Эпоха Холодной войны значительно добавила фобий человечеству. После кошмара Хиросимы и Нагасаки всадники Апокалипсиса обрели новые черты и стали реальными как никогда прежде. Ядерные и термоядерные бомбы, биологическое оружие, «грязные» бомбы, баллистические ракеты – все это несло угрозу массового уничтожения для многомиллионных мегаполисов, стран и континентов.
Одной из самых впечатляющих «страшилок» того периода была нейтронная бомба – разновидность ядерного оружия, специализирующаяся на уничтожении биологических организмов при минимальном воздействии на неорганические объекты. Советская пропаганда уделила много внимания этому ужасному оружию, изобретению «сумрачного гения» заокеанских империалистов.
От этой бомбы невозможно спрятаться: не спасет ни бетонный бункер, ни бомбоубежище, никакие средства защиты. При этом после взрыва нейтронной бомбы здания, предприятия и прочие объекты инфраструктуры останутся нетронутыми и попадут прямиком в лапы американской военщины. Рассказов о новом страшном оружии было так много, что в СССР про него начали сочинять анекдоты.
Что из этих рассказов правда, а что вымысел? Как работает нейтронная бомба? Есть ли подобные боеприпасы на вооружении российской армии или вооруженных сил США? Ведутся ли разработки в этой области в наши дни?
Как работает нейтронная бомба — особенности ее поражающих факторов
Нейтронная бомба – это разновидность ядерного оружия, основным поражающим фактором которого является поток нейтронного излучения. Вопреки распространенному мнению, после взрыва нейтронного боеприпаса образуется и ударная волна, и световое излучение, но большая часть выделяемой энергии превращается в поток быстрых нейтронов. Нейтронная бомба относится к тактическому ядерному оружию.
Принцип действия бомбы основан на свойстве быстрых нейтронов гораздо свободнее проникать через различные преграды, по сравнению с рентгеновским излучением, альфа, бета и гамма-частицами. Например, 150 мм брони способны удержать до 90% гамма-излучения и только 20% нейтронной волны. Грубо говоря, спрятаться от проникающего излучения нейтронного боеприпаса гораздо сложнее, чем от радиации «обычной» ядерной бомбы. Именно это свойство нейтронов и привлекло внимание военных.
Нейтронная бомба имеет ядерный заряд относительно небольшой мощности, а также специальный блок (его обычно изготавливают из бериллия), который и является источником нейтронного излучения. После подрыва ядерного заряда большая часть энергии взрыва преобразуется в жесткое нейтронное излучение. На остальные факторы поражения — ударная волна, световой импульс, электромагнитное излучение — приходится лишь 20% энергии.
Однако все вышесказанное всего лишь теория, практическое применение нейтронного оружия имеет некоторые особенности.
Земная атмосфера очень сильно гасит нейтронное излучение, поэтому дальность действия этого поражающего фактора не больше, чем радиус поражения ударной волны. По этой же причине нет смысла изготавливать нейтронные боеприпасы большой мощности – излучение все равно быстро затухнет. Обычно нейтронные заряды имеют мощность около 1 кТ. При его подрыве происходит поражение нейтронным излучением в радиусе 1,5 км. На дистанции до 1350 метров от эпицентра оно остается опасным для жизни человека.
Кроме того, поток нейтронов вызывает в материалах (например, в броне) наведенную радиоактивность. Если посадить в танк, попавший под действие нейтронного оружия (на дистанциях около километра от эпицентра), новый экипаж, то он получит летальную дозу радиации в течение суток.
Не соответствует действительности распространенное мнение, что нейтронная бомба не уничтожает материальные ценности. После взрыва подобного боеприпаса образуется и ударная волна, и импульс светового излучения, зона сильных разрушений от которых имеет радиус примерно в один километр.
Нейтронные боеприпасы не слишком подходят для использования в земной атмосфере, зато они могут быть весьма эффективны в космическом пространстве. Там нет воздуха, поэтому нейтроны распространяются беспрепятственно на весьма значительные расстояния. Благодаря этому различные источники нейтронного излучения рассматриваются в качестве эффективного средства противоракетной обороны. Это так называемое пучковое оружие. Правда, в качестве источника нейтронов обычно рассматривается не нейтронные ядерные бомбы, а генераторы направленных нейтронных пучков – так называемые нейтронные пушки.
Использовать их в качестве средства поражения баллистических ракет и боевых блоков предлагали еще разработчики рейгановской программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ). При взаимодействии пучка нейтронов с материалами конструкции ракет и боеголовок возникает наведенная радиация, которая надежно выводит из строя электронику этих устройств.
После появления идеи нейтронной бомбы и начала работ по ее созданию стали разрабатываться методы защиты от нейтронного излучения. В первую очередь они были направлены на уменьшение уязвимости боевой техники и экипажа, находящегося в ней. Основным методом защиты от подобного оружия стало изготовление специальных видов брони, хорошо поглощающих нейтроны. Обычно в них добавляли бор – материал, прекрасно улавливающий эти элементарные частицы. Можно добавить, что бор входит в состав поглощающих стрежней ядерных реакторов. Еще одним способом уменьшить поток нейтронов является добавление в броневую сталь обедненного урана.
Кстати, практически вся боевая техника, созданная в 60-е – 70-е годы прошлого столетия, максимально защищена от большинства поражающих факторов ядерного взрыва.
История создания нейтронной бомбы
Атомные бомбы, взорванные американцами над Хиросимой и Нагасаки, принято относить к первому поколению ядерного оружия. Принцип его работы основан на реакции деления ядер урана или плутония. Ко второму поколению относится оружие, в принцип работы которого положены реакции ядерного синтеза – это термоядерные боеприпасы, первое из них было взорвано США в 1952 году.
К ядерному оружию третьего поколения относятся боеприпасы, после взрыва которых энергия направляется на усиление того или иного фактора поражения. Именно к таким боеприпасам относятся нейтронные бомбы.
Впервые о создании нейтронной бомбы заговорили в середине 60-х годов, хотя его теоретическое обоснование обсуждалось гораздо раньше – еще в середине 40-х. Считается, что идея создания подобного оружия принадлежит американскому физику Самуэлю Коену. Тактическое ядерное оружие, несмотря на его значительную мощь, не слишком эффективно против бронетехники, броня хорошо защищает экипаж практически от всех поражающих факторов классического ЯО.
Первое испытание нейтронного боевого устройства было проведено в США в 1963 году. Однако мощность излучения оказалась гораздо ниже той, на которую рассчитывали военные. На доводку нового оружия потребовалось более десяти лет, и в 1976 году американцы провели очередные испытания нейтронного заряда, результаты оказались весьма впечатляющими. После этого было принято решение о создании 203-мм снарядов с нейтронной боевой частью и боеголовок для тактических баллистических ракет «Ланс».
В настоящее время технологиями, которые позволяют создавать нейтронное оружие, владеют США, Россия и Китай (возможно, и Франция). Источники сообщают, что массовый выпуск подобных боеприпасов продолжался примерно до середины 80-х годов прошлого века. Именно тогда в броню боевой техники стали повсеместно добавлять бор и обедненный уран, что практически полностью нейтрализовало основной поражающий фактор нейтронных боеприпасов. Это привело к постепенному отказу от данного вида оружия. Но как обстоит ситуация на самом деле — неизвестно. Информация такого рода находится под многими грифами секретности и практически не доступна широкой общественности.
Источник - militaryarms.ru
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Дата: Понедельник, 10.08.2020, 00:38 | Сообщение # 7
Гадский Админ
Администрация
Сообщений: 2580
Статус: Offline
Рюкзачок с калифорнием
«Ядерный ранец» – расхожее наименование малогабаритного диверсионного боеприпаса, переносимого одним (легкий вариант) или двумя (тяжелый) бойцами спецназа.
Иногда такая поклажа классифицируется как специальные ядерные мины или фугасы. Это, как правило, боеприпасы действительно ранцевого типа, представляющие собой транспортно-упаковочный контейнер с ядерным зарядом, блоком автоматики с панелью кодоблокировки, источником энергопитания, радиоприемным и часовым устройствами, прочими необходимыми приспособлениями. Но на самом ли деле назывался один из них РЯ-6 («ранец ядерный шестой»), как утверждал в русскоязычном американском журнале «Вестник Online» известный публицист, а в прошлом полковник инженерных войск Советской армии Марк Штейнберг, неизвестно. Никаких тому подтверждений в иных находящихся в публичном обороте источниках нет. Но и оснований не доверять Марку Иосифовичу не имеется.
Из открытых официозных (но неофициальных) источников известно, что в нашей стране диверсионные портативные ядерные взрывные устройства (ЯВУ) серийно производились в 1967–1993 годах. Выпущено их было примерно 250. В частях и подразделениях специального назначения ГРУ, в том числе морских («очаковская» 17-я отдельная бригада специального назначения Черноморского флота, после распада СССР отошедшая Украине, и морские разведывательные пункты специального назначения всех флотов и Каспийской флотилии), личный состав проходил подготовку с их массогабаритными макетами. Сами же такие ЯВУ (РА41, РА47, РА97, РА115 и его модификация для боевых пловцов РА115-01) были сосредоточены в особом арсенале 12-го Главного управления Минобороны СССР.
Процитируем, однако, Штейнберга: «Вес РЯ-6 – около 25 килограммов. Заряд он имеет термоядерный, в котором применены торий и калифорний. Мощность заряда варьируется от 0,2 до 1 килотонны по тротиловому эквиваленту… Благодаря небольшим габаритам его сравнительно легко пронести, установить и замаскировать у плотины, аэропорта, атомной электростанции или другого жизненно важного объекта. Ядерный фугас активируется либо взрывателем замедленного действия, либо аппаратурой дистанционного управления на дальности до 40 километров. Он снабжен несколькими системами необезвреживаемости: вибрационной, оптической, акустической и электромагнитной, так что снять его с места установки или нейтрализовать практически невозможно».
Исходя из характеристики ядерной начинки уместно предположить, что сами заряды скорее всего не являлись долгохранимыми из-за естественной радиохимической деградации калифорния и требовали периодического освежения. Видимо, заряды были все-таки не термоядерными, а ядерными с термоядерным бустированием (с применением дейтерий-тритиевого узла для повышения эффективности использования делящегося материала).
«Ядерные ранцы» предназначались для уничтожения диверсионно-разведывательными группами спецназа особо важных объектов, военных либо экономической инфраструктуры и т. п. Доставка групп могла осуществляться по воздуху (с парашютным десантированием, в том числе в легководолазном снаряжении) и, например, подводными лодками и замаскированными под безобидные вспомогательные суда разведывательными кораблями, имеющими на борту торпедообразные двухместные носители боевых пловцов типа «Сирена», снабженные вместительным грузовым контейнером. В принципе советские водолазы-разведчики (боевые пловцы) могли размещаться и на борту судов торгового и промыслового флота, посещающих зарубежные порты.
По опубликованным сведениям, к началу 1994 года в распоряжении ВС РФ оставалось 150 ЯВУ серии РА115, все предыдущие образцы были к тому времени ликвидированы. Такая же судьба в соответствии со взятыми на себя Россией обязательствами постигла через четыре года и РА115. Американцы сделали то же самое со своими диверсионными ЯВУ чуть раньше.
Цитата
Советские водолазы-разведчики могли размещаться на борту судов торгового и промыслового флота, посещающих зарубежные порты
Атомные береты Соединенные Штаты первыми создали такого рода оружие. В 1964–1983 годах для частей зеленых беретов, рейнджеров и SEAL (боевые пловцы) там выпустили более 600 диверсионных ЯВУ М129 (масса – 27 кг) и М159 (70 кг), классифицируемых как SADM (special atomic demolition munitions – специальные атомные подрывные боеприпасы). Заряд мощностью 0,1–1 килотонна был создан на основе W-54 малогабаритного ядерного снаряда, применявшегося в атомных безоткатных орудиях системы Davy Crocket.
В США отрабатывались различные способы применения портативных ЯВУ, в том числе транспортируемых к цели парашютистами-аквалангистами (отрабатывался сброс в воду с патрульного гидросамолета P-5 Marlin, вертолетов СH-46 Sea Knight и SH-3 Sea King и др.). Боевыми уставами для подразделений, применяющих SADM, служили, в частности, полевые наставления FM 5-26 «Применение атомных подрывных боеприпасов» (Employment of Atomic Demolition Munitions) и FM 31-20 «Оперативные приемы сил специального назначения» (Special Forces Operational Techniques).
В принципе главной задачей американских атомных минеров (а это были еще и особые подразделения инженерных войск, имеющие на вооружении тяжелые ядерные фугасы, перевозимые на автомобилях) было создание зон разрушений и при подрыве ГЭС и шлюзов затоплений, чтобы ограничить маневренность войск противника и существенно снизить возможности их материального обеспечения. В то же время способность ССО действовать в глубоком тылу противника, в том числе будучи доставленными туда превентивно, превращала «ядерные ранцы» в стратегическое оружие, позволяющее уничтожать критически важные объекты, в том числе защищенные (включая пункты управления), которые могли бы уцелеть при ракетно-ядерных ударах. И хотя имеющаяся информация говорит об отказе обеих сторон от оружия категории SADM и не фиксирует его наличия у прочих государств, реально дело может обстоять иначе. Cкажем, на парадах в Пхеньяне любят возить в грузовиках бойцов северокорейского спецназа с «ядерными ранцами», демонстративно украшенными знаком радиоактивности. Конечно, создание таких ЯВУ требует прорывных достижений в миниатюризации ядерных зарядов, так что пока это, наверное, только муляжи. Но что там будет завтра – можно только догадываться.
Автор - Константин Чуприн
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Эти тепловозы возили ядерный щит страны и работают по сей день.
Эти тепловозы ходили в составе боевого железнодорожного комплекса и возили ядерный щит СССР. После передачи тепловозов с военной службы на гражданскую их стали выпускать даже за рубеж. Локомотивы продолжают работу и сегодня и являются самыми универсальными тепловозами не только на железных дорогах России, но, пожалуй, и во всем мире. Больше никто не может похвастаться, что работал и с ракетными, и с международными пассажирскими поездами. Машинист Алексей Алексеев рассказал историю этой чудо-машины.
Что такое БЖРК?
Боевой железнодорожный комплекс (БЖРК) внешне выглядел, как железнодорожный состав с вагонами, замаскированными под обычные пассажирские, багажные и вагоны-рефрижераторы.
В общей сложности в СССР, а позднее и в России, имелось 12 таких составов, в каждом – по три пусковые установки. Дивизии дислоцировались под Костромой, в Пермской области и под Красноярском. Один такой состав мог накрыть ударом территорию, сопоставимую с крупным европейским государством типа Италии.
Во время боевого дежурства БЖРК следовал по сети железных дорог общего пользования, перемещаясь за сутки на расстояния до 1500 км.
Договор СНВ-1 между СССР и США, подписанный в 1991 году, максимально ограничил мобильность БЖРК. С этого момента они несли боевое дежурство, не покидая своих мест базирования, без выхода на сеть МПС. Последний такой комплекс в России был снят с боевого дежурства 15 августа 2005 года.
Однако нас интересует не столько сам БЖРК, сколько локомотивы, которые водили за собой ядерный щит страны.
Их можно отличить по квадратным фонарям
Для работы в составе БЖРК в СССР была разработана специальная модификация тепловоза М62 (в простонародии «Машка»), получившая новый заводской индекс ДМ62.
«Классическая» Машка с круглыми буферными фонарями и нерегулируемым путеочистителем. Тепловоз серии М62-1716, на базе которого разрабатывались ДМ62 для работы с БЖРК. Фото из открытых источников
Выпуск новой модификации начался в 1982 году на Ворошиловградском (ныне Луганском) тепловозостроительном заводе. Номерной ряд локомотивов продолжил нумерацию М62 с №1724. За 12 лет было построено всего 154 таких тепловоза.
Внешне эти машины отличались от обычных М62 квадратными блочными буферными фонарями, регулируемым путеочистителем, а также новыми, более совершенными тележками (бесчелюстными). По сути, внешние отличия от обычной «Машки» М62 были очень незаметны простому человеку.
По внешнему виду тепловоз ДМ62 легко отличить от обычных М62 выпуска 1970-1976 гг. по «квадратным» блочным буферным фонарям и регулируемым путеочистителем. Фото из открытых источников
Очистка воздуха, светомаскировка и несколько локомотивов в составе
А теперь о действительно важных отличиях. ДМ62 оборудовались системой, позволявшей распределять несколько локомотивов (от двух до четырех) по длине состава и управлять ими с одного поста. В каждом из ведомых тепловозов находились в составе локомотивной бригады военные, которые запускали дизель и контролировали его работу. Локомотивная бригада ведущего тепловоза получала на пульт управления всю информацию о состоянии ведомых локомотивов.
Как правило, один БЖРК состоял из трех тепловозов и девяти вагонов. В случае чего он мог разделиться на три самостоятельных поезда.
Кроме того, в кабине управления тепловоза устанавливалась фильтро-вентиляционная установка для снабжения локомотивной бригады очищенным воздухом. К ней же можно было подключить противогазы.
В дизельном помещении и тамбурах тепловоза были установлены светомаскировочные жалюзи. Был усовершенствован котел обогрева для эксплуатации в холодное время года, повышена надежность электрической схемы, внедрен автоматический запуск дизеля.
Занять место за контроллером машиниста головного ДМ62 в составе БЖРК могли военнослужащие в звании не ниже офицера или прапорщика при наличии прав управления тепловозом установленного МПС СССР образца. Для ознакомления с маршрутами они периодически откомандировывались в депо на гражданские поезда МПС, следующие по тому же маршруту.
Демобилизация и дальнейшая судьба ДМ62 на гражданке
В 1980-е годы практиковалось следующее: тепловозы ДМ62, отработав в воинских частях около трех лет, передавались из ведения министерства обороны в «народное хозяйство», как правило, на дороги общего пользования МПС. После распада СССР этот процесс продолжился.
Поскольку ДМ62 являлись на тот момент сравнительно новыми, а значит, надежными локомотивами, они чаще всего использовались в пассажирском движении, причем даже в международном сообщении.
Тепловоз ДМ62-1739 с международным поездом №36 Sibelius Петербург – Хельсинки. Выборг, 28 февраля 2002 года. Фото из альбома Ю.Л. Ильиной, С.В.Критского «Тепловозы М62»
После передачи тепловозов ДМ62 «на гражданку» их зачастую оборудовали электропневматическими тормозами для работы с пассажирскими поездами и ставили более надежные и экономичные и дизель-генераторы. После такой модернизации эти тепловозы становились универсальными и могли возить грузовые и сборные поезда массой до 2000 тонн. Вес всего состава БЖРК, ведомого несколькими тепловозами ДМ62, не превышал 2500 тонн. Для сравнения: вес среднего грузового состава на сети МПС (РЖД) колеблется от 3500 до 6000 тонн.
Универсальность этих тепловозов позволяет им работать в любых видах движения: как в пассажирском, так и в дальнем и в пригородном сообщениях, в грузовом – с относительно не тяжелыми поездами массой до 2000 тонн, а также в передаточно-вывозном – на малодеятельных участках и территориях промышленных предприятий, и с хозяйственными поездами, к примеру, на уборке снега или с путевыми машинами при проведении путевых ремонтных работ. Они и сейчас успешно справляются с этими задачами.
У РЖД нет более новых универсальных локомотивов
Автору неоднократно доводилось работать на этих машинах с пассажирскими поездами в пригородном сообщении, грузовом, и хозяйственном движении.
Как машинист, хочу отметить высокую надежность и простоту этих машин, особенно прошедших модернизацию на ремонтных заводах, с новыми установленными четырехтактными дизелями Коломенского завода. Дополнительное оборудование, которое ставилось на тепловозы специально для работы в составе БЖРК раньше – фильтровентялиционная установка, светомаскировочные щиты и котлы обогрева, – с них уже давно демонтированы. Увидеть их мне не удалось.
При этом на сегодняшний день на сети РЖД не существует более новых универсальных локомотивов, чем ДМ62, разработанных еще в эпоху СССР и готовых к любым задачам.
Новые грузовые, пассажирские и маневровые тепловозы в силу своего узко специализированного предназначения не могут быть такими универсальными, как тепловозы серии М62.
Поэтому если вам доведется увидеть где-то на просторах наших железных дорог односекционный тепловоз с «квадратными» блочными буферными фонарями, регулируемым метельником, или даже удастся разглядеть на нем номерную табличку «ДМ62-№ такой-то», знайте, скорее всего это те самые локомотивы, которые гордо водили за собой ядерный щит страны.
Единственным локомотивом, который внешне похож на ДМ62, является двухсекционный грузовой тепловоз более поздней серии 2М62У. Такие тепловозы иногда при капитальном ремонте разделяют на два отдельных. Заводская табличка с индексом 2М62У обязательно укажет на это.
Тепловоз 2М62У-0335 секция Б. Как внешне, так и технически очень похожий на ДМ62, у подменного пункта локомотивных бригад в Осташкове Бологое-Полоцкая дорога ОКТ ж.д, Тверская обл., 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Кстати, о табличках. На заводе-изготовителе при выпуске тепловозов ДМ62 ставили номерную табличку с индексом просто М62 – первые машины получали ее на красном фоне. Позднее, начиная с номера 1750, цвет фона таблички с индексом поменялся и стал черным. А уже после прохождения капитального ремонта в депо или на ремонтных заводах прикрепляли новую с индексом ДМ62.
Увидеть сегодня легендарный ракетный поезд БЖРК можно в Музее железных дорог России в Петербурге на Балтийском вокзале. Однако попасть внутрь тепловоза ДМ62, чтобы посидеть в нем за пультом управления и почувствовать себя хоть на минуту машинистом поезда особого назначения, к сожалению, не получится. Экспонат закрытый.
При подготовке использованы материалы: Ю.Л. Ильина, С.В. Критский “История железнодорожной техники. Тепловозы М62”. С-Петербург ИД “Ноосфера СПб” 2010
Источник - pulse.mail.ru
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Дата: Понедельник, 28.09.2020, 13:32 | Сообщение # 10
Гадский Админ
Администрация
Сообщений: 2580
Статус: Offline
Основу структуры отечественных Ракетных войск стратегического назначения всегда составляли комплексы баллистических ракет наземного и шахтного базирования. По мере развития современных технологий пришло понимание, что шахтные пусковые установки баллистических ракет сегодня можно не только обнаружить, но и нанести по ним упреждающие удары. Необходимо было такое оружие, которое исключало бы любые попытки определить его местоположение. И к 1987 году такая система была создана — началось развертывание боевого железнодорожного ракетного комплекса, который впоследствии в народе назовут «ядерным поездом». О том, как непросто шло его создание, наш специальный корреспондент Виктор Кутищев узнал, побеседовав с научным сотрудником Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ Борисом Семянниковым.
— Борис Григорьевич, так в чем была основная трудность при создании «ядерного поезда»?
— Их было немало. Первый же опыт испытания и эксплуатации боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) выявил ряд недостатков. Прежде всего, необходимо было решить такие задачи инженерного обеспечения, как маскировка, охрана и оборона в пунктах постоянной дислокации и в местах стоянок. Следовало предусмотреть инженерную разведку и разминирование железных дорог. И, конечно же, содержание датчиков привязки на маршрутах боевого патрулирования.
Наиболее сложной в решении задачей оказалась маскировка боевого железнодорожного ракетного комплекса. Дело в том, что по видовым признакам он несколько отличался по внешнему виду от обычных вагонов. Так, платформы с баллистическими ракетами имели вид пассажирских вагонов, однако количество осей у них было в два раза больше, чем принято. Это был основной демаскирующий признак, устранить который, казалось, было невозможно. Однако выход был найден. В Министерстве путей сообщения стали курсировать многоосные вагоны, предназначенные для пассажирских и грузовых вагонов.
Другим серьезным демаскирующим признаком было открытое расположение поездов с боевыми железнодорожными ракетными комплексами в пунктах постоянной дислокации. Как лучше обеспечить скрытность выхода комплекса на места боевого применения? Возникла идея строительства на местах нахождения поездов с боевыми ракетными платформами своеобразных «вокзалов», а проще говоря, легких навесов. Решение этой задачи было возложено прежде всего на инженерную службу РВСН. Вскоре «вокзалы» были возведены из металлических конструкций и маскировочных сетей. Частое пребывание боевых железнодорожных ракетных комплексов на постоянных пунктах дислокации обусловило необходимость усиления их охраны и обороны. Были разработаны и применены специальные инженерные заграждения и системы сигнализации.
— Если не секрет, эти охранные системы были очень сложными в техническом исполнении?
— Я бы не сказал, охранные системы были достаточно простыми и надежными. Их устанавливали военнослужащие воинских частей под руководством инженерной службы дивизий. В местах стоянок «ядерных поездов» возводились средства предупредительной сигнализации, заборы из колючей проволоки, переносные заграждения. Выбирались места для развертывания комплектов управляемых минных полей (УПМП) из универсальных комплектов минирования (УВКМ). Кроме того, УВКМ и другие средства включаются в состав БЖРК для их развертывания на местах стоянок (ПБСП).
— А как предполагалось охранять «ядерный поезд» во время его движения?
— В инженерной службе РВСН понимали, что железные дороги всегда были объектом для диверсий. Если вспомнить отечественный опыт по развертыванию минной войны на стальных магистралях во время немецко-фашистской оккупации той же Белоруссии, то становится понятным волнение военных. Поэтому вопросы разведки и разминирования маршрутов патрулирования боевого железнодорожного ракетного комплекса были поставлены не только перед научно-исследовательскими институтами, но и перед главным командованием РВСН, генеральным конструктором и органами Министерства путей сообщения.
В качестве первоочередной меры поезд укомплектовали войсковыми миноискателями. Но известно, что в условиях железнодорожного полотна применить их практически невозможно. Следовательно, нужны были такие средства, которые бы в движении обеспечивали обнаружение минно-взрывных устройств на дорожном полотне. Это могли быть какие-то подвижные агрегаты типа дрезины или вагонов. В научно-исследовательских организациях Железнодорожных войск уже имелись некоторые подобные образцы.
Главное же предложение инженерной службы РВСН заключалось в том, чтобы перспективные средства разведки мин и разминирования включить в состав лаборатории инженерно-геологического обслуживания (ЛИГО). Проблема была связана не только с эксплуатацией ядерного поезда, но и с тем, что железная дорога всегда являлась стратегическим объектом, в том числе и в условиях ракетно-ядерной войны. Важно было проверить живучесть боевого железнодорожного ракетного поезда в условиях применения противником ядерного оружия. В частности, как поезд поведет себя при воздействии на него ударной волны.
— Неужели боевой железнодорожный ракетный поезд реально испытывали на прочность от ударной волны?
— Конечно же, нет. Было решено на полигоне «Мирный» имитировать ядерный взрыв и проверить влияние ударной волны на боеготовность баллистических ракет. В 1990 году началась подготовка операции «Сдвиг». На инженерную службу РВСН возлагается поставка 1000 тонн тротила. По согласованию с начальником инженерной службы Министерства обороны генерал-полковником В.П. Кузнецовым была произведена поставка тротила и противотанковых мин из Северной группы войск, которая в этот период была в стадии расформирования. Причем разгрузить (до 6 вагонов одновременно), складировать и храненить большую партию взрывчатого вещества, поставляемого в железнодорожных эшелонах, было не простым делом. Выполнение этой задачи было возложено на инженерную службу полигона и его подразделения. Под руководством начальника инженерной службы полигона подполковника Ф.А. Кокшарова все было выполнено точно в срок. Осуществление подрыва взрывчатки, имитирующей ядерный боеприпас, было поручено организации «Взрывпром».
В последний момент возникает непредвиденная и очень сложная ситуация: местные власти высказали опасение, что взрыв 1000 тонн тротила вызовет экологические последствия. Началось соответствующее разбирательство. В условиях практически уже принятого решения об отмене взрыва начальнику инженерной службы генерал-майору В.П. Лысову пришлось долго и аргументированно доказывать, что взрыв следует произвести, так как для экологии вреда не будет. К тому же отказ от взрыва делал непосильной задачу эвакуации 1000 тонн взрывчатки с полигона. Все отказались обратно принять взрывчатые вещества, непригодные для дальнейшего хранения.
— Как же был найден выход из столь непростой ситуации?
— Было предложено уничтожать взрывчатые вещества на месте мелкими партиями по 20 тонн. Подсчитали, сколько для этого потребуется времени оказалось, что 12 месяцев. Держать население в напряжении в течение года было нельзя. Выход был один — имитировать взрыв ядерного боеприпаса и проверить воздействие ударной волны на новые ракетные комплексы и объекты, в том числе и на окружающую среду. Таким было мнение начальника инженерной службы. Его поддержали и главнокомандующий РВСН генерал армии Ю.П. Максимов, и все члены военного совета. В этом же им удалось убедить и Генеральный штаб при поддержке руководителей заинтересованных ведомств и министерств.
В 1991 году первый в мировой практике взрыв мощностью в 1000 тонн тротила был произведен. Никаких экологических последствий взрыв не оказал ни на природу, ни на людей, а важнейшая научно-исследовательская задача была решена. На месте взрыва образовалась воронка диаметром около 100 м, глубиной около 40 м. Вскоре место взрыва скрылось под водой и образовалось озеро.
— Борис Григорьевич, так что же показали испытания, выдержит «ядерный поезд» ударную волну или не выдержит?
— Это зависит от того, где он будет находиться. Чем дальше боевой железнодорожный ракетный поезд от места ядерного взрыва, тем безопаснее для него окажется ударная волна. К тому же предполагалось, что данный боевой комплекс будет курсировать по существующим железнодорожным путям страны. Сеть их достаточно протяженна, поэтому маловероятно, что, например, ракетно-ядерный удар противник будет наносить по малонаселенным районам, где нет ни стратегических объектов, ни крупных населенных пунктов.
Примечательно, что при создании поезда с баллистическими ракетами одной из задач предусматривалось исключить любую возможность его инженерного обеспечения. Однако первые же натурные стендовые испытания по имитации пуска ракеты выявили, что грунтовое основание железнодорожного полотна недостаточно прочное, что приводило к деформации рельса и аварийному пуску. Дело в том, что строительство железных дорог велось с учетом лишь среднестатистических нагрузок на рельсовый путь при движении товарных поездов.
Потребовалось определить непригодные для пуска ракет участки железных дорог. Эту задачу возложили на начальника инженерной службы, в то время полковника В.П. Лысова, который предложил для разработки методик, средств и способов инженерно-геологического обследования грунтовых оснований железных дорог, а также для аттестации пригодности участков для пуска ракет, создать межведомственную комиссию, которой и поручить разрешение возникшей проблемы.
В РВСН был создан специальный исследовательский поезд с набором различных средств инженерно-геологического обследования грунтов. Правильность методик, расчетов и оценок инженерно-геологического обследования участков путей проверялась натурной нагрузкой с помощью специального стенда с ракетным двигателем. С его помощью имитировался пуск ракеты. В октябре 1990 года на станции Мюд под руководством Н.В. Осипова и при участии генерал-майора В.П. Лысова необходимая нагрузка на рельсы была произведена.
В результате общих усилий боевой железнодорожный ракетный комплекс был принят на вооружение.
В попытке обнаружить и отследить движение железнодорожного ракетного комплекса американцы над территорией нашей страны держали постоянную космическую группировку из 17 спутников-разведчиков. Но, как известно, в 1989 году М.С. Горбачев договорился с президентом США о запрещении выхода полков боевых железнодорожных ракетных комплексов на маршруты боевого патрулирования. Так они превратились в стационарные ракетные комплексы. Это позволило американцам уменьшить космическую группировку над Советским Союзом до четырех спутников-разведчиков.
В последующем ракетный железнодорожный комплекс попал под Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, заключенный между США и Российской Федерацией, подписанный Джорджем Бушем и Борисом Ельциным. Договор запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися боевыми частями. Так было принято решение об уничтожении одного из уникальных ракетных комплексов, обладающего высокой подвижностью, незаметностью и баллистической ракетой с разделяющимися головными боевыми частями, способными преодолевать американскую систему противоракетной обороны.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте