Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Думаю, что не только у меня слово “Чернобыль” ассоциируется с радиацией и вызывает стабильно горькие эмоции, напоминая об атомной катастрофе 1986 года.
Но однажды я столкнулся с любопытным фактом: в 2017 году туристический поток в Чернобыльскую зону отчуждения превысил 50 тыс. человек. И этот поток растет.
Что ищут эти люди в пустынном городе? И что мы вообще знаем о Чернобыле, кроме катастрофы?
На днях я посетил презентацию книги киевоведов Кирилла Степанца и Александра Михайлика "Святыни Земли Чернобыльской" - о храмах Чернобыльской зоны отчуждения и зоны обязательного отселения.
Исследователи открыли малоизвестные страницы истории Чернобыльщины - интернациональность и мультирелигиозность этого края. Оказывается, до Октябрьской революции 1917 года и в советский период здесь жили не только православные, но и староверы, иудеи и католики.
Город репрессированных священников
Первое упоминание о Чернобыле относится к 1193 году. Город тогда входил в состав Киевского княжества. Позже неоднократно менял государственную прописку: Великое княжество Литовское, Речь Посполитая. А в 1793 году город вместе с Правобережной Украиной вошел в состав Российской Империи.
Кирилл Степанец и Александр Михайлик
Православная религия была наиболее распространенной на Чернобыльщине, но она же понесла и наибольшие потери при советской власти. Чернобыльская церковь Рождества Богородицы, существовавшая с 1618 года, была закрыта и разорена в 1929 году.
Свято-Николаевская церковь, сгоревшая в большом чернобыльском пожаре в 1849 году и восстановленная в 1857-м, была разгромлена в том же 1929-м, а настоятель храма отец Иоанн позже репрессирован.
Свято-Ильинская церковь
Богатая история у Свято-Ильинской церкви. Этот храм в кирпичном исполнении был возведен в 1877 году. До этого у церкви были две предшественницы, построенные из дерева в 1779 и в 1500-х годах.
До прихода советской власти настоятелем храма был отец Иван Волков. Отец Иван был авторитетным священнослужителем, отмеченным наградой Священного синода , но наибольшую известность получил во время Гражданской войны, спасая еврейское население от погромов.
Когда в городе окончательно победила советская власть, отец Иван был арестован большевиками “за связь с бандитами”. И уже еврейская община встала на защиту православного священника.
Иван Волков умер в 1928 году. Похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве.
А в 1930 году коммунисты, сбросив колокола, превратили Свято-Ильинскую церковь в зерновой склад. Здание храма получило повреждения в 1941 году, но выстояло. После освобождения от немецких оккупантов в нем возобновились богослужения, которые проходили до 1986 года. После эвакуации населения храм возобновил постоянную службу в 2001 году.
По словам авторов книги, это единственный постоянно действующий храм в Чернобыльской зоне отчуждения. Основу прихожан составляют работники Чернобыльской АЭС и коренные жители, которые отказались покидать город после аварии. Регулярно приезжают паломники из Киево-Печерской Лавры.
Репрессии против православных священников - это отдельная глава. Авторы книги приводят списки служителей культа, попавших под каток.
В 2012 году был канонизирован как священномученик Сергей Чернобыльский - настоятель Свято-Ильинской церкви в конце 1920-х годов Сергей Никонович Бондаренко. В августе 1937 году священномученик был приговорен к расстрелу тройкой НКВД, место захоронения неизвестно.
В том же 1937 году к различным срокам были приговорены чернобыльские священнослужители Спиридон Иванович Ведменко, Тарас-Терентий Никитович Назаренко, Николай Васильевич Сокальский, Сергей Павлович Скворцов.
Этот скорбный список можно продолжить именами батюшек Чернобыльского района.
Есть еще один православный объект, о котором хотелось бы упомянуть, - часовня святого праведного Феодора Ушакова, возведенная уже после аварии на ЧАЭС. Построена она возле Чернобыльского СБУ по его же заказу. На ней - мемориальная доска “Освящена 20 марта 2010 года в память о чекистах Чернобыля”.
Думается, чекисты тридцатых годов, расправляясь над священнослужителями, вряд ли могли предположить, в память о них будет воздвигнуто культовое сооружение.
Чернобыль - центр хасидизма
В центре Чернобыля на ул. Советской (ранее Корогодской) располагается одноэтажное строение – районный дом культуры. В разное время здесь располагались магазины и добровольная народная дружина (ДНД). А летом 1987 года в ДК проходил известный судебный процесс над руководителями ЧАЭС.
Однако домом культуры это здание стало лишь в 30-е годы прошлого века. Ранее в этом здании, построенном примерно в 1860-е годы, размещался кагал – резиденция хасидской общины города.
Бывший кагал
В 1898 году население Чернобыля составляло 10800 человек, из которых 7200 - евреи. По законам Российской империи евреи, за некоторыми исключениями, селились в так называемой “черте постоянной еврейской оседлости”, то есть вдали от крупных городов.
Царский закон был откровенно дискриминационным, но настоящие испытания для еврейской общины начались после 1917 года. Сначала в Чернобыле оставил свой след атаман Струк, а после установления советской власти пришли воинствующие безбожники.
В 1797 году на старом еврейском кладбище Чернобыля был похоронен цадик Менахем Нахум Тверский, ученик родоначальника хасидизма Бешта (Баал Шем Това) и основатель чернобыльской хасидской династии.
Хасидизм, напомню, это религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века охватило еврейское население Речи Посполитой и распространилось на другие страны. В истоках хасидизма и мистическая каббалистика, и “личная праведность”, и “личное переживание Бога”.
Благодаря Тверскому Чернобыль превратился в признанный центр хасидизма Российской империи. Сам цадик проповедовал хасидское учение, писал книги, собирал деньги для помощи обездоленным, всю жизнь прожил в бедности и аскезе, включая годы, когда стал авторитетным наставником соплеменников.
По словам авторов, в разное время в Чернобыле существовали пять синагог, но ни одна не сохранилась до наших дней. Здания были уничтожены во второй половине 1930-х годов.
В СССР в 1935 году все хасидские организации были объявлены контрреволюционными. Печальная участь постигла и культовые еврейские сооружения в селах Хабное (ныне пгт Полесское), Бобер и Народичи на Чернобыльщине.
Однако, в 1990 году в на месте старого еврейского кладбища в предполагаемом месте захоронения цадика Менахема Тверского были возведены два склепа и в этом же году их посетили первые 300 хасидов-паломников. Паломничества продолжаются по сей день.
Таким образом хасидизм возродился на чернобыльской земле, равно как и православие. Однако на этой территории компактно проживали носители еще двух религий – католики и староверы, которым возродиться не удалось.
Католический след
С 1548 года территории вокруг Чернобыля вошли в состав Великого Княжества Литовского, а позже находились в польско-литовском государстве Речь Посполитая.
В 1600 году в Чернобыле был построен Доминиканский монастырь, при нем работала школа и костел Успения Божией Матери, в глиняных пещерах монастыря были похоронены бывшие хозяева Чернобыля Спиги и Ходкевичи.
Монастырь пережил разрушения во время национально-освободительной войны Богдана Хмельницкого и восстания гайдамаков, вызванный молнией пожар, Гражданскую войну 1918-1922 гг, но не воинствующих безбожников, которые закрыли культовое сооружение в 1930 году.
Последний ксендз был репрессирован. На месте храма возвели военные казармы, а после Второй Мировой войны в них расположилась ныне заброшенная школа №2.
В советские времена были уничтожены также костел Успения Божией Матери в селе Хабное (ныне пгт Полесское), костел Св. Текли в селе Народичи (ныне пгт Народичи, Житомирская обл). Были закрыты вековые часовни в селах Межилиска, Христиановка и Базар.
Костел Успения Божьей Матери, фото П. Жолтовского, 1928 год
Последним оплотом католицизма на Чернобыльщине был молитвенный дом в польском селе Рудня-Грезлянская (в 1926 году здесь проживали 222 поляка и 22 украинца).
По словам авторов книги, после распада СССР в село еще приезжал ксендз и проходили службы, но из-за радиоактивного заражения в 1997 году жители были отселены.
Так, за 80 лет советской власти на Чернобыльщине было уничтожено католическое вероисповедание. До октябрьского переворота носители этой культуры прожили на этой территории без малого 370 лет.
Чернобыль – пристанище староверов
Появление на Чернобыльщине православных христиан-старообрядцев (они же староверы, просьба не путать с язычниками) напрямую связана с польским правлением в этом крае.
В 1760-1770 годах, когда Чернобыль входил в состав Речи Посполитой, хозяин города Ян Ходкевич дал разрешение селиться здесь староверам, которые скрывались от преследований в Российской империи. Так в Чернобыль переселились жители крупного старообрядческого поселения Витка в Белоруси.
Напомним, что старообрядцы это течение в православии, которое образовалось на Руси еще в 17 веке. В 1650-1660-х гг патриархом Никоном и тогдашним царем Алексеем Романовым была предпринята церковная реформа, целью которой провозглашалась унификация богослужения русской церкви. Например, по-новому нужно было креститься тремя пальцами, видоизменялись и ряд других обрядов.
Вдаваться в тонкости православия не будем. Отметим лишь, что многие православные не приняли реформу, за что стали подвергаться репрессиям и уничтожению, которые и разбросали представителей старообрядчества буквально по всей планете.
К переселенцам из Беларуси стали присоединяться другие староверы, отметим, что это были так называемые “поповцы” - направление старообрядчества, приверженцы которого признавали священников.
На Чернобыльщине староверы компактно проживали в самом Чернобыле и его предместье Спасова слобода, а также селах Бычки, Глинка, Замошня, Красиловка.
Они много трудились, жили обособлено и строили свои храмы. В Чернобыле возвели церковь Св.Филиппа, которая была разобрана в 1852 г. из-за того, что ее подмывала река Припять. Позже построили церковь Св.Николая, которая сгорела уже в 1928 году.
Молитвенный дом старообрядцев на ул. Спасской в 1930 году был передан под детский сад местных корабельных мастерских. В том же году большевики закрыли Ново-Никольский мужской монастырь в селе Бычки.
В начале 2000-х сестры-послушницы киевского Свято-Покровского монастыря (Киевской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата) выбрали это историческое место для основания скита (место жительства монахов, отдаленное от крупных поселений людей). По словам авторов, старые сооружения были демонтированы и построены новые кельи и хозпостройки.
При Ново-Никольском мужском монастыре работала Николаевская церковь, разумеется, до прихода большевиков. Здание кирпичной постройки в 50-е годы минувшего века использовалось как магазин. Оно сохранилось, реставрировано, здесь находится главный храм скита. Храм действующий.
В селе Замошня, где до революции проживали практически одни староверы, находился женский Казанский старообрядческий монастырь. В 1929 г он был закрыт, а монастырская кирпичная церковь оборудована под склад, правда после того как снесли ее купола, а крышу перекрыли шифером.
Здание сохранилось, но находится в аварийном состоянии. Сохранилась и пикантная легенда, что якобы под рекой Уша (Уж) существовал подземный ход, связывающий женский Казанский и Ново-Никольский мужской монастыри. Однако авторы не приводят каких-либо серьезных доказательств.
Церковь Казанской иконы Божией Матери Казанского женского монастыря, 1957 год
Зато по их словам, часть староверов проживала городе Чернобыль, а также селах Бычки, Глинка и Замошня до самой аварии на ЧАЭС. И благодаря работе исследователей мы знаем, что здания двух старообрядческих культовых сооружений - в селах Бычки и Замошня – сохранились до наших дней.
Даже если эксплуатируются представителями иной конфессии, которая была официальной в государстве, которое преследовало староверов всю историю их существования.
Такова краткая история двух утерянных культур. По словам Кирилла Степанца, который посвятил много времени походам в Чернобыльскую зону, со сталкерами, позарившимися в зоне на церковную утварь обязательно происходило “что-то нехорошее”. Удивительно ли, что и с советской властью в итоге произошло “что-то нехорошее”, ведь сколько культовых сооружений она превратила в склады и магазины.
Фотокопии из книги "Святыни Земли Чернобыльской", видео автора.
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте