Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Этот репортаж я написал в 1998 году для несуществующего ныне журнала PC World Ukraine.
В те годы прогулки по Зоне были немыслимы. Это был очень опасный объект, режимное предприятие, полностью закрытое для посещения посторонними людьми. Даже согласование журналистских визитов занимало месяцы. Вместе со съемочной группой телепередачи KISS и Ириной Бохно (RIP) мы провели в Зоне неделю накануне годовщины Аварии и беседовали с самыми разными людьми.
О них в своем сердце я вынес самое главное, и этот вывод со мной до сих пор: это — герои.
Зона Отчуждения Чернобыльской АЭС — самое обинтернеченное место в Украине, считают сотрудники Зоны.
В Зоне существует организация, которая называется Инфоцентр Чернобыль — хребет информационных технологий в Зоне. Инфоцентр Чернобыль располагается в городе Чернобыль, в здании Администрации Зоны Отчуждения (АЗО), одном из немногих чистых зданий в Зоне.
Выехав на вахтовом рафике из Киева в 9:30, в АЗО я был уже в 12:00.
Меня “расположили”, дали отдохнуть пару минут, напоили душистым чаем. Навесили индивидуальный дозиметр, и первой моей жертвой стал Сергей Пономарев, зам. Директора Инфоцентра Чернобыль:
— Основные задачи Центра — это доставлять научно-техническую информацию в Зону Отчуждения для потребителей: стандарты, базы данных и все остальное. Потребители здесь — это различные предприятия, которые занимаются ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. В круг наших задач входит обеспечение возможности обмена информацией с зарубежными коллегами. Кроме того, Инфоцентр Чернобыль осуществляет тематический подбор информации в виде бумажных документов, проводит по заказам предприятий широкомасштабный поиск в сетях Internet, коллекционирует и создает собственные базы данных научно-технической информации. Так, например, Инфоцентр Чернобыль располагает уникальной базой данных реферативных журналов ВИНИТИ, которая в настоящее время охватывает промежуток времени с 1995 по 1997 год и насчитывает более 1 300 000 документов.
База работает в режиме online и абоненты нашей локальной intranet имеют полный доступ к этой базе данных.
Научно-технический центр в настоящее время состоит из четырех отделов. Первый занимается бумажными источниками информации, ищет информацию в Internet, изучает книги и выдает результат в бумажном виде.
Второй отдел занимается собственно поддержкой корпоративной компьютерной сети, имеющейся в Зоне Отчуждения, предоставлением услуг Internet абонентам и всем остальным, что связано с компьютерами: обслуживанием, мелким ремонтом, обучением пользователей, написанием несложного программного обеспечения.
Третий — это отдел геоинформационных систем, ответственный за реферативный банк данных по объектам в Зоне Отчуждения.
И, наконец, последний отдел поддерживает научно-технические библиотеки.
Развитие? Известно, что финансирование ликвидации последствий Чернобыльской аварии сокращается. Сокращается количество специалистов, которые работают в Зоне, да и вообще здесь нельзя держать большой штат сотрудников. Поэтому жизнь сама заставляет нас развиваться в сторону малолюдных технологий. Прежде всего это технологии клиент/сервер. Очень большой упор мы делаем на развитие геоинформационных систем.
Все условия Зоны — очень благоприятная почва для использования новых Internet-технологий. То есть мы производим новые картографические материалы, различного рода тематические карты. Накапливаем самые разные факты, которые привязаны к территории, например данные по загрязнению. Собираем их в базу данных, полностью доступную специалистам в смежных областях.
В качестве базовой геоинформационной технологии мы применяем пакет Mapinfo, и все основные наши потребители работают с информацией, подготовленной именно в этом пакете. Для более сложных вещей мы используем более сложные пакеты — Arcinfo. Сервер баз данных — Postgres.
Располагая действующей корпоративной компьютерной сетью, мы можем доставить информацию на стол любому специалисту в Зоне.
Специалистов класса системных администраторов у нас явно мало, поэтому мы обучаем пользователей. Это создает некоторые проблемы, потому что в Зоне работает много пожилых людей, которых переучить достаточно сложно. Но их учит сама жизнь — сотрудников становится меньше, объем работы не уменьшается, а требования к качеству выполнения растут. И людям волей-неволей приходится осваивать компьютеры.
И мы начали с простого: осваиваем базовые вещи — текстовые редакторы, электронные таблицы, несложные базы данных. С появлением Internet — это еще и системы телеконференций, электронная почта. Люди наконец-то начали понимать, что отправить документ по электронной почте и удобнее, и быстрее, и надежнее, чем ходить с ним пешком… Теперь у нас используются более сложные технологии.
Действительно, практически на каждом предприятии можно увидеть самые разные карты Зоны Отчуждения, причем я обратил внимание на их содержание: в РАДЭКе (Припять) висели карты радиационного загрязнения Зоны по разным изотопам, в Инфоцентре — большие карты коммуникаций. Еще где-то я видел карты теплосетей и карты города Чернобыль с детальным указанием всех улиц и домов.
По-настоящему я оценил огромную работу сотрудников Инфоцентра, когда понял, какой колоссальный объем информации тут живет! Вся информация накоплена в базе данных. К ней есть доступ, например с помощью пакета Arcinfo для каждого заказчика можно скомпоновать специальную карту с указанием именно тех объектов, которые ему нужны. И в этой базе отмечено все — законные и незаконные могильники, села, дома, колодцы, радиоактивность… Мои собеседники создали эти карты буквально за год-два.
Рассказывает начальник отдела геоинформационных систем Инфоцентра Ищук Алексей Александрович:
Сегодня наш отдел является центром для таких же ГИС-отделов в Зоне. От нас они получает и карты, и данные. Самое главное — мы помогаем им работать, обучаем. Когда люди увидели, что это хорошо и нужно, процесс пошел: в этом году не только специалисты интересующиеся, но и их начальство, начали доставать средства и привлекать нас к работе. И сейчас я думаю, как организовать очередь потребителей, которые постоянно размещают большие заказы.
А главное, чем мы сейчас занимаемся, — это ситуационная карта зоны, которую мы создали на месте, наполнили данными и постоянно обновляем. Ведь изменяется территория (читать как “увеличивается” — Прим. авт.), меняется административное наполнение того, что называется Зоной Отчуждения. Мы пытаемся все это отобразить.
Концентрация информационных технологий здесь, наверное, самая большая.
…Эта авария — это беда… И никуда не деться — работаем…
В очередном отделе, который располагается в пяти минутах ходьбы от АЗО, мы поговорили с директором Инфоцентра Сидлецким Олегом Георгиевичем.
— Мы находимся в отделе правовой, научно-технической и нормативной документации. Отдел обеспечивает потребителей Зоны Отчуждения этими видами информации. Для этого мы установили связи со многими источниками информации, данные соответствующим образом обрабатываем и накапливаем, помещаем на сервер.
Мы обучили наших потенциальных потребителей, и теперь они имеют самостоятельный доступ к информации. А мы обслуживаем только тех, кто к нам специально обращается. Это люди, которые не освоили еще компьютерных технологий. Или которым в экстренном порядке необходимо что-то найти. Такие запросы приходят обычно от работников администрации: нужен срочно закон там-такой-то. Мы находим и отправляем результат в АЗО по электронной почте.
… и даст Бог, мы внесем свою лепту в ликвидацию последствий этой аварии.
Вообще говоря, телекоммуникациям в Зоне, с одной стороны — сплошная свобода, с другой стороны — не жить. Почему? Потому что медные провода здесь — совсем не проблема: все линии свободны. Жаль, нельзя сказать, что эти коммуникации хорошего качества и что они надежны: на пустых улицах Чернобыля очень красиво выглядят покосившиеся столбы с опавшими проводами.
Слева на фотографии узловых машин ic-chernobyl.kiev.ua (5-25) можно увидеть “выделенки” на Припять. Одна из них направлена в лабораторию внешней дозиметрии — РАДЭК. Туда я и отправился утром следующего дня.
Припять — это бывший город. Ныне это некая административная единица, которую следует охранять. “Обитаемы” в Припяти только несколько зданий РАДЭК.
Машина проехала от КПП пару кварталов и остановились у лаборатории внешней дозиметрии. На двери кабинета начальник информационного отдела Андрея Порохняка повисла табличка “Так, я на мiсцi”.
Пока я осматривался и пил чай, табличка сменилась на “Не турбувати!”, телефон был отключен, а Андрей рассказал следующее:
— Мое подразделение занимается техническим обеспечением работы всего отдела. Это значит, что кроме вычислительной техники мы обслуживаем электронную, электромеханическую и механическую аппаратуру. Конкретно я занимаюсь вычислительной техникой, сетями, и связью. Все машины связаны в сеть, и сейчас я обслуживаю 21 станцию.
С Internet у нас еще неустоявшаяся ситуация. Фактически выделенку на Инфоцентр мы сделали только месяц назад.
Сейчас у нас Internet поддерживается машиной под управлением Linux. На ней “живут” файл-сервер, ftp, web, почта — все как положено в таком простеньком сервере.
Основным адресатом нашей информации (в бумажном виде) является Министерство по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, еженедельная сводка отправляется в Кабинет министров. В электронном виде мы информацию пока никому не отсылаем. Это настолько новое дело, что мы еще только учимся отправлять статьи или отчеты в Киев электронной почтой. И все-таки требуют дублировать все это с помощью обычной почты.
Насколько я понимаю политику руководства, мы не собираемся направленно рассылать кому-то информацию. Это может быть связано с различными сложностями… Ну, и мы режимное учреждение. Но то, что не является секретной информацией, мы будем помещать на наш www-сервер. Кто заинтересуется — зайдет, посмотрит.
Есть еще у меня такая задумка: годовые отчеты, не содержащие секретной информации, переводить в pdf-формат и публиковать для доступа по ftp или http.
Да, еще я забыл добавить, что нам в первую очередь важен не столько online, сколько почта. Прошло уже полтора года, и народ настолько привык… Тут бывали ситуации: когда почта нестабильно ходила, меня начинали очень серьезно теребить: почему не приходят ответы. Я хочу сказать, что специалисты считают электронную почту неотъемлемой частью своей работы. С online такое пока не происходит.
Моя политика выглядит следующим образом: я предоставляю E-mail всем желающим без исключения. Что касается online, я делаю упор на том, что можно получать свежую информацию — как программную, так и по нашей специальности. Ведь достаточно много серверов, посвященных радиоэкологии и просто экологии. На основании полученной в Internet информации у нас уже затевались достаточно серьезные работы.
Ситуация такая, что у нас интернетизирована вся Зона… С точки зрения развития мы практически достигли потолка… Связь с Чернобылем очень плохая, линии здесь находятся в полностью загнанном состоянии. Мы имеем канал 19200 кбит/с с Чернобылем, и на большее я не рассчитываю. Кроме того, у Инфоцентра очень узкий канал в Киев. Проще говоря, я достиг максимума и не вижу, как можно Internet “усилить”, не меняя канала и не проводя достаточно широкомасштабных и дорогостоящих операций на уровне всей Зоны.
Серверы внутри сети Зоны называются как изотопы. Например, сервер в лаборатории РАДЭК называется am241 (Америций-241 — трансурановый элемент). Соответственно, URL — am241.ic-chernobyl.kiev.ua. В сети Fidonet он виден как узел 2:463/327. В локальной сети РАДЭКа рабочие станции называются первыми именами выдающихся музыкантов. Как гласит комментарий на огромной информационной доске в коридоре лаборатории, имена выбраны таким образом, что после них фамилию писать необязательно. К примеру, рабочая станция alice — названа в честь Alice Cooper. Машина chris — в честь Chris Rea. А сама сеть называется Janis. Угадайте, в честь кого. В сети — машины самого разного класса, от 286 до Pentium.
Схему этой сети можно увидеть на иллюстрации в online-версии репортажа.
Что же касается программного обеспечения, то в Зоне используются операционные системы класса Unix и Windows. С Windows 95 работают “обыкновенные люди”, т.е. пользователи. Linux и FreeBSD там стоят на узловых машинах и серверах. Кроме того, сотрудники Инфоцентра на своих машинах работают под FreeBSD и Linux. Под Windows NT и различными версиями Unix идет работа в отделе ГИС.
Да. Зона Отчуждения действительно является зоной повышенной плотности информационных технологий. Несмотря на урезанное финансирование и экстремальные условия работы, люди здесь построили весьма и весьма развитую инфраструктуру. Построили практически на личной инициативе, ибо сначала приходилось какой-то проект реализовывать, а уже потом показывать руководству и получать одобрение. Построили и, главное, поддерживают жизнь и работоспособность сложных систем.
Зона под контролем. А это очень важно и для нас с вами, правда?
Егор Егоров, egor@pcworld.kiev.ua.
Источник - egorfine.com
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте