные занятия. Основные учебные корпуса «Школы юнгов» располагались в Савватьево, в 1,5 километрах от жилого лагеря юнг. В классах они изучали общеобразовательные предметы: русский язык, математику, химию, физику, историю и литературу. Часто не хватало карандашей и бумаги, а на целый класс был всего один учебник. Кроме основных школьных предметов у юнг проходили занятия по специальности. Специальности у юнг были разные. Их обучали специальностям радистов, боцманов, электромехаников, механиков. Одним из важных предметов была строевая подготовка.
Правда, 1-ый набор «Школы юнгов» ею не занимался, - был занят строительством землянок. Отдельно обучались юнги-шифровальщики, которые жили обособленно в большом здании на озере Варяжское, даже не зная имён других учеников. Эта часть истории соловецких юнг долгое время после войны была засекречена.
В 13 часов юнги уходили на обед. На первое чаще всего давали гороховый суп или уху из трески, на второе - каши. Обязательным был компот и отвар из хвои. С 14 до 16 часов проходили практические занятия. Юнги изучали морское дело - учились вязать узлы, изучали морские сигналы и флаги, флажковую азбуку. На озёрах были построены специальные шлюпочные базы, где юнги ходили на шлюпках, под парусом и на вёслах. Вместо занятий обычной физической подготовкой у юнг была боевая подготовка: их учили приёмам рукопашного боя, метанию гранат. Изучали они и стрелковое дело: проводили сборку и разборку пулемёта, автомата, пистолета.
Также проходили тактические занятия, для чего были вырыты специальные учебные окопы, блиндажи. Ещё они приобретали навыки химической защиты и санитарного дела. С 16 до 17 часов у юнг было свободное время. В это время они писали письма родным, читали, отдыхали. С 17 до 19 часов юнги занимались общественным трудом - уборкой территорий, разными работами.
В это же время те, кто не был занят на работах, занимались самоподготовкой. В 18.45 те, кто был занят в нарядах (дневальные, наряд по кухне) уходили на построение и распределение нарядов. Наряды несли по очереди, провинившиеся могли получить наряд «вне очереди». В 19 часов у всех начинался ужин. На ужин обычно была солёная селёдка и картошка, и снова отвар из хвои. После ужина те, кто был распределён на наряды и заставы, уходили на службу. С 20 до 22.30 у всех юнг было свободное время, а в 22.30 начиналась вечерняя поверка, после которой следовало умывание и отбой. Они аккуратно складывали одежду рядом с койками, потому что другой мебели в землянках практически не было. Сама одежда юнг - роба - была не всегда по размеру, часто поношенная, доставшаяся им от старших курсантов, или перешитая из мешков. На зиму выдавали шинель. После отбоя «юнгаши» быстро засыпали. Ночью в любой момент могли объявить учебную (а иногда случались и боевые) тревогу или подъем с боевой выкладкой. А завтра в 6 утра уже начнётся следующий насыщенный, тяжёлый, но очень интересный день.
В полукилометре от Савватьево действовала столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Расселение юнг производилось в зависимости от получаемой специальности. Школа готовила боцманов, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов и др.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Юнги всех специальностей, помимо теоретической подготовки, проходили практику по военно-морскому делу: учились плаванию и спасению утопающих, оказанию первой помощи, выходили в море на шлюпках под парусом и на веслах . Такие выходы пользовалась у юнг большой популярностью.
На время обучения в Школе на каждого юнгу устанавливалось денежное содержание 8 руб. 50 коп. в месяц, но все эти деньги, также как и сбережения преподавателей Школы, перечислялись в фонд обороны. В 1943 г. юнги, командиры и преподаватели собрали деньги на военный корабль. Ими была послана телеграмма на имя Сталина с просьбой построить катер, что и было сделано: торпедный катер «Юнга» участвовал в боях на Черном море.
Сталин ответил юнгам благодарственной телеграммой, которая сейчас находится в экспозиции Соловецкого музея, посвященной Школе юнг.
В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ.
Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!»
После обучения юнгам полагался месячный отпуск. По воспоминаниям юнги Л.В. Зыкова, когда им зачитали просьбу командования желающим сразу же отправиться на действующий флот, по команде «Шаг вперед, желающие!» — шагнул весь батальон.
Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также на Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях.
Среди них было немало настоящих героев. Далеко не все юнги вернулись из морских сражений.
За три выпуска в 1942-1944 гг. Соловецкая школа юнг подготовила 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов, электриков.
В боях за Родину погиб каждый четвертый выпускник Соловецкой школы юнг.
Заведение должно было готовить матросов важнейших для военного времени специальностей: радистов, сигнальщиков, рулевых, электриков, механиков, мотористов, а также флотских боцманов.
Соловки были удобны по нескольким причинам - и близко от зоны ведения боевых действий, и сравнительно безопасно, и техническая база кое-какая имелась, и бывшие монастырские помещения было легко приспособить под классы и казармы. Учебный год планировалось начать 1 сентября - таким образом, оставалось время на проведение вступительной кампании и составление программ занятий. Набирать следовало исключительно добровольцев через посредство комсомольской организации. Впрочем, адмирал Н. Г. Кузнецов специально указал в своем приказе, что курсантами могут становиться и не комсомольцы.
Надо сказать, многие кандидаты в юнги восприняли это адмиральское уточнение своеобразно. Хотя официально в школу набирали подростков 15-16 лет, но почти сразу разными правдами и неправдами там появились курсанты, откровенно не достигшие комсомольского возраста. В условиях войны было много случаев утери или порчи документов, и проверить данные не всегда представлялось возможным. Самому молодому соловецкому юнге на момент поступления на учебу было всего… 11 лет! Да, набор в юнги 15-летних мальчишек (а через год они должны были отправляться служить!) явно противоречил нормам гуманитарной Женевской конвенции, запрещавшей использование на регулярной военной службе лиц, не достигших 18 лет.
Но зато эти действия полностью соответствовали нормам морали и патриотическим настроениям советской молодежи военного времени. Советские мальчишки твердо знали: фашиста надо бить до полного его истребления! А вот о существовании Женевской конвенции большинство из них понятия не имело и не желало иметь. Те дети СССР, что меняли в новеньких паспортах год рождения 1925 на 1923, чтобы быстрее попасть на фронт или в 11 лет клялись, что им уже 15, отличались главным качеством хорошо воспитанного ребенка - желанием как можно скорее стать взрослыми. И взросление они понимали правильно - как ответственность, труд и долг.
Жестокий конкурс
И такой молодежи в СССР оказалось очень много! Сами бывшие юнги рассказывали, что, к примеру, в Москве при разнарядке 500 мест на первый набор за несколько дней было подано 3500 заявлений.
Однако выбирали строго. Это ошибка - считать, что в суворовские училища или школу юнг во время войны отправляли исключительно беспризорников. Так тоже поступали, но только с теми детьми-бродягами, что точно не запятнали себя преступлениями. Чаще же кандидатами становились юные рабочие, бывшие маленькие партизаны и сыновья полков, а также дети погибших военнослужащих.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Они должны были иметь образование не менее 6 классов (некоторые хитрецы сумели обойти эту норму) и хорошее здоровье (здесь было сложнее - медкомиссии «заворачивали» многих). Учили их от 9 до 11 месяцев, очень интенсивно, причем в программу входили не только дисциплины специальности, но и русский язык, математика, естественные науки. Устроили даже школу танцев в лучших традициях русского флота (с намеком на то, что из юнг еще вырастут капитаны - умение танцевать считалось обязательным для «правильного» флотского офицера).
Непризнанные ветераны школы юнг
Соловецкая школа юнг военно-морского флота произвела 5 выпусков (3 во время войны, и 2 уже после ее завершения - эти выпускники в основном отправлялись на тральщики , очищать моря от мин).
Позже школа была переведена в Кронштадт, и соловецкие юнги закончились - появились кронштадские. Школа соловецких юнг в годы войны выпустила 4111 человек, служивших затем на всех флотах (распределяли строго, в связи с необходимостью). Почти 1000 юнг не вернулись домой, отдав жизнь защите Родины. Больше всего среди них было радистов , но немало и мотористов, и артиллерийских электриков. Были рулевые, сигнальщики и представители других морских специальностей.
Часто на кораблях выпускники Соловецкой школы юнг оказывались едва ли не самыми образованными и подготовленными членами команды (напряженность с кадрами сохранялась до конца войны). В этих случаях складывалась парадоксальная ситуация - 16-17-летние мальчишки оказывались в роли наставников и руководителей 40-летних дядей. Конечно, те не забывали напоминать юнгам о субординации, но все же учились добросовестно. Впрочем, старшие призывники еще хорошо помнили кампанию по ликвидации безграмотности взрослых, когда учителями дедушек и бабушек тоже выступали 10-летние пионеры. Так что советские матросы хорошо понимали: молодой - не значит мало знающий. Награждали их не очень охотно, но награждали. Соловецкий выпускник В. Моисеенко в 1945 году получил звание Героя Советского Союза. Саша Ковалев (он был даже еще не Александр - Саша!) имел ордена красной Звезды и Отечественной войны; многих награждали медалями. А вот с послевоенным признанием дело не складывалось. До 1985 года соловецкие юнги не считались даже участниками Великой Отечественной войны! Имело место умышленное сокрытие факта принятия ими военной присяги (возможно, виновата все та же Женевская конвенция, от которой надо было прятать пятнадцатилетних капитанов). И лишь настойчивость маршала Ахромеева позволила исправить несправедливость.
Юнга Борис Кулешин с эсминца Ташкент
Юнги- участники войны, слева направо: Гриша Михайлов - при освобождении Харькова взял в плен фашистского штабиста, Костя Гавришин - юнга на тральщике, ранен в голову, тонул, спас флаг корабля, Вова Федоров - партизанил под Смоленском с 12-ти лет, Петя Паровов, Саша Старичков - воевал на трёх фронтах, был связным командира полка, Коля Сенчугов - разминировал минное поле.
Но память сохранялась без оглядки на бюрократическую волокиту. Уже с 1972 года (30-летие школы) стали появляться первые памятники мальчикам с Соловков, и стал традиционным съезд бывших юнг.
Разностороннее братство
Примечательно, что среди юнг, переживших войну, оказалось очень много разносторонне одаренных людей, многого достигших в самых различных специальностях. В. Коробов, Ю. Пандорин и Н. Усенко всю жизнь связали с флотом, дослужившись соответственно до адмирала, контр-адмирала и капитана 2 ранга. Эти три моряка уже после войны при разных обстоятельствах получили звания Героев Советского Союза. Еще четверо бывших выпускников удостоились звезд Героев Социалистического Труда. И. К. Перетрухин выбрал военную службу в другой области - стал офицером контрразведки. Прекрасно проявили себя и те юнги, что решили сменить форму с бескозыркой на цивильный костюм. Б. Т. Штоколов заслужил звание Народного артиста СССР - это был знаменитый оперный певец, исполнитель басовых партий. В. В. Леонов снялся в нескольких десятках фильмов; кроме того, он был бардом, самодеятельным исполнителем собственных песен. Г. Н. Матюшин боролся за сохранение истории родной страны так же решительно, как защищал ее от врага - ученый-археолог получил звание академика. В. Г. Гузанов писал сценарии для кино и книги; он также очень много сделал для налаживания культурных российско-японских связей, был признанным специалистом японоведом. Некоторые его книги написаны на японском языке. Но самую широкую известность приобрел один из особо злостных нарушителей Женевской конвенции. Валентин Савич Пикуль при поступлении в Соловецкую школу приписал себе год.
Ему довелось нести боевую службу, но судьба была благосклонна - юный моряк остался в живых. А позже В. С. Пикуль прославился как едва ли не самый знаменитый советский и российский писатель, специализирующийся на исторических романах. Советские читатели (вообще-то избалованные хорошей литературой) стояли за его книгами в очереди и перепечатывали их для себя на пишущих машинках. При этом едва ли не половина романов Пикуля так или иначе, но связаны с морской тематикой..
Книга о Соловецкой школе юнг "Мальчики с бантиками" Не забыл писатель и свою бурную юность на Соловках. Своим товарищам по школе юнг и их непростой судьбе он посвятил роман «Мальчики с бантиками». Описал жизнь Соловецкой школы и судьбы ее выпускников в своих произведениях и В. Г. Гузанов. Если эти произведения бывших юнг по сути являются автобиографической литературой, то существует и популярная, призванная донести до молодежи нынешнего дня память про подвиг ровесников. В качестве примера можно привести сборник «Море зовет смелых». Примечательно, что издан он в Ярославле - где Ярославль, и где Соловки! История Соловецкой школы юнг нашла отображение и в советском кино - на ее основе был снят фильм «Юнга Северного флота».
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте