Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Спустя 30 лет после аварии на Чернобыльской АЭС город атомщиков Припять лежит в руинах. Природа отвоевывает захваченную человеком территорию, покинутые жителями дома зарастают деревьями и травой, в окнах пустых квартир свистит ветер.
В отличие от привычного 3D, формат VR способствует полному погружению в мир съемок и позволяет осмотреть место действия со всех сторон. А в некоторых случаях зритель даже может взаимодействовать с происходящем на экране – например, измерить радиацию с помощью виртуального дозиметра или выбрать реплики героев.
Сегодня в Припяти работает несколько таких команд – российский проект chernobylvr.com, украинцы из chornobyl360.com и польская Farm 51. Первые две группы занимаются съемками VR-фильмов, а вот Farm 51 задумала нечто большее – создать виртуальный тур по зоне отчуждения с интерактивными дополнениями. Это первый в мире проект подобного рода и скоро его смогут оценить жители Киева, а затем и других крупных украинских городов. После украинского вояжа поляки планируют организовать ряд выставок в Европе и до конца 2016 создать приложение для VR-очков и опубликовать его в Google Play и AppStore.
Из ведьмаков в сталкеры
Основатели Farm 51 стояли у истоков польской разработки игр и принимали участие в создании легендарного Ведьмака – рисовали игровую анимацию и отвечали за графику и механику знаменитого в геймерских кругах ведьмачьего покера на костях. Студия также выпустила несколько собственных игр – NecroVisioN, Painkiller: Hell & Damnation, Deadfall Adventures и ряд других.
По улицам города, где когда-то жило 50 тысяч человек, сейчас ходят разве что туристические группы, сталкеры-нелегалы, да ездят патрульные машины. Изредка доносится звук болгарки и грохот выброшенной из окна чугунной батареи – это орудуют «металлисты», которые ежегодно вывозят из зоны тонны оставшегося со времен СССР металла.
Но с недавних пор в Припяти появились странные гости. Они привезли с собой стереоскопические камеры, дроны, освещение, стабилизаторы, дизельные генераторы и множество другого оборудования для панорамных съемок. Эти люди представляют новое поколение кинематографистов и снимают фильмы в формате виртуальной реальности. Для просмотра такого видео понадобятся специальные очки – Oculus Rift, Samsung Gear, PlayStation VR или аналоги от других производителей.
В отличие от привычного 3D, формат VR способствует полному погружению в мир съемок и позволяет осмотреть место действия со всех сторон. А в некоторых случаях зритель даже может взаимодействовать с происходящем на экране – например, измерить радиацию с помощью виртуального дозиметра или выбрать реплики героев.
Сегодня в Припяти работает несколько таких команд – российский проект chernobylvr.com, украинцы из chornobyl360.com и польская Farm 51. Первые две группы занимаются съемками VR-фильмов, а вот Farm 51 задумала нечто большее – создать виртуальный тур по зоне отчуждения с интерактивными дополнениями. Это первый в мире проект подобного рода и скоро его смогут оценить жители Киева, а затем и других крупных украинских городов. После украинского вояжа поляки планируют организовать ряд выставок в Европе и до конца 2016 создать приложение для VR-очков и опубликовать его в Google Play и AppStore.
Из ведьмаков в сталкеры
Основатели Farm 51 стояли у истоков польской разработки игр и принимали участие в создании легендарного Ведьмака – рисовали игровую анимацию и отвечали за графику и механику знаменитого в геймерских кругах ведьмачьего покера на костях. Студия также выпустила несколько собственных игр – NecroVisioN, Painkiller: Hell & Damnation, Deadfall Adventures и ряд других.
Несколько лет назад в мире появился новый тренд – виртуальная реальность, и команда Farm 51 занялась освоением новой технологии. Студия сходу получила несколько контрактов на создание симуляторов для военных, медицинских и образовательных учреждений. Но со временем у парней появилось желание создать нечто уникальное – то, что прославит Farm 51 на весь мир.
«У нас было множество наработок по переносу настоящих территорий в 3D-графику и мы решили воссоздать в виртуальной реальности чернобыльскую зону отчуждения. Наша команда придумала достаточно виртуальных миров – пришла пора заняться чем-то более приземленным»,- рассказывает директор по развитию компании Войцех Паздур.
Решающим аргументом в пользу зоны отчуждения стала ее труднодоступность и опасность для самостоятельных путешествий. Если для поездки в условную Антарктиду достаточно заплатить туристической фирме, то в Припять и Чернобыль попасть в разы сложнее. Въезд в 30-километровую зону возможен либо по спецпропускам, либо в составе организованной экскурсии. Само собой, экскурсионные туры показывают только малую часть территории и много интересного остается за кадром. В этом и заключалась базовая идея – помочь зрителю совершить виртуальный тур в радиационно опасное место, не вставая с дивана и без риска для здоровья.
В зоне особого внимания
Подготовка к съемкам заняла несколько месяцев. Поляки несколько раз проводили рекогносцировку на месте будущих съемок и оформляли официальные разрешения. По словам Войцеха, получить «добро» от властей было нелегко, но в этом им помогли организаторы экскурсий в Припять. Они познакомили «киношников» с администрацией зоны и помогли убедить чиновников в важности проекта. Усилия не пропали даром – польская команда получила разрешение не только на въезд в зону, но и на аэрофотосъемку дронами и посещение закрытых объектов, например, разрушенного четвертого и недостроенного пятого энергоблока.
«В зоне отчуждения существует множество запретов – например, во многих местах нельзя есть, пить, сидеть на земле и прикасаться к деревьям. На дорогах нет отелей, ресторанов или заправок, где можно купить запасные батарейки для камеры. Мы остались один на один с природой и своим оборудованием»,- вспоминает Войцех. «Более того, с нами никто не мог поделиться опытом — никто не делал ничего подобного»,- сетует основатель Farm 51.
В общей сложности польская команда побывала в Чернобыле более десятка раз и за это время собрала огромный архив, состоящий из нескольких сотен часов видео и полумиллиона фотографий. В объектив документалистов попала сама Припять, разрушенный реактор и городские окрестности. Для съемок Farm 51 использовала цифровые сферические камеры, дроны и множество сопутствующего оборудования — треноги, источники питания, генераторы, освещение, стабилизаторы, дроны и другую технику.
Опасная работа
Члены киногруппы не раз попадали в опасные приключения. Одну из таких историй нам рассказал Войцех Паздур. Приводим ее со слов участника.
Мы проникли внутрь недостроенного энергоблока и изучали возможность проведения съемок на этой территории. Я отделился от основной группы и оказался в недостроенной части реактора. Это было темное помещение с лабиринтом комнат и дырами в полу глубиной до 20 метров. Мой фонарик светил всего лишь на пару метров и мне нужно было перейти в другую часть помещения. Я несколько раз перепрыгнул через ямы с одной бетонной плиты на другую, а затем прошелся по тонкому деревянному брусу над пропастью.
Мне это напомнило игру «Принц Персии», где я как главный герой, всеми силами старался сохранить равновесие и не упасть вниз, где хлюпала вода и торчал частокол арматур.
Когда я благополучно преодолел все препятствия, то понял, что заблудился в этой анфиладе комнат. Батарея фонарика была на исходе, телефон не ловил, а мои товарищи остались далеко. Это было внутреннее помещение без окон, там царила кромешная темнота и я не имел ни малейшего понятия, как оттуда выбраться. Я испугался, что сейчас упаду в очередную яму и меня найдут разве что следующие поколения исследователей. Кроме того, внутри реактора стоял высокий уровень радиации и мне нужно было выбираться оттуда как можно скорее. Уже не помню как, но мне удалось найти выход и соединиться с нашей группой. Не передать, как я был счастлив.
Это всего лишь одна из историй, во время съемок нам не раз казалось, что пол вот-вот провалится под ногами, а скрипящий потолок обрушится нам на голову. Зона отчуждения с каждым годом становится все опаснее для исследователей, и мы надеемся собрать как можно больше информации, пока природа окончательно не поглотит здания».
Рассказать историю
В ходе съемок у польской компании родилась новая идея – в дополнение к виртуальному туру, рассказать историю катастрофы устами пострадавших от нее людей. Например, во время виртуального посещения атомной станции, зритель услышит рассказ человека, который находился на ней в момент аварии. В приложении прозвучат голоса ликвидаторов, медиков, самоселов, ученых, людей, потерявших семьи, и многих других.
Все они расскажут одну и ту же историю, но с разных точек зрения. Рассказы будут сопровождаться кадрами из архивных хроник, снятых непосредственно после катастрофы. Героев для фильма помогали искать волонтеры из польско-украинской фонда «Открытый Диалог».
А где же бизнес?
Для польской компании выставки в Украине – это социальный проект, и они не планируют на нем зарабатывать. Тем не менее, поляки намерены «отбить» два млн евро инвестиций, полученных от Варшавской фондовой биржи. Уже в этом году Farm 51 опубликует тур в виде платного приложения для очков виртуальной реальности. И вторая цель создания проекта – показать миру на что способна компания и получить новые, крупные заказы в области VR.
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте