Официальная пропаганда любит часто и помногу потчевать нас совершенно фантастическими версиями реальных событий. Потому доверие к этой пропаганде несколько, скажем так, подорвано.
Но не менее жестко ведет себя подчас неофициальная пропаганда. Которая умеет выдвинуть единственно правильную версию чего-нибудь, и горе тому, кто рискнет эту версию дерзновенно оспорить.
Например, три года назад неофициальная пропаганда рассказала нам историю под названием «отравление Егора Гайдара». Согласно истории, отец-основатель РФ-либерализма был отравлен врагами в Ирландии, во время презентации книжки о гибели империи. Первая редакция истории предполагала, что отравление осуществила непосредственно «кровавая гебня» (и пророк ее И. И. Сечин), чтобы таким образом дискредитировать Кремль перед всем миром и заставить Путина идти на третий срок. Во второй редакции Кремль, Сечин и Путин исчезли, зато появился опальный олигарх Березовский, который решил уничтожить Гайдара во имя поругания всего святого, что еще осталось в России. Венцом пропагандистской кампании стала программная статья самого Е. Т. Гайдара в газете Financial Times, где были изложены особо ценные соображения по поводу случившегося отравления.
Автор этих строк тогда пытался поставить простые публичные вопросы. Среди них: почему, если Егора Тимуровича действительно отравили в Ирландии, его там немедленно не госпитализировали? почему он выбрал для постотравительного ночлега не больницу, а российское посольство, а на следующий день бестрепетно отправился пятичасовым регулярным рейсом в Москву? почему ни в Ирландии, ни в РФ никто не возбудил уголовного дела по факту покушения на жизнь реформатора? как так получилось, что ни один врач – ни ирландский, ни русский – не смог прокомментировать историю с отравлением?
Сам факт постановки этих вопросов неофициальная пропаганда признала провокационным, антилиберальным, враждебным демократии и просто морально нечистоплотным. А один известный тележурналист, особо усердствовавший в пропаганде «отравления», прямо заявил, что Гайдара точно отравили, потому что Е. Т. – «отважный по потери инстинкта самосохранения реформатор». Таким было последнее доказательство.
Потом, правда, версия отравления как-то резко сошла на нет. Говорят, что и сам Е. Т. сильно усомнился в ее реальности. И пожалел, что пошел на поводу у некоторых соратников, уговоривших его эту тему «раскрутить». Но извиняться перед обществом, русским и всемирным, разумеется, никто не стал – не то нынче время, и обстоятельства уже (или еще) не те.
Нечто похожее происходит сейчас со злосчастным сухогрузом «Артик Си». Который 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари (Якобстад) и направился вроде бы с грузом древесины в Алжир. Но по пути захвачен был некими странными пиратами без пиратского образования – восемью гражданами Эстонии, Латвии и России, в основном, ранее судимыми. Причем, по уверению самих граждан , они никакие не пираты, а члены экологической экспедиции, оказавшиеся на борту русского сухогруза исключительно из-за шторма. Так, во всяком случае, заявил предводитель то ли пиратов, то ли экологов некто Дмитрий Савин – как выяснилось, латвийский бизнесмен, на родине опасно близкий к банкротству.
Потом Arctic Sea под руководством этих пиратов добрался почти до островов Кабо-Верде (Зеленого Мыса), где и оказался без единого выстрела взят под контроль российским военным кораблем «Ладный».
Неофициальная пропаганда почти уже уверила всех нас в том, что:
- на сухогрузе «Арктик Си» находились контрабандные российские вооружения для Ирана – то ли ракеты, то ли зенитно-ракетные комплексы С-300;
- сухогруз был захвачен израильскими спецслужбами, которые таким образом предотвратили смертельную поставку и позволили Израилю шантажировать Россию;
- 18 августа, сразу после захвата «Арктик Си» в Атлантическом океане, в Россию (г. Сочи Краснодарского края) экстренно (!) прибыл президент Израиля Шимон Перес, который предъявил своему РФ-коллеге Дмитрию Медведеву претензии и сформулировал некие тайные условия, на которые пристыженный Медведев вынужден был пойти.
И если Вы, дорогой читатель, во все это хоть отчасти не верите, то вы – или провокатор от ФСБ, каких мало, или просто обычный лох, каких много.
Правда, у меня, как у лоха и провокатора одновременно, опять возникают чертовски странные вопросы.
1. Известно, что 17 июля «Артик Си» вышел из нашего восточнопрусского Калининграда и направился в Финляндию. Очевидно, смертельное оружие должны были загрузить на борт именно в Калининграде. Зачем было после этого так рисковать и идти в финский порт? Неужели нельзя было погрузить пресловутую древесину, якобы прикрывавшую оружие, прямо в нашем порту?
2. Почему финские товарищи так плохо проверили сухогруз? Если в результате преступной халатности или чудовищной коррупции, почему в северно-демократической Финляндии до сих пор нет гигантского скандала по этому поводу? Где реакция официальных финнов?
3. Надо ли понимать, что именно восемь эстонско-латвийско-российских «экологов» и их предводитель-банкрот – и есть тот самый непобедимый израильский спецназ, который призван был перехватить посудину с оружием и тем самым предотвратить третью мировую войну?
4. Если судно захватили израильтяне, то зачем они долго плыли с ним в район далекого Кабо-Верде, а не привели в ближайший европейский порт для ареста и подробного разбирательства?
5. Почему «Артик Си» так усиленно прятался ото всех, а экипаж сухогруза уже после «пиратского захвата» делал все возможное, чтобы судно до поры до времени никто не нашел? Почему капитан «Артик Си» при встрече с кораблем-освободителем «Ладный» представился именем «Чендин-2»? Кто звонил в компанию «Ренессанс-Страхование», в которой был застрахован корабль (но не его груз!), и пытался получить $1.5 млн., угрожая затоплением судна – неужели израильские шпионы?!
6. У США и НАТО в Атлантике есть превосходные разведывательные возможности. Собственно, уже доложено официально, что именно войска НАТО помогли нашему «Ладному» найти «Арктик Си». Почему США и НАТО, зная про оружие для Ирана, никак не использовали эту ситуацию в своих целях и интересах? Где, опять же, столь уместный в таких случаях международный скандал, который мог бы похоронить тайное военно-техническое сотрудничество РФ со «странами-изгоями» раз и на корню?
7. Кто и почему решил, что визит Шимона Переса в Сочи был «экстренным»? Достаточно покопаться в Интернете, чтобы узнать: визит этот был публично анонсирован еще в июне, а окончательная дата его была официально согласована 21 июля – за день до выхода «Артик Си» из финского порта. К тому же очень трудно предположить, что 86-летний президент Израиля, который по своему статусу выполняет, преимущественно, представительские функции, а также – в силу гигантского международного опыта – занимается иногда стратегическими вопросами, помчался сломя голову решать судьбу сухогруза. Гораздо лучше верится, что в Сочи он обсуждал-таки, как и собирался, предстоящую осенью в Москве конференцию по ближневосточному урегулированию (от которой никто никакого урегулирования, естественно, не ожидает).
Нет, я, конечно, готов поверить, что на «Артик Си» был какой-нибудь контрабандный груз. Ибо наша морская экономика редко обходится без контрабандного груза. Как, впрочем, и сухопутная. Кто его знает – может, этот груз даже отчасти имел очертания старинного советского оружия системы «ружье» / «автомат». Но при чем же здесь, воля Ваша, Иран, Израиль и иже с ними? Как говорится, я люблю быть дураком, но не люблю, когда из меня делают дурака.
Здесь нельзя не прокомментировать зигзагообразную судьбу большого публичного героя истории с «Арктик Си» – до последнего времени не очень известного журналиста Михаила Войтенко, бывшего главного редактора web-издания «Морской бюллетень – Совфрахт». В этом издании вроде как впервые было написано, что сухогруз захвачен пиратами. Вынужден затронуть этого человека, так как г-н Войтенко после моего выступления в эфире «Эха Москвы», где я впервые усомнился во всепобеждающей ирано-израильской версии, обратился ко мне в своем блоге с такими горькими словами:
«Собственно говоря, ответ вообще всем. Ну много я врал, много ошибался? Меня интересует только одно и писал я только об одном – судоходство. Да, был этот чертов звонок. Станислав, вот вы так знающе рассуждаете – я вам как простой моряк говорю – да к е-матери. Всем кто сейчас гонит на меня я говорю – к е-матери. Разбирайтесь сами с Пересом, и прочими, но могу сказать – Вам смешно? ОК я напишу больше».
Сверх того, правда, Войтенко ничего не написал, кроме того, что всего его оппоненты – «козлы (повторяю – козлы)».
Я, конечно, не продвинутый Интернет-пользователь. И могу лишь догадываться, что e-мать, которую упоминает г-н Войтенко, это, видимо, некая электронная мать, которая управляет всеми сетями Вселенной и потому владеет абсолютно точной информации о судьбе любого корабля, пропавшего и непропавшего. Попробую постепенно получить доступ к этой e-матери. А пока – прокомментирую в трех словах наш доморощенный «Войтенкогейт».
Г-н Войтенко утверждает, что в определенный день получил анонимный телефонный звонок от некоего «государственного человека» (т.е. представителя спецслужб) с требованием в считанные часы убраться из страны, причем не просто так, а в отпуск на 3-4 месяца. Потому, что государство очень обиделось на публикации «Морского бюллетеня» про несчастный «Артик Си». А через 3-4 месяца обида, видимо, совсем пройдет.
Воздействие анонимного звонка на опытного морского волка оказалось столь оглушительным, что он немедленно бежал в Стамбул (по версии Войтенко, куда первый попутный самолет подвернулся), а потом – в Бангкок. Потому что там жизнь (опять же, согласно Войтенко) дешевле, чем в Стамбуле. Из Стамбула, а потом и из Бангкока Войтенко начал посылать проклятия компании «Совфрахт», которой, собственно и принадлежит «Морской бюллетень». В ответ на резонный вопрос «Совфрахта» «чего вы не обратились к нашей службе безопасности», "героический журналист без обиняков ответил в своем блоге":
«Совфрахт» меня спросил – почему я не обратился к ихней службе безопасности. Да вот поэтому и не обратился – не верил. Вы пытаетесь сказать что сайт "Морской Бюллетень" ваш? Как интересно.
В общем хватит разборок. Если выживу начну нормально работать. К "Совфрахту" просьба – не трогайте сайт и я вас не трону. ОК? Еще слово от вас и я заговорю».
Прежде, чем перейти к подробному анализу деяний Михаила Войтенко, которым будет посвящена следующая моя колонка, замечу лишь, что взрослые люди, занимающиеся мало-мальски серьезными делами, от одного безвестного звонка никуда не бегут. А в мире есть много стран, которые много дешевле Турции и даже Таиланда. Такие страны есть даже на постсоветском пространстве.
Правда, в Таиланде есть свои отдельные достопримечательности, коих в других местах нет. Например, тюрьма, где проводит время известный торговец оружием Виктор Бут.
Общественный интерес к сухогрузу «Арктик Си», который вез то ли финские дрова в Алжир, то ли российские ракеты в Иран, начал потихоньку затухать. Но совсем погаснуть он не может: все время случается нечто, что заставляет вспомнить снова об этом роковом и загадочном корабле.
Сначала – 7 сентября исчез на 14 часов премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Просто – вышел из своего рабочего помещения и пропал. По слухам, вброшенным через израильские СМИ, премьер на частном самолете некоего бизнесмена (чтобы никто не догадался) слетал в Москву, где обсудил то ли с Дмитрием Медведевым, то ли с Владимиром Путиным проблему ядерного сотрудничества России и Ирана. И, конечно, во время тайного визита обсуждался «Артик Си» – очевидно, было бы очень странно, если бы лидеры двух стран вообще не поговорили о столь знаменитом транспортном средстве. 12 сентября израильский министр Дан Меридор прямо подтвердил, что Нетаньяху побывал-таки в Москве, а российский премьер Путин на встрече с «Валдайским клубом» прозрачно (насколько он вообще это умеет) намекнул на то же самое – на вопрос «что вам про это известно?» ответил что-то типа «а вам что известно?». Все сразу все поняли.
Здесь, правда, снова возникают проклятые вопросы. Понятно, что тайной становится предмет переговоров. Но зачем скрывать сам факт визита? Это, как правило, делается в двух случаях: а) если в месте визита нельзя достоверно обеспечить безопасность гостя; б) если визитер встречается с каким-то субъектом, о котором никогда и ни за что нельзя говорить его избирателям. Но все недавние израильские премьеры много бывали в Москве, и ничего им тут особо не угрожало – значит, п. а) не работает. б) имел бы отношение к делу, если б Нетаньяху по большой нужде заглянул бы, скажем, на сходку наших воров в законе. Да и еще один вопрос животрепещет: если так уж скрываете, зачем даете официальному министру Меридору проговориться?
В общем, пахнет это дело дезинформацией. Влитой во всемирные уши хитрыми израильтянами по договоренности и согласованию с нашими. И я б не удивился, если б потом выяснилось: премьер Нетаньяху был, на самом деле, в Иране. Или – у любовницы. Или – у любовницы в Иране. Так ведь тоже бывает. По крайней мере, в политических триллерах, всё стремящихся оказаться менее изобретательными, чем жизнь.
А пока Нетаньяху изображал секретный визит в Москву, корреспондент «Комсомольской правды» Николай Варсегов отправился искать следы «Артик Си» в Архангельск. Следов не нашел: родные и близкие членов геройского экипажа сказались больными и/или перепуганными и общаться со столичным журналистом отказались. А в ночи, в провинциальной гостинице Варсегов и вовсе получил телефонный звонок: город тут у нас криминальный, возвращался бы ты в свою Москву.
О чем говорит путешествие Варсегова? Во-первых, никакой государственной тайны в истории с «Арктик Си» нет. Иначе «Комсомольская правда», любимая газета В. В. Путина, все бы знала заранее и никого никуда бы не посылала. Во-вторых, некая криминально-коммерческая тайна в этой истории может быть. Иначе зачем местным людям прятаться от Варсегова и ему же потом угрожать?
А теперь вернемся к нашему незабытому Михаилу Войтенко, бывше-нынешнему главному редактору Интернет-издания «Морской бюллетень». Который, по его версии, скрылся от злых российских спецслужб и крутой морской правды в далекий, как звезда, и дешевый, как воздух, сказочный Таиланд.
Сейчас, впрочем, я практически уверен, что ни от каких спецслужб Войтенко не бежал. Почему? А вот почему.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
1. Человек, которому грозят спецслужбы, никогда не отправится убегать за границу авиатранспортом. Ибо в международных аэропортах те самые спецслужбы контролируют всё. И еще там есть компьютер, в который заносятся данные о людях, представляющих для спецслужб особый интерес. Ставится так называемый «сторожок», который бывает нескольких видов, в основном – «информировать» или «задержать». И как только потенциальный беглец начинает пересекать государственную границу, «сторожок» сразу срабатывает. После чего несчастный оказывается в лапах тех, от кого бежит. Нет, уходить от государственной погони надо на поезде, а еще лучше – на автомашине. Чтобы на границе не было никакого компьютера со «сторожком». И отправляться не в Турцию, а в какую-нибудь Белоруссию с Украиной. А там уже – на все четыре стороны, если есть желание и возможности.
2. Если человек – тем паче взрослый и обремененный информационным опытом – не боится спецслужб, он никуда не бежит. Если же действительно, за совесть боится – прочно ложится на дно. Михаил Войтенко на всем протяжении своего побега откровенно рекламировал места своего пребывания, а сейчас известил весь мир о своем новом мобильном телефоне и электронном адресе. Он сделал это, находясь в Таиланде, где полно русских, а среди этой полноты вполне могут и формально-неформальные спецслужбистские представители.
3. Публичные показания г-на Войтенко по ходу дела последовательно менялись. Сначала он сообщил миру, что «в ночь на 2 сентября ему позвонили друзья, которые сообщили, что некие влиятельные люди после событий вокруг Arctic Sea хотят отомстить». Чуть позже он в ответ на вопрос «Михаил, вам угрожали лично, или кто-то из знакомых вас предупредил?»
«Да, лично. О том, что это за структуры, мне бы не хотелось распространяться. Вот представьте, вы гражданин России и живете в России. И вам звонят после всей этой истории с Arctic Sea и спрашивают «Михаил Дмитриевич?». – Я отвечаю: «Да». – «Вам представиться или вы догадаетесь, кто это?» – спрашивают. Я отвечаю: «Да лучше не представляйтесь». Ну и дальше объяснили мне, что и как». Стало быть, если вы гражданин России и живете в России, то никогда не уточняйте, кто вам звонит – таков рецепт от Михаила Войтенко. Сразу убегайте в Стамбул. Если сможете. Иными словами, версия тщательно шлифовалась до максимального правдоподобия. Но так и не дошлифовалась.
Кто бы что ни говорил, у меня нет сомнений, что ни от какой «кровавой гебни» Михаил Войтенко не скрывается. Хотя не исключено, что определенные неудобства история с «Артик Си» ему создала. Может быть, редактор «Морского бюллетеня» действительно знает что-то лишнее о той самой криминально-коммерческой подоплеке истории с похищением. И не хочет выступать свидетелем по уголовному делу. Чтобы не раскрывать случайных источников и окончательно не запутаться в показаниях.
Вы спросите – а при чем тут оружейный торговец Виктор Бут, которого я упомянул в первой части этих заметок?! Возможно, и вовсе ни при чем. Но, с другой стороны, будучи патриотом и любителем гражданских свобод, он мог помочь г-ну Войтенко обустроиться в заоблачном Бангкоке. Чтобы не заставлять морского редактора собирать деньги по далеким русским судовладельцам, чем Войтенко нынче начал заниматься.
Еще некоторые заведомо провокационные вопросы вызывает и компания Solchart Management, которой вроде бы принадлежит «Арктик Си». Все ее владельцы имеют российские корни, но постоянно проживают в Финляндии. Офис компании находится в Хельсинки. Solchart откровенно не процветает: оборот компании в 2007 году составил 24 млн. евро, а в прошлом году упал почти вдвое. Причем: стоило скандалу с сухогрузом выйти на публичную поверхность, тут же выяснилось, что у Solchart вообще нет никаких денег – даже на зарплату морякам. «Пассивов значительно больше, чем активов», – бухгалтерски безупречно сообщил 1 сентября СМИ официальный, хотя и безымянный представитель компании.
Странный какой-то перевозчик стратегических грузов, не правда ли?
В общем, отчетливо понять, что случилось со злосчастным «Артик Си», невозможно. Можно только догадываться. Версий у меня пока две.
Первая. На сухогрузе везли таки вполне рыночную контрабанду – в солнечный Алжир или по дороге туда. По ходу дела контрабанда стала предметом криминальных разборок.
Вторая. Обедневшие владельцы судна вместе с предбанкротными пиратами решили сами у себя все похитить, чтобы получить вознаграждение – выкуп, страховку, а может, то и другое сразу.
Но весь мир все-таки готов поверить, что везли оружие в Иран. А почему?
А потому, что российская политика давно стала не просто заложницей, а продолжением разнокалиберных бизнес-состязаний. И если завтра мы услышим, что где-то у нас списали по остаточной балансовой стоимости и передали частному охранному предприятию старое советское ядерное оружие – мы ведь не очень удивимся, правда. Только поморщимся: опять!
Вот отсюда и берутся международные приключения со всякими «Артик Си». И эти приключения, по большому счету, только начинаются.
Станислав Белковкий
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте