Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Чернобыльская авария является одним из самых ужасающих примеров того, какую опасность может представлять собой ядерная энергетика, если её не держать под постоянным контролем. Однако сама авария могла бы обернуться чем-то гораздо более ужасным, если бы не действия трёх человек.
Наверное, все слышали, что после аварии на АЭС в Чернобыле тяжелую радиоактивную воду из-под реактора откачали пожарные, и об этом героическом поступке стало известно самым широким слоям общественности. Но мало кто знает, что прежде, чем воду откачать, ее нужно было слить из прочного бетонного бокса, в котором она находилась. А как это сделать? Ведь выпускные люки находились под толстым слоем радиоактивной воды. Была и еще одна опасность.
После аварии, когда был сбит огонь, реактор раскалился. Он оказался как бы в подвешенном состоянии, имея под собой так называемый бассейн-барбатер, который в результате разрушений трубопроводов охладительной системы наполнился водой. Чтобы ограничить воздействие радиации сверху, как уже известно, реактор запломбировали гигантской пробкой из песка, свинца, доломита, бора и других материалов. А это – дополнительная нагрузка. Выдержит ли ее раскаленный реактор? Если нет, то вся махина рухнет в воду. А тогда? Никто и никогда в мире не давал на такой вопрос ответ, что может произойти. А здесь его дать нужно было немедленно.
Потребовалось срочно узнать о количестве воды в бассейне, установить ее радиоактивность, решить, как отвести ее из-под реактора. В кратчайшие сроки эти вопросы были решены. Сотни пожарных машин участвовали в этой операции, отводя воду в специальное безопасное место. Но успокоенность не наступила – вода в бассейне оставалась. Выпустить ее оттуда можно было только одним путем – открыть две задвижки, которые были под слоем радиоактивной воды.
Если к этому добавить, что в бассейне-барбатере, похожем на огромную ванну после аварии, была кромешная темнота, если подходы, ведущие к нему, узки и также темны, а вокруг высокий уровень радиации, то станет понятно, на что должны были идти люди, которым предстояло выполнить эту работу.
Они вызвались сами – начальник смены Чернобыльской станции Борис Баранов, старший инженер управления блоком турбинного цеха номер два Валерий Беспалов и старший инженер-механик реакторного цеха номер два Алексей Ананенко.
Роли распределились так: Алексей Ананенко знает места задвижек и возьмет на себя одну, вторую покажет Валерию Беспалову. Борис Баранов будет помогать им светом.
Операция началась. Всех троих облачили в гидрокостюмы. Работать предстояло в респираторах.
Приводим рассказ Алексея Ананенко:
– Обдумали заранее все, чтобы не мешкать на месте и уложиться в минимальное время. Взяли дозиметры, фонари. Нам сообщили о радиационной обстановке как над водой, так и в воде. Пошли по коридору к бассейну-барбатеру. Тьма кромешная. Шли в лучах фонарей. В коридоре тоже была вода. Где позволяло пространство, двигались перебежками. Иногда пропадал свет, действовали на ощупь. И вот чудо – под руками заслонка. Попробовал повернуть – поддается. От радости аж сердце екнуло. А сказать-то ничего нельзя – в респираторе. Показал Валерию другую. И у него поддалась задвижка. Через несколько минут послышался характерный шум или плеск – вода пошла.
Вернувшись, Алексей Ананенко дал интервью советским СМИ. Не было и малейших признаков того, что этот человек получил смертельную дозу радиационного отравления. Но никому из смельчаков не удалось избежать своей судьбы.
Во многих источниках указано, что Алексей и Валерий умерли через десять дней в одной из московских больниц. Борис прожил немного дольше. Всех троих хоронили в плотно запаянных цинковых гробах. Однако в газете «Труд» в 1986 году писали другое.
Несколько месяцев спустя было установлено, что расплавленная лава действительно могла поджечь реактор. Так что эти трое, почти наверняка, спасли жизни сотням тысяч людей по всей Европе. Но об их жертве практически никто не знает…
Постскриптум
Директор по институциональному развитию
Ананенко Алексей Михайлович
Родился 13 октября 1959 года в г. Инта Коми АССР (Россия). В 1983-м окончил Московский энергетический институт по специальности «Атомные электростанции и установки».
С апреля 1983 по октябрь 1989 года работал в реакторном цехе на Чернобыльской АЭС.
1989-1992 гг - инженер Киевского института «Атомэнергопроект»
1992 - 1994гг. - Работал начальником лаборатории Научно-технического центра ядерной и радиационной безопасности.
1994-2010 гг - начальник управления, Государственный комитет ядерного регулирования Украины.
2010-2011гг .- начальник международного отдела, Государственный Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности.
С мая 2011г .- директор по институциональному развитию Ассоциации «Украинский ядерный форум».
В 1989г. награжден Орденом Почета за участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в 2005г. - Почетной грамотой Кабинета Министров Украины за значительный личный вклад в создание Государственного комитета ядерного регулирования, развитие и безопасность ядерной энергетики Украины.
Начальник смены Борис Александрович Баранов проработал НСС на ЧАЭС еще много лет.
В 2005, когда была информация о якобы заложенной бомбе в электричке, его даже показвали по ТВ.
Впрочем, вот тут: https://korrespondent.net/ukraine/events/114767-v-odnoj-iz-elektrichek-chaes-slavutich-obnaruzheny-pohozhie-na-vzryvchatku-predmety-obnovleno
Цитата:
Электропоезда «Чернобыльская атомная электростанция-Славутич» возобновили движение. Об этом сказал начальник смены ЧАЭС Борис Баранов, сообщают «Українські Новини».
«Отправлен на Славутич (электропоезд)», - сказал Баранов. По его словам, смена на ЧАЭС из Славутича отправлена на автобусах. «Из Славутича отправили смену на 4-х автобусах в 18:20», - сказал Баранов.
По его словам, милиция обнаружила в одной из электричек предметы, похожие на взрывчатку. Баранов добавил, что сообщение о минировании железной дороги расследует отделение милиции на ЧАЭС.
Напомним, что электропоезда «ЧАЭС-Славутич», перевозившие персонал ЧАЭС, прекратили движение около 16:00 из-за сообщения о минировании железной дороги.
Исправление - Борис Александрович Баранов - 11.11.1940 — 06.04.2005. Единственный, кто на сегодняшний момент действительно умер. И занесен в книгу Памяти ЧАЭС, кто желает, может убедиться в этом. - https://chnpp.gov.ua/ru/kniga-pamyati/144-02-kniga-pamyati-b?start=12
-
Беспалов тоже еще недавно был жив -
О самом четвертом блоке этого не скажешь. Уровень радиации доходит до трех тысяч рентген в час, даже роботы ломаются. Персонал станции делает все возможное, чтобы не произошло новой трагедии. "Угрозы станция никому не представляет. Поэтому население может быть абсолютно спокойно. Однако определенные технические проблемы существуют: поддержание в безопасном состоянии систем станции, особенно систем, связанных с сохранением топлива", - говорит начальник одной из смен энергоблока Валерий Беспалов.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=99926
Знаете, как это ни пафосно прозвучит, но мы нужны станции. И станция нужна нам", — признается Валерий Беспалов, сотрудник с 25-летним стажем, начальник смены первой очереди ЧАЭС.
Себя он называет патриотом станции и уверяет, что именно человеческий фактор — начало всех начал на предприятии. При этом Беспалов убежден, что пока он и его коллеги трудятся здесь, этот самый человеческий фактор не подведет.
"Поверьте, мы умеем делать все, чтобы вам спалось спокойно. С любимыми, в частности", — с легкой полу-улыбкой говорит он на прощанье.
Президент Украины Владимир Зеленский присвоил звания "Героя Украины" троим ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС – Алексею Ананенко, Валерию Беспалову и Борису Баранову (посмертно).
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте