Фото из аргентинской газеты. Члены экипажа U 530 ви аргентинские моряки во время сдачи лодки в Мар-дель-Плата. www.uboatarchive.net
Приняв решение идти в Южную Америку, экипаж избавился от оставшихся на борту торпед, боеприпасов и части оборудования (радар, счётно-решающий прибор и т. п.). За борт также были выброшены все секретные документы, включая журнал боевых действий U 530. После этого лодка взяла курс на юго-восток, чтобы обойти Бермуды и двигаться дальше к экватору.
Путь до экватора занял около месяца — по словам Вермута, лодка пересекла его 17 июня 1945 года, всё это время медленно двигаясь на юг. Первый отрезок пути, близкий к зоне военных действий, U 530 прошла исключительно в подводном положении. Потом лодка в тёмное время суток стала всплывать на поверхность и вновь уходить под воду перед восходом солнца. Пока субмарина не достигла 20° южной широты, на поверхности она для экономии топлива шла со скоростью в 7–7,5 узла и держала ход в два узла в подводном положении. Лишь по достижении указанной широты Вермут приказал увеличить скорость надводного хода до девяти узлов.
К вечеру 9 июля 1945 года U 530 достигла аргентинского порта Мар-дель-Плата к югу от Буэнос-Айреса, одновременно являвшийся базой ВМС Аргентины. Вермут дождался рассвета, и в 6:30 лодка с зажжёнными навигационными огнями вошла в порт. Отвечая на запросы с берега, Вермут приказал передавать сигнальным прожектором: «Немецкая субмарина». Лодка вошла в Мар-дель-Плата на электромоторах, так как дизели немцы специально вывели из строя. На её борт поднялся офицер ВМФ Аргентины, которому Вермут официально сдался.
Лодки U 530 (в светлой окраске по центру) и U 977 (внизу) в гавани военно-морской базы Рио-де-Жанейро во время перехода из Аргентины в США, сентябрь 1945 года. Субмарины прошли ремонт на верфи в Аргентине, где были заново окрашены. www.uboatsnewengland.com
По словам Вермута, к этому моменту на борту лодки оставалось всего около шести тонн топлива и 1,8 тонны смазочных материалов. Перед выходом из Норвегии инженер-механик лодки лейтенант Петер Леффлер (Peter Leffler), не долив 20 тонн топлива, всё-таки взял лишних пять тонн смазочного масла.
12 июля 1945 года над U 530 был поднят аргентинский флаг, а все 54 члена экипажа лодки отправились в Буэнос-Айрес, а затем в тюрьму на острове Мартин-Гарсия. 22 июля немецких подводников допросили офицеры разведки ВМС Аргентины. После этого 29 июля Аргентина передала U 530 и её экипаж американцам, которые самолётами доставили немцев в Нью-Йорк. Лодка была поставлена на ремонт на одной из аргентинских верфей, чтобы подготовиться к переходу в США.
А был ли Гитлер?
Неожиданный приход U 530 в Аргентину мгновенно стал причиной для слухов и сплетен о возможной доставке руководителей Третьего рейха в Южную Америку. Как писал в своём труде американский историк Клэй Блэйр, латиноамериканская пресса наполнилась различной ерундой, включая утверждение, что U 530 привезла Адольфа Гитлера, Еву Браун, а также Мартина Бормана и других из Германии в Аргентину. Кроме того, Вермута обвиняли в потоплении бразильского крейсера «Байя» (Bahia), который на самом деле затонул 4 июля 1945 года от взрыва своих же глубинных бомб во время учений.
Подводная лодка U 530 после прибытия в США из Аргентины. www.uboatarchive.net
Разумеется, вопрос о возможных пассажирах и грузе U 530 интересовал аргентинскую и американскую разведку. Аргентинцы получили ответ на него на упомянутом допросе:
«Вермут показал, что 54 человека — это обычный экипаж подводной лодки того типа, к которому принадлежит U 530, что экипаж на борту на момент сдачи являлся неизменным со времени выхода из Германии, что на борту были только члены экипажа, и все находящиеся на борту являются членами экипажа, а также, что за время похода U 530 не принимала на борт никаких пассажиров любого подданства, как гражданских, так и военных. Он также заявил, что на побережье Аргентины или другой страны не производилась ни высадка людей, ни выгрузка ценностей, а также что во время похода никаких неположенных лодке грузов на борту не находилось».
В итоге аргентинскому правительству надоел разгул слухов о «контрабанде нацистов». Как пишет английский исследователь Лоуренс Патерсон, в конце концов аргентинское военно-морское министерство выпустило официальное коммюнике, в котором заявило, что U 530 не несёт ответственности за гибель «Байи», на борту лодки не было никаких нацистских лидеров или офицеров и что лодка никого не высаживала на побережье Аргентины перед своей капитуляцией.
Подводная лодка U 977 во время «Вояжа Победы» по портам на восточном побережье США, устроенного американцами в ноябре 1945 года. www.navsource.org
Истерия газетчиков получила новый виток, когда 17 августа 1945 года в Мар-дель-Плата пришла U 977 (тип VIIC) обер-лейтенанта цур зее Хайнца Шеффера (Heinz Schaeffer). Теперь уже Шеффера обвинили в перевозке Гитлера и Евы Браун. Верхом нелепости стала легенда о том, что U 530 и U 977 были эскортом конвоя, который доставил Гитлера и его окружение на нацистскую базу в Антарктиде. Её автором стал аргентинский журналист венгерского происхождения Ладислао Сабо (Ladislao Szabó), потом долго собиравший лучи славы на этой сомнительной теме.
Пока газеты смаковали версии о спасении Гитлера на подводной лодке, в дело включилась разведка союзников. Шеффера и его экипаж допросили в Аргентине, после также отправили в США для более подробного следствия. Допросы подводников c U 530 и U 977 продолжились, но ничего нового не дали. Вермута и Шеффера специально содержали в одном помещении, нашпигованном микрофонами, чтобы выудить из их общения хоть что-то об их «секретной миссии». Но оба офицера никогда не были знакомы, поэтому их беседы не представляли интереса для разведки союзников.
U 534 — единственная сохранившаяся до наших дней лодка типа IXC/40. Она была потоплена 5 мая 1945 года в проливе Каттегат, обнаружена и поднята в 1993 году, а теперь демонстрируется как корабль-музей. Как и U 530, эта лодка причисляется сторонниками теории бегства Гитлера в Антарктиду к «конвою фюрера».en.wikipedia.org
Как справедливо заметил Клэй Блэйр, если бы Гитлер или Борман хотели сбежать из Германии на подлодке, то маловероятно, что они выбрали бы такую старую лодку, как U 530, где командиром был молодой офицер, не имевший опыта командования. К их услугам было много новых лодок различных типов и более опытных командиров, признательных Гитлеру за награды и почёт. В отношении U 977 и 24-летнего Хайнца Шеффера это справедливо в той же степени.
В итоге, пройдя все процедуры проверок и допросов в США, экипажи обеих подлодок были отправлены в Европу, где подводники были освобождены из плена. Однако шумиха с приходом этих лодок в Аргентину, благодаря Жабо, на долгие годы сделала их объектом внимания любителей сенсаций. Так, в различной литературе и в интернете U 530 и Отто Вермут часто упоминаются в следующем ракурсе:
«13 апреля 1945 года священные реликвии Третьего рейха, документы и личные вещи фюрера, уложенные в шесть бронзовых ящиков, были доставлены в немецкий портовый город Киль и погружены на U 530. На лодку взошли и пять таинственных пассажиров, лица которых скрывали хирургические повязки. Той же ночью субмарина вышла из Киля. Её командир получил два личных письма – от Гитлера и Дёница. Согласно предписанию, он обязан был взять у каждого члена экипажа «обет вечного молчания». На стоянке в Кристиансанде Вермуту передали третий запечатанный пакет с инструкциями и указанием дальнейшего маршрута».
Утверждения о «бронзовых ящиках», которые якобы вёз «конвой фюрера», имеют конкретного автора. Об этом пишет Клэй Блэйр:
«Вильгельм Бернхарт, соавтор абсурдной повести «Адольф Гитлер и тайны Копья Лонгина» (1988), а также самопровозглашённый член экипажа U 530, написал, что перед прибытием в Аргентину U 530 спрятала в ледяной антарктической пещере «шесть освинцованных бронзовых ящиков», якобы вмещавших «избранные сокровища» Третьего рейха».
Кроме этого, Бернхарт стал автором ещё одной известной лжи. Он опубликовал письмо, якобы написанное ему как своему бывшему подчинённому Отто Вермутом и содержащее предостережение не выдавать «секретов о миссии U 530», которые Бернхарт собрался предать гласности. Разумеется, Вильгельм Бернхарт никогда не был членом команды U 530 и выдумал всё это, чтобы привлечь внимание к своей книге.
Последние минуты одной из двух аргентинских беглянок: 13 ноября 1946 года у побережья штата Массачусетс при испытаниях торпед U 977 была расстреляна американской подводной лодкой «Этул» (USS Atule). Хорошо виден след торпеды, сверху наблюдает самолёт-разведчик. Через год, 21 ноября 1947 года, такая же судьба и в том же районе постигла U 530 — её потопила лодка «Торо» (USS Toro). www.uboatarchive.net
Другой известной «уткой» стала история о тайной базе нацистов в Антарктиде, сведения о которой якобы всплыли на допросе экипажа U 530 и на долгие годы были засекречены американцами. Эта выдумка тоже не имеет подтверждений: протоколы допросов Вермута и его команды давно рассекречены и находятся в Национальном архиве США в Вашингтоне, где с ними может ознакомиться любой желающий.
Истории высадок с немецких подлодок до сих пор будоражат воображение поклонников теории заговоров. Лоуренс Патерсон в своей книге писал:
«Субмаринам часто приписывали высадку и доставку людей и разных грузов на берега Ирландии, Новой Зеландии, Аргентины, Канарских островов, разных частей Британской империи и т.д. Однако подтверждённым фактом является то, что немецкие подлодки использовались только для высадки шпионов, диверсионных групп и саботажников. Теории же о лодках «конвоя фюрера», перевозивших золото, ценности, нацистских деятелей, религиозные артефакты и даже фюрера, известного своими страданиями от морской болезни, никогда не подтверждались хоть малейшими доказательствами и являлись выдумками или слухами».
Правда намного прозаичнее. U 530 и U 977 были последними элементами проигранной подводной войны Дёница, управляемыми молодыми подводниками, чьё неприятие перспективы сдаться и сдать свою лодку противнику в конце концов перевесило риски, связанные с длинным и трудным походом в Аргентину.
Командир U 873 капитан-лейтенант Фридрих Штайнхоф при сдаче своей лодки американцам 16 мая 1945 года. Спустя трое суток он совершит самоубийство в тюрьме Бостона, не выдержав побоев и издевательств следователей и персонала. www.desausa.org
В завершение хотелось бы добавить один малоизвестный факт. 16 мая 1945 года подводная лодка U 873 сдалась американцам, но в нарушение всех конвенций экипаж был помещён в тюрьму, а не в лагерь военнопленных, где подводники подвергались унижениям и избиениям со стороны следователей и тюремного персонала. Спустя трое суток командир лодки капитан-лейтенант Фридрих Штайнхоф (Friedrich Steinhoff), не выдержав издевательств на допросах, покончил жизнь самоубийством в городской тюрьме Бостона.
Этот факт делает приход лодок Вермута и Шеффера в Мар-дель-Плата не таким уж и нелогичным. Выбирая Аргентину как конечную точку маршрута, они хотели избежать судьбы Штайнхофа, рассчитывая на более гуманное отношение аргентинцев, чем англо-американских союзников.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001. Paterson L. Black Flag. The Surrender of Germany’s U-Boat Forces 1945. — Seaforth Publishing, Barnsley, 2009. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 9. Norderstedt. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998. Шаффер Х. Последний поход U-977. — СПб.: Роза Ветров, 2013. www.uboat.net. www.uboatarchive.net. historisches-marinearchiv.de. wlb-stuttgart.de. www.base211.ru. www.histarmar.com.ar. www.navsource.org. www.uboatsnewengland.com.
В истории второй мировой войны есть глава, до сих пор покрытая завесой секретности. Речь об операции, ставшей предметом оживленной переписки в марте 1945 года между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем (а затем, кстати, положенной в основу интриги известного романа Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны"). Казалось бы, что скрывать? Всему миру теперь известно, как наши тогдашние союзники пытались сговориться с фашистскими бонзами о досрочной капитуляции Германии на Западном фронте в обмен на гарантии сохранения жизни высших чинов вермахта и спецслужб рейха. Этот "Кроссворд" (так называлась операция по переговорам между американским эмиссаром Алленом Даллесом и доверенным лицом Гиммлера генералом Вольфом) был разгадан советской разведкой, и сепаратный мир не состоялся. Но существует версия, что и сам "Кроссворд" представлял собой лишь операцию прикрытия. Основной для англо-американских спецслужб была другая - "Санрайз" ("Восход"), сразу же после окончания войны засекреченная на беспрецедентный срок - 75 лет. Но кое-что о ней мы узнали уже сегодня благодаря воспоминаниям человека, который оказался свидетелем тех событий.
В противодействии операции "Санрайз" принимал непосредственное участие советский резидент в швейцарском кантоне Тичино полковник Федор Федорович Кругликов, который тоже был засекречен до последних дней своей жизни. Его сын и сообщил нам о воспоминаниях, которыми разведчик поделился незадолго до кончины.
- Отец возглавлял разведгруппу, успешно действовавшую в Швейцарии с марта 1939 года по 1945 год, - рассказал Павел Кругликов. - Сам он был внедрен в эту нейтральную страну в качестве гражданина Чехословакии - Карела Выбирала. Осенью 1941 года возникли непредвиденные сложности. Они явились следствием официального вступления Чехословакии в войну. Для соблюдения нейтралитета Швейцария должна была либо выслать его как гражданина воюющей страны, либо интернировать, и по указанию Центра Карел Выбирал стал рабочим в лагере для интернированных. В лагере был относительно свободный режим: можно было даже покидать его на ограниченное время, поставив администрацию в известность. Отец использовал эту возможность для продолжения разведывательной работы.
То, что советская разведка имела резидента в Тичино в конце войны, сыграло важнейшую роль в разоблачении планов сепаратной капитуляции третьего рейха.
В Асконе, что в трех километрах от Локарно, находилось богатое поместье, принадлежавшее семье фон Гаверниц. В 1944 - 1945 годах Геро фон Гаверниц, в действительности помощник Даллеса, предоставлял свою виллу для конспиративных встреч в ходе операции "Кроссворд". Ее объявленной целью была организация капитуляции 11 германских дивизий, оккупировавших Италию. Об этом союзники Сталину сообщили.
Но Даллес готовился к гораздо более крупной сделке - заключению через командующего Западным фронтом маршала Кессельринга сепаратного мира между Германией и англо-американскими союзниками. Для этого он осуществлял собственную операцию "Санрайз", для которой "Кроссворд" был прикрытием.
В недавно переведенных на русский язык и опубликованных в России мемуарах Даллес пишет, что немецкий генерал Вольф, участвовавший в переговорах, 8 марта 1945 года встречался с ним в Цюрихе, а 19 марта состоялась встреча английского генерала Эйри и американского генерала Лемницера с Вольфом на вилле "Аскона".
Описывая эту встречу, Даллес, в частности, упоминает, что ее прервал приход местного священника с помощником. Те хотели посмотреть розы в саду и взять немного цветов для украшения церковного алтаря. На этот, казалось бы, рядовой эпизод профессиональный разведчик Даллес обратил внимание потому, что в марте в календаре у католиков нет крупных праздников, по случаю которых было бы уместно заботиться об украшении алтаря изысканными розами. Судя по последующим действиям союзников, они восприняли это происшествие как ход советской разведки, которая таким образом давала понять, что операция "Санрайз" больше не является секретом.
- Так вот, "помощником" священника был мой отец, побывавший на вилле "Аскона" по заданию Центра, - подытожил рассказ Кругликов.
В упомянутых мемуарах Даллес признался, что после обмена резкими письмами между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом по поводу сепаратных переговоров он получил из Вашингтона указание: "Правительства США и Великобритании решили прервать контакты (с германской стороной)". Здесь Даллес ставит точку. На этом же поставил точку и автор "Семнадцати мгновений весны".
Но зададимся вопросом: если операция "Санрайз" завершилась, то что же засекретили союзники? В переданных через сына воспоминаниях Федор Кругликов не ответил на него впрямую. Тем не менее, сопоставив предмет переговоров в "Асконе" с дальнейшим ходом событий, можно прийти к неожиданной догадке: формально переговорные контакты прервались, но сама операция "Санрайз" остановлена не была. Во всяком случае, в конце марта 1945 года немецкие армии на Западном фронте фактически прекратили боевые действия против Англии и США, без боя сдавая крупные города и пропуская союзников к Берлину.
А те, в свою очередь, тоже не оставались в долгу. Именно после переговоров в "Асконе" резко активизировала свою деятельность организация "ODESSA", созданная верхушкой СС для оказания помощи своим членам в послевоенном обустройстве. По данным знаменитого "охотника за нацистскими оборотнями" Симона Визенталя, в общей сложности по этому "конвейеру" из Германии в 1945 году скрылись более 30 тысяч гитлеровцев. Разумеется, не через советскую зону оккупации. Трудно поверить, что такая масса нацистских чинов была переправлена в заранее подготовленные "гнездышки" без ведома и участия наших союзников.
Скончавшийся несколько лет назад Симон Визенталь до своих последних дней не упускал из виду последствия операции "Санрайз". Он установил основные каналы, по которым уходили от возмездия нацисты. Один из них заканчивался в Латинской Америке. В конце войны правительство Германии приобрело в Аргентине, Уругвае, Чили обширные участки земли (кстати, до сих пор площадь немецких владений в Аргентине равняется Баварии). Туда и потянулись в апреле-мае 1945 года суда, груженные пассажирами с новенькими документами в карманах. Тех, кого легализовать не удавалось из-за слишком большой "популярности", переправляли на подводных лодках.
"ODESSA" пробила "коридор" и в противоположном от Южной Америки направлении. Так называемый "Арабо-германский центр по вопросам эмиграции" занимался, в частности, вербовкой бывших офицеров вермахта для службы в армиях арабских государств. "Крышу" эту возглавлял подполковник Ганс Мюллер, после перехода в ислам ставший сирийским гражданином Хосаном Беем.
Не менее 8 тысяч офицеров вермахта и СС осели в арабских странах, преимущественно в Египте, Сирии и Ираке.
Например, в руках "арабизированных" нацистов находилась служба безопасности Египта. Одним из ее руководителей был полковник Аль-Нахер. Под этим именем скрывался бывший начальник гестапо в Варшаве Леопольд Глейм. Тайной государственной полицией Египта руководил подполковник Хамид Сулейман - бывший шеф гестапо в Ульме (Бавария) группенфюрер СС Генрих Зельман. Начальником политического отдела полиции был полковник Салам - бывший обер-штурмбанфюрер СС Бернгард Бендер и т. д.
В странах Латинской Америки, на Ближнем Востоке, точно так же как и в США, материалы, связанные с операцией "Санрайз", до сих пор не рассекречены. Но кое-какие документальные свидетельства начинают появляться в печати.
Недавно в Аргентине издана книга "Плавание за южные моря" - о последней секретной операции третьего рейха. Написавшие ее бывшие сотрудники местных спецслужб Хуан Салинас и Карлос де Наполи, в частности, раскрывают обстоятельства гибели - уже после официального окончания войны - корабля ВМС США "Орел-56" ("Eagle-56"), бразильского крейсера "Бахия" и аргентинского корабля "Мендоза". В соответствии с операцией под кодовым названием "Плавание за южные моря" в мае 1945 года полдюжины немецких подводных лодок отправились в свое последнее плавание из норвежского порта Берген в направлении "аргентинских колоний". Переход был сложным. Беглецов засекли корабли антигитлеровской коалиции. Завязался бой, в которым погибли корабли и подводные лодки той и другой стороны. Но нескольким фашистским подводным лодкам удалось добраться до аргентинских берегов и высадить на военно-морской базе ВМС Аргентины Мар де Плата "пассажиров" - высокопоставленных чиновников и военных специалистов третьего рейха.
Поскольку спецслужбы США и Англии курировали этот вояж как часть операции "Санрайз", то инцидент с "Бахией", "Мендозой" и "Орлом", погибшими в результате организационных нестыковок, сразу же был замят. По той же причине все данные, связанные с потерей упомянутых кораблей, до сих пор охраняются грифом "Совершенно секретно".
Такая версия авторов книги достаточно аргументированно подкреплена документами. Однако полного раскрытия тайн операции "Санрайз" можно ожидать не ранее 2020 года, когда истечет 75-летний срок засекречивания ее материалов.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте