Они когда-то делали «всё для фронта, всё для победы». Под бомбёжками и артобстрелами, рискуя жизнью, подвозили к линиям фронта боеприпасы, орудия и солдат. Почти полвека спустя в беззвучный ад радиации доставили полмиллиона тонн груза – будущий саркофаг для взорвавшегося реактора Чернобыльской АЭС. Несколько тысяч железнодорожников участвовали в ликвидации последствий страшной катастрофы. Но ни в участники Великой Отечественной войны, ни в чернобыльские ликвидаторы железнодорожников не зачислили. Они так и остались безымянными героями.
В 1986 году Валерий Романов в НИИ железнодорожной гигиены трудился младшим научным сотрудником лаборатории радиационных измерений. – А разве, Валерий Владимирович, до Чернобыля было что измерять?
Он смотрит на меня удивлённо: – А вы разве не слышали про аварию на комбинате «Маяк»? – Так то ж, – я не сдаюсь, – в 1957 году было. Вы ж тогда пешком под стол ходили! – Тогда под стол, – вздыхает, – а в начале восьмидесятых под Челябинском-40 ходил с радиометром. Понимаете, для последствий атомных аварий тридцать лет не срок…
Радиационная разведка сообщила данные о чернобыльских дозах радиации, и НИИЖГ выдал свои расчёты Министерству путей сообщения СССР: для обеспечения возможности работы персонала в зоне ЧАЭС требуется биологическая защита, снижающая радиоактивное излучение в 50 раз.
В пятницу, 6 июня 1986 года, заместителя начальника локомотивного главка Евгения Дубченко и начальника проектно-конструкторского бюро того же главка Сергея Судакова вызвали к руководству МПС. Первый замминистра сообщил им вышеупомянутую цифру и добавил: – Физики сказали, что такую защиту даёт слой свинца толщиной 50 мм. Два локомотива должны быть готовы через две недели. Что понадобится – дадим. Идите работайте.
Они вышли из министерства. Памятник Лермонтову смотрел на них сочувственно. – А что, – вдруг сказал Дубченко, – в войну так и работали: сегодня чертёж – завтра броневик! – Ну да, – тоскливо отозвался тридцатичетырёхлетний Судаков, – только где он, чертёж-то?..
Был конец рабочей недели, но Судаков в ПКБ застал весь народ. Игорь Тимофеев из отдела маневровых тепловозов, пока все ещё слушали, начал что-то черкать в блокноте. – Наши гигиенисты – молодцы. Пять сантиметров свинца снизят машинистам облучение до 0,1 зиверта. Что это такое, я понятия не имею, но остальным – и строителям, и шахтёрам, и воякам – установили предел в 0,25 этого самого зиверта. Так что наше министерство о своих кадрах заботится в 2,5 раза больше, чем другие. Только как в две недели уложиться?
На этом Судаков закончил. И тут поднял руку с блокнотом Тимофеев. – Я подсчитал... Приблизительно, конечно. Но с таким слоем свинцовой обшивки кабина будет весить около 25 тонн. А при таком весе… – …Тепловоз встанет на попа, – хором закончили все.
И замолчали. – А что, если…
Тимофеев покачивал блокнотом. Все смотрели на него. Судаков не выдержал: – Ну? – Если кабину на отдельную платформу вынести? И пульты в ней сдублировать? Тепловоз с дистанционным управлением – и штатного веса, а? Тут мы все как заорём и бегом – за кульманы!
Глаза у вспоминающего Судакова сияют, как 30 лет назад. – А кабины защитные у тепловозов почему в белый цвет покрасили? – Да другой краски в депо Люблино не было! Депо-то мы выбрали, потому что там площади были подходящие и начальник активный. Кстати, цвет удачный оказался – при дезактивации на белом грязь хорошо была видна.
Александр Певзнер был главным конструктором проекта по всей электрике. С ней, вспоминает теперь весело, было много мороки. В местах вхождения проводов и кабелей в вынесенную кабину приходилось делать специальные кожухи, а в них – дробную засыпку. – Это как, Александр Зиновьевич? – Буквально. Поскольку в кожух пятисантиметровый слой свинца не засунешь, туда засыпали равное по весу количество самой мелкой – утиной – свинцовой дроби...
Это сейчас они все с отчествами, а тогда-то были без церемоний, на ты, и дружили, невзирая на чины. «Толик, – сказали по-приятельски, – выручай, поездом некогда, на часы счёт». И Анатолий Анатольевич Русаков, первый замначальника главка материально-технического обеспечения доставил листовой свинец в рулонах аж из Чимкента – самолётом!
Доставить-то он доставил, а как с ним обращаться, никто понятия не имел. Весил каждый рулон немерено, а когда раскатали один – впору спортзал застилать, огромный. – И тут, – Певзнер посмеивается, – Сергей кинулся к пожарному щиту – и за топор! Ну, думаем, перетрудился человек. А он давай свинец рубить топором. Оказалось, он отлично рубится.
В тот же день 80 человек занялись рубкой и правкой свинца. Работали и деповские, и кабешники с их опытного производства, и лучшие сварщики, присланные Лосиноостровским заводом, помогали в свинцовом аврале.
Дни летели, и даже считать их было некогда. Ведь дело-то спорилось и летело тоже – с той самой пятницы. Выходные они провели за кульманами, а уже в понедельник в экспериментальном цехе начали варить каркасы кабин, которые собирали потом в депо. А главный конструктор Брянского машзавода уже отправлял им два ТЭМ2У и вместе с тепловозами два пульта-дублёра.
Зато дни считало начальство. И с того понедельника, когда у них появились контуры кабин, оно замаячило за их спинами. – И у каждого, понимаете, масса вопросов. И каждый вопрос начинается со слова «когда». И у каждого такой чин, что куда подальше не пошлёшь.
Только Дубченко спросил по-другому: «Может, чем помочь надо?» И Судаков решился: – Надо, Евгений Григорьевич! Чтобы никто не приезжал! Не мешали чтобы! Дубченко помолчал. И хмыкнул: – Ладно, доложу министру. Но сам-то я приезжать буду. И сдержал слово: приезжал потом один.
Может, поэтому они уже семнадцатого числа почувствовали – успевают! А девятнадцатого, на день раньше назначенного им нереального срока, закончили оба локомотива. – Ну вот, – благодарно вздохнул приехавший Дубченко, – говорил же: будет завтра броневик!
Они уже отправили свинцовые свои броневики в Чернобыль и засели тут же – задним числом! – за чертежи, потому что некогда рисовать было, эскизы были только, контуры, а теперь надо было успеть вычертить всё, и догнать свои детища на месте уже, и вручить техдокументацию эксплуатационникам, потому что как же им без неё!
Она продолжалась, гонка, только теперь не свинцово-стальная, а бумажная. Но они нет-нет да и отрывались от чертежей и трясли головами! Им самим не верилось, что успели, осилили. Смогли!
Они ещё не знали, как здорово они смогли!
Это выяснил эмэнэс Валерий Романов. В составе комиссии из восьми человек, куда входили его коллеги по Институту гигиены, сотрудники ВНИИЖТа и специалисты Юго-Западной железной дороги, он участвовал в испытаниях «свинцовых броников». Они катались по всей заражённой зоне, въезжали в 30-километровую «отчуждёнку» и лезли совсем «к чёрту в пасть» – вплотную к четвёртому энергоблоку АЭС, где был взорвавшийся реактор. – На измот была работа, – вспоминает Валерий Владимирович, – до тысячи измерений в день, представляете?
Оказалось, что кабины бронепоездов дают экипажам вовсе не 50-кратную, а стократную защиту от радиации!
Если б так профессионально в СССР работали все, чернобыльской катастрофы не случилось бы.
Но она произошла. И повлекла за собой массу бед.
Сегодня Валерий Владимирович Романов заведует сектором радиационной защиты в том же самом, родном своём НИИ. И показывает мне постановление партии и правительства от 22 мая 1986 года. То самое, согласно которому они так героически и самоотверженно работали тридцать лет назад.
Читать его – стыд и мука. Всего одна страница текста, но в ней не просто диагноз, в ней – приговор всей той системе. Перечисляется чуть не десяток министерств и комитетов, которые должны «по согласованию»… И перечисляется: кто, с кем и что должен согласовывать и в какие сроки. И что же им приказывалось сделать? Вы не поверите...
В срок «до октября 1986 года» предписывалось «ввести в эксплуатацию находящиеся в резерве 1-й и 2-й блоки Чернобыльской АЭС»! Предварительно «полностью обезопасив» взорвавшийся ко всем чертям и продолжавший гореть злосчастный четвёртый блок!
Это как же нужно было не понимать масштабов и даже самых ближайших последствий грянувшей месяц назад катастрофы! Как же надо было друг другу врать, чтобы появлялись такие высочайшие решения?
Но всё это началось значительно раньше – ещё после взрыва хранилища радиоактивных ядерных отходов на уральском комбинате «Маяк». И продолжалось 30 лет – до Чернобыля. Оно называлось «пропагандой мирного атома».
Во всех советских газетах за подписями академиков и высоких отраслевых начальников печатались бесконечные рассуждения о том, как надёжны, выгодны и, главное, абсолютно безопасны атомные станции! Они и сами в это уверовали.
Дошло до того, что поверили даже ЦК с Совмином. А система между тем деградировала. Когда – уже после аварии – прокуратура стала проверять персонал ЧАЭС на знание правил техники безопасности, на вопросы из обязательного списка не ответил даже главный инструктор по ТБ.
Плата за всё это оказалась страшной. Кроме человеческих жизней, сожжённых лучевой болезнью, в результате выброса радиоактивных веществ из взорванного реактора из сельскохозяйственного оборота были выведены 5 млн га плодороднейших земель, полностью отчуждена 30-километровая зона и захоронены, то есть закопаны тяжёлой техникой, сотни мелких населённых пунктов.
Как страна могла себе такое позволить?
Через пять лет она исчезла с карты. Чернобыльская катастрофа была предвестником её распада.
С тех пор прошло много лет. За это время случилось немало других трагедий. Вспомнить хотя бы аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, признанную экспертами самой масштабной в мировой гидроэнергетике. Они заслонили Чернобыль, он уходит в памяти всё дальше. И вспоминаем мы о нём только в дни печальных юбилеев.
Но невидимое зло, которое он посеял, продолжает убивать. А хуже всего то, что некомпетентности и безответственности, которые привели к этой катастрофе, меньше не становится. И это грозит нам повторением пройденного.
Особенно остро это осознаёшь, когда встречаешься с теми, кто в своё время самоотверженно бросился в радиоактивный ад, заслоняя собой страну. Но их все меньше – тех, кто бьёт в набат нашей совести.
...Валерий Владимирович Романов заключает наш разговор горько: – Помните, я сказал: восемь человек было в нашей испытательской комиссии? Мы каждое 26 апреля созваниваемся. В живых нас сегодня трое…
В чернобыле МоАЗ-6014 активно использовались при расширении дорог, ведущих в сторону самой ЧАЭС. Лагери ликвидаторов находились на довольно большом расстоянии от станции, ликвидаторов доставляли на вверенный им участок на автобусах либо грузовиках. Да и различная строительная техника тоже создавала нагрузку на дороги. Именно по этому и пришлось расширять дороги.
Телескопические краны марки Liebherr.
Всего в различных источниках упоминается 3 крана марки Liebherr. 1-ый кран – LT-1300, рассчитанный на 300 тонн. Ещё 2 крана рассчитанные на 80 тонн. Вот что пишет товарищ tankist с форума rcforum.ru :
"Он, ЛИБХЕР г/п 250т (а то и 350, уже не помню), должен был прийти на строительство Игналинской АЭС (Лит. ССР), но не судьба. Поэтому его, не разгружая, (5 вагонов) отправили в Сосновый Бор, где обе кабины и компьютер облицевали свинцом. Прицепили ещё один вагон, пассажирский, и литерным (после освинцевания габариты вышли за допуски железнодорожников) отправили в Чернобыль. Сопровождающие в дороге немного попили. На конечной не досчитались 1 вагона, с ЗИПом, поискали, да не нашли. ЗИП крану так и не понадобился.
Когда кран работал на площадке, к нему на автобусе подвозили водителя и крановщика, быстро менялись местами с предыдущим экипажем. Работали не более получаса за заход. Следующий зависел от полученной дозы.
Комп заглючил довольно быстро. Что можно, от него по отключали."
Краны Liebherr использовались при сборке кранов Demag, при строительстве ОУ, а так же при очистке крыши 3 энергоблока от радиоактивного мусора. О том, как это происходило можно прочитать в рассказе Козловой Елены Александровны ««ПРОМОКАШКИ» НАД ЧЕРНОБЫЛЕМ».
Дальнейшая учесть данной техники достоверно не известна , но Liebherr LT-1300 точно хранится вместе с остатками одного из Demag-ов (где – неизвестно).
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Высокий радиационный фон на стройплощадке ОУ не позволял рабочим и строителям долго находиться на стройплощадке ОУ. Но работы по отчистке территории ЧАЭС от радиоактивного мусора и возведению саркофага должны были быть завершены, притом в кратчайшие сроки. Тогда было принято решение использовать радиоуправляемую технику. Примером такой техники может стать радиоуправляемый бульдозер японской марки Komatsu.
Основной задачей радиоуправляемого бульдозера Komatsu D-355W, как, впрочем, и других радиоуправляемых бульдозеров, была расчистка стройплощадки ОУ от радиоактивного грунта. Т.к. радиус действия радиоуправления был небольшой, управление данной техникой производилось из кабины армейской бронетехники (например, из кабины ИМР). Остатки этого бульдозера и по сей день находятся на территории завода «Юпитер».
Так же были использованы стандартные бульдозеры Komatsu d155a. Количество единиц неизвесно. У некоторых из них была освинцована кабина.
DEMAG
Наряду со многими организациями различных министерств и ведомств для ведения этих работ был привлечен трест «Спецмонтажмеханизация» Минсредмаша СССР, возглавлявшийся в то время Кириллом Николаевичем Кондыревым.В середине мая 1986 года в районе расположения Чернобыльской «Сельхозтехники» на окраине города начал создаваться специализированный участок № 6, впоследствии вошедший в состав монтажного района УС-605. На месте работу по созданию участка возглавил Анатолий Григорьевич Яковлев.
Первая трестовская автоколонна из Москвы прибыла в Чернобыль в двадцатых числах мая.28 мая в Чернобыль уже была доставлена первая техника для работы в условиях повышенной радиации, оборудованная освинцованными кабинами.Сложными были перевозка и маршрут от Москвы до Чернобыли прошли за двое суток.На смену А.Г.Яковлеву 3 июня прибывает жизнерадостный и ничего на свете не боящийся Борис Иванович Лопаткин, впоследствии много раз возвращавшийся в Чернобыль, несмотря на полученные дозы облучения, значительно превышавшие установленные нормы.Железным правилом той поры, которое позже стало традицией, считалось : «С ходу — в бой!». И круглосуточно, невзирая на погоду, как и подобает в боевых условиях.
Шли в Чернобыль грузы, челноком крутились автобусы, привозя и увозя смены монтажников и механизаторов, которые в то время выполнили уникальные работы по монтажу регистров охлаждения под четвертым разрушенным блоком.Начинаются работы по подготовке площадок для монтажа западногерманских дизель-гидравлических самокатных кранов фирмы «Демаг».Но еще до начала работ этих кранов, благодаря находчивости и решительности Б.И.Лопаткина удалось ввести в строй действующие, оставленные в Чернобыле прежними хозяевами и считавшиеся «грязными», краны ДЭК-251, КС-5363, К-162, а также кран «Январец» 40 тонн и «Днепр» 25 тонн. Ввод в действие этой техники, а также прибывшие в Чернобыль краны фирмы «Либхер» позволили обеспечить необходимый фронт работ по монтажу «Демагов» и проведению монтажниками сборки металлоконструкций для объекта «Укрытие».В середине июня на станцию Тетерев начали поступать платформы с конструкциями трех кранов «Демаг». Их стали различать по последним цифрам заводского номера. Таким образом, краны с заводскими номерами 41016, 41020, 41021 превратились в короткие боевые — 16-й, 20-й, 21-й.Работы по монтажу этих кранов были поручены МСУ-116 треста «Спецмонтажмеханизация».
Монтировались они на расстоянии около одного километра от четвертого энергоблока.Чтобы представить все трудности и опасности этой работы, достаточно сказать, что узлы и детали каждого крана занимали при перевозке 32 железнодорожные платформы, а весил кран в собранном виде 1200 тонн.На монтажной площадке, где велась сборка, радиационный фон составлял 200 мр/час.Но монтажники МСУ-116 под руководством начальника управления - Владимира Анатольевича Ковальчука и главного инженера управления Валерия Давыдовича Мучника на площадке, расположенной в 15 минутах ходьбы от разрушенного блока, в кратчайшие сроки выполнили поставленную задачу.
К 8 июля конструкции всех трех «Демагов» были доставлены в Чернобыль и уже 21 июля, раньше установленного срока первый «Демаг» — № 16 самоходом двинулся к аварийному четвертому блоку.В самые ответственные моменты сборки, наладки, а потом и доставки кранов к блоку рядом со своими работниками находился К.Н.Кондырев. Причем его оптимизм и уверенность в успехе заставляли делать практически невозможное. Ведь наши специалисты не имели опыта сборки и наладки такой техники. Да и шеф-монтаж по понятным причинам фирмой не производился. Работали круглосуточно, не думая о рентгенах, да и просто об элементарном отдыхе. Все понимали: заработают краны — начнут возводить «Саркофаг».
«Демаги» № 20 и № 21 были в то время кранами нового поколения. За счет дополнительного устройства — суперлифта весом 480 тонн, они обладали большей грузоподъемностью, чем «Демаг» № 16 (500т), и были оснащены основной и вспомогательной стрелой длиной по 76 метров каждая. Эти краны, имея грузоподъемность 650 тонн при минимальном вылете на основной стреле, могли осуществлять подъем груза весом 200 тонн на высоту свыше 60 метров. ( Максимальная высота подъема – 137 метров) прим. Ионова О.П.Многое на этапе подготовки кранов к работе было сложно, многое надо было делать впервые и очень быстро. Это было время испытания людей в экстремальных условиях, время переломного момента в борьбе, которая привела победе.Десятки высококлассных специалистов включились в работу по эксплуатации кранов. Это прежде всего трестовские инженеры: Л.М.Королев, Л.Л.Кривошеин, А.Л.Лавреикий, А.Я.Северинов, В.Е.Куренин, В.А.Власов. В.М.Токарев и многие, многие другие.
Огромный вклад в наладке кранов, обеспечение их работоспособности принадлежит Павлу Калинину и Олегу Ионову - талантливым специалистам и беззаветным труженикам.В то время никто не думал, что самые серьезные испытания нас жду впереди. Они начались с первыми подъемами , и это было закономерно.Во-первых, площадки, на которых работали краны, в силу объективных обстоятельств не соответствовали техническим условиям эксплуатации.Во-вторых, машинисты прошли всего 10-дневный курс обучения и не имели опыта работы на этих уникальных кранах со сложным гидравлическим электромеханическим оборудованием, оснащенных бортовыми компьютерами и другими средствами электронного управления. В-третьих, катастрофически не хватало специалистов — гидравликов, электронщиков, электромехаников да и просто квалифицированных ремонтников. Способных в сложнейшие радиационной обстановке определять неполадки и устранять их в предельно короткие сроки. Любая поломка кранов, приводящая к их остановке, парализовала сооружение «Саркофага». Следовала незамедлительная реакция со стороны Правительственной комиссии, больших и малых начальников, работа которых напрямую зависела от исправности кранов. Телефонные звонки и угрозы раздавались со всех сторон, но, несмотря на крайне нервозную обстановку, истощение физических сил, наши люди делали подчас невозможное.Краны работали. График строительства выполнялся.
По трое-четверо суток, когда шел монтаж каскадных стен, перекрытия машзала, основных несущих балок и других крупногабаритных конструкций, наши люди не покидали станцию. В «бункере» (6-я отметка ХЖТО) формировали ремонтные бригады, принимали оперативные решения, ели пищу, привозимую в полиэтиленовых пакетах из Чернобыли. Если удавалось, то прихватывали часок-другой сна на стоящих здесь же койках, покрытых поролоном.Огромную помощь нашим специалистам оказывали призванные на шестимесячные сборы военнослужащие, которых, видимо, за их полувоенный вид, все называли «партизанами».
Умудренные жизненным опытом отцы семейств, часто высококвалифицированные специалисты 40 - 45-летние мужчины не отказывались ни от какой работы, лишь бы скорее выполнить свой долг и вернуться домой.Подчас, не понимая, какая опасность им угрожает при длительном нахождении в радиационной зоне, они выполняли самые тяжелые работы. Добровольно под руководством наших специалистов ремонтировали узлы и агрегаты кранов, меняли поломанные двухметровые траки гусеничного хода. Демонтировали проколотые арматурой огромные пневмоколеса суперлифта, вручную разгружали и догружали свинцовыми 40-килограммовыми чушками контейнеры самоходного противовеса. В случаях, когда выполнение задания бригадой принимало затяжной характер, принимали решение о выводе людей из радиоактивной зоны и подписывали ходатайство перед командиром части о досрочной демобилизации «партизан>На смену им приходили новые добровольцы и доводили дело до конца.
Автор:И.А. Беляев http://DEMAG21.narod.ru Далее информация с форума rcforum.ru Всего было три крана серийные номера: 41016, 41020, 41021 далее краны различаются по "боевым номерам" последним цифрам заводских номеров (16,20,21) - первый (номер 16) не имел Суперлифта его можно отличить по отсутствию решетчатой распорки позади башни (см фото). он имел грузоподъемность 500 тонн также на нем кабина расположена не сбоку а по центру башни, кроме того внизу на башне имеется что-то типа балкона т.е. на фотке corax ch-0068-kran.jpg показан именно (номер 16) а справа на этойже фотке скорее всего находится номер 21 с опущенной стрелой.
- второй и третий (номер 20 и 21) имели Суперлифт (дополнительный противовес на пневматических шинах подвешиваемый к распорке) т.е. на них имелась решетчатая распорка к которой подвешивались тележки противовеса общим весом 480 тн эти краны имели грузоподъемность 650 тонн.
- по поводу расположения то 16 и 21 работали рядом со стороны энергоблока (там где смонтирована основная конструкция "Саркофага") а кран номер 20 работал со стороны машинного зала. На фотографии с сайта pripyat.comможно увидеть различие 16-го и 21-го крана, а также расположение кранов красным цветом я дал некоторые пояснения. На сайте DEMAG21.narod.ru есть еще фотки кранов DEMAG а также немного текстовой информации, в частности фотографии тележек противовеса. P.S. Кстати если верить форуму Pripyat.com то после ликвидации аварии эти краны были дезактивированы и отправлены на другие стройки "Средмаша" Вот выдержка с форума: 06.02.2007, 17:49 MOHCTP 1-й в 1987 году отправили на ЛАЭС 2-й (после падения) исчез (т.е у меня информации нет куда он делся) 3-й в 1997 был разобран и строительной фирмой из Чернобыля продан (куда - неизвестно)
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте