Во время интервенции в Россию в течение гражданской войны, англичане организовали на острове Мудьюг, рядом с Архангельском, концлагерь для русских, который получил название Остров смерти. Сейчас ни британцы, ни американцы, не любят вспоминать о том, как в 1918 году страны Антанты вторглись в Россию.
Интересно, но когда в стране происходит гражданская война, разделяющая народ на два лагеря, англосаксы, как сегодня в Сирии, сразу же начинают «поддерживать» один из воющих в братской войне лагерей. Причём, сейчас-то уже абсолютно ясно, что им, как говорится, до лампочки, кто и за что воюет. Самое главное — это их интересы.
Также произошло и в уже далеком 1918 году. Вроде бы пришли «помочь» одной из сторон конфликта. И еще как «помогли»! Устроили концентрационный лагерь, где гробили обычных русских людей.
Во время гражданской войны в России концентрационный лагерь был создан в августе 1918 г. британцами на острове Мудьюг, впоследствии лагерь был перенесен в бухту Йоканьга. В него помещали людей, заподозренных в связях с коммунистами. Позднее было проведено исследование, которое показало, что из примерно 1200 узников лагеря, лишь 20 человек входило в коммунистическую партию, а остальные были беспартийными. Почти все заключенные концлагеря были либо расстреляны, либо умерли от голода и болезней, и только около 100 человек остались здоровыми и были освобождены.
В 1928 году на территории острова Мудьюг был открыт 17,5-метровый обелиск в память о жертвах интервенции. А в 1958 году там был возведен новый памятник из гранита, бетона и чугуна высотой 24,5 метра. Сейчас на территории бывшего английского концлагеря располагается музей.
В советское время полные лодки туристов приезжали в однодневное путешествие на остров Мудьюг, чтобы посетить музей. Он находился среди остатков тюремного лагеря.Лагерь был создан еще в 1918 году. Но еще более необычно, что создали его британцы и французы.
Постройки лагеря строились первой партией арестантов численностью 134 человека, которая занималась вырубкой леса, обнесением территории лагеря двумя рядами колючей проволоки высотой в три метра, сооружением барака и карцера.
Карцер представлял собой яму глубиной в 3 метра, шириной в 9 шагов и длиной в 14 шагов. Над ямой был поставлен сруб из досок, в самой яме не было света и отопления. По воспоминаниям одного из заключённых, из пищи в день заключённым давали лишь две галеты и воду, от постоянного холода люди отмораживали конечности, некоторые замерзали насмерть.
По воспоминаниям другого заключённого, в бараках камеры были переполнены, в камере на 14 человек находилось более 60 арестантов. Во всём бараке, рассчитанном на 100 человек, сидело более 350 человек. В день заключённым выдавали 200 г галет, 175 г консервов, 42 г риса, 10 г соли. При такой дневной норме заключённых заставляли выполнять тяжёлые работы; тех, кто падал от изнеможения, прикладами поднимали французские охранники. По ночам устраивались обыски, с частыми избиениями или отправкой в карцер.
Отсутствовала баня, мыло, смена белья, медицинская помощь. При этом распространились тиф, цинга, дистрофия, паразиты. Температура в бараках была около минус 8 градусов по Цельсию, в результате чего каждую ночь несколько человек умирало от холода.
К июню 1919 года на острове Мудьюг было уже около ста могильных крестов, под многими из которых находились коллективные могилы.
Карцеры-ледники на территории концлагеря на острове Мудьюг
Журналист Люси Эш побывала на острове и пообщалась с местными жителями,потомками очевидцев трагедии.
Вот ее рассказ.
Лодка плывет по реке Двине мимо церквей с их куполами-луковками, складов пиломатериалов и бревен, плавающих в воде. Наконец, она выходит в открытое море, а через час на горизонте появляется коричневое пятно.
Когда мы подходим поближе, я различаю маяк и несколько радиовышек. Как только мои спутники и я выпрыгиваем из лодки на пустынный пляж, нас окружает стая яростно лающих собак. Они не привыкли к посетителям. Единственные люди, которые сегодня живут в этом отдаленном месте — пограничники и пара метеорологов.
Моя коллега Наталья Голышева, выросшая в столице региона, Архангельске — «архангел» именно в том значении, в котором он известен в английском языке — говорит, что у этого места устрашающая репутация. Местные называют его «островом смерти».
«Когда я была маленькая, мне говорили, что если я буду плохо себя вести, то придут белые и заберут меня на Мудьюг, — рассказывает она. — Я этого не понимала, но когда я задавала вопросы: „Что такое Мудьюг? Кто такие белые?", моя бабушка лишь шикала на меня и отворачивалась, показывая, что разговор закончен».
Белые — это антибольшевистские силы, которые образовались после октябрьской революции 1917 года. Они получили свое название из-за светло-кремового цвета униформы, которую носили военные высоких званий в царской армии. Часть из них была реакционными военными офицерами, которые хотели вернуть монархию, другие были умеренными социалистами, реформаторами, купцами, рыбаками или крестьянами.
Когда большевики заполучили власть осенью 1917 года, Россия все еще участвовала в Первой мировой войне — на стороне Великобритании, Франции и США против центральных держав Германии и Австро-Венгрии и их оттоманских союзников.
Однако Ленин пришел к власти, пообещав своим сторонникам не только хлеб насущный и раздел земли аристократов, но также и мир. Когда он подписал мир с Германией, западные правительства быстро вновь открыли этот восточный фронт.
В течение нескольких месяцев десятки тысяч солдат из Великобритании, США, Франции, Канады, Австралии и других стран отправлялись в Россию в рамках того, что стало известно как Союзная интервенция. Часть шла на юг и Дальний Восток России, а 14 тысяч под британским командованием послали в Архангельск, расположенный неподалеку от Полярного круга. Людям было сказано, что их миссия заключается в том, чтобы защищать склады с боеприпасами и помешать Германии организовать базу субмарин.
Однако иностранные войска также приняли сторону белых в начавшейся в России гражданской войне. Некоторые европейские политики, такие как Уинстон Черчилль, беспокоились, не распространится ли коммунизм по всей Европе.
На остров, без судебного решения интервенты, прибывшие на русский север, чтобы помогать Белому движению, ссылали бунтовщиков. И не обязательно только большевиков. По свидетельству хроник, большевиков было меньшинство — всего 9 человек. Остальные из 134 — «смутьяны» все партий и направлений, включая анархистов.
Партия русских заключенных разных сословий.Мудьюг.
Пленные красноармейцы под присмотром американских военных, Архангельск.
Вскоре после того, как союзники прибыли в Архангельск 2 августа 1918 года, они начали задерживать людей. «Они не знали, кому верить, и не могли отличить красных от белых, поэтому решили сажать в тюрьму любого, кто казался подозрительным», — рассказывает Людмила Новикова, московский историк, специализирующийся на постреволюционном периоде истории России.
Когда основная тюрьма города переполнилась, потенциальных возмутителей спокойствия стали отправлять на остров Мудьюг в 70 километрах (45 миль) от Архангельска. Первой партии заключенных пришлось построить в этом пустынном ветреном месте тюремный лагерь для самих себя.
Постепенно лагерь заполнялся новым элементом. На пике численность заключенных составила 1242 человека, из которых большевиков было 22 человека.
Мы идем по пляжу мимо шатких наблюдательных вышек, а затем сворачиваем на тропинку в сосновом лесу. Она приводит нас к нескольким деревянным баракам с ржавой колючей проволокой на окнах.
Дверь открывается со скрипом, и мы входим в длинную спальню с сотнями кроватей, разделенных деревянными панелями. Каждая кажется узкой, словно гроб.
Марина Титова, молодой гид из Архангельска, которая присоединилась к нам в нашей поездке, сидит на одной из кроватей, погруженная в мысли.
Ее прапрадядя Федор Опарин, кровельщик, воевал на фронте против Германии в Первой мировой войне. Он только-только воссоединился со своей женой и маленькой дочерью, как его арестовали и отправили на Мудьюг, по обвинению в том, что он вербовал жителей своей деревни в Красную Армию.
Располагая лишь очень немногими средствами гигиены и не имея сменной одежды, заключенные быстро заражались вшами. Тиф распространялся со скоростью лесного пожара. В целом около тысячи человек были отправлены сюда в заключение, и почти 300 из них умерли — либо в результате болезни, либо будучи застреленными или замученными до смерти.
Мы приехали сюда в сырой и теплый летний день, в воздухе было полно мошкары. Но мне страшно представить, каково здесь арктической зимой, когда температуры могут падать до минус 30. Таблички, оставшиеся от ныне заброшенного музея, указывают на «ледяные камеры», выставленные на произвол стихий, где наказывали непокорных заключенных, которые там либо гибли, либо лишались конечностей в результате обморожения.
Павел Рассказов, радикальный журналист, провел в заключении на Мудьюге несколько месяцев. В своих «Тюремных воспоминаниях», которые в советское время получили большую известность и тщательно изучались, он описывал ужасающие условия и нехватку еды.
Он описывает, что, когда по утрам раздавали сушеный хлеб, «голодные, злые люди с жадными глазами ползли по грязному заплеванному полу, поднимая каждую крошку».
Рассказову удалось выживать в этом месте, в отличие от родственника Марины, Федора Опарина. Согласно одному источнику, он попытался бежать, но был слишком слаб, и его застрелили во время побега. По другой версии событий, его схватили и казнили на следующий день вместе с 13 другими заключенными.
Около небольшого ельника Марина нашла мемориальную доску, посвященную людям, убитым во время попытки к бегству. Когда она кладет две красные гвоздики на крошащийся камень, на деревья опускается облако тумана и начинает накрапывать слабый дождь.
«Возможно, это просто совпадение, — говорит она позже. — Но это было похоже на приветствие из прошлого. Возможно, те заключенные, кто здесь страдал, кто пытался выжить, смогли увидеть, что их помнят».
В советские времена этих людей вспоминали чаще. На невысоком холме около лагеря стоит 25-метровый обелиск, украшенный красной звездой и серпом и молотом. Несколько кусков гранита отвалились, но все еще можно прочитать надпись, которая гласит, что он был возведен в память «патриотов, замученных интервентами».
«Этот монумент виден с любого корабля, который проплывает мимо, — рассказывает историк Людмила Новикова. — Иностранных моряков, посещавших в Архангельск, часто везли на Мудьюг, чтобы напомнить им о тех зверствах, которые были совершены здесь их соотечественниками и правительствами».
Наконец, 2 июня 1919 года англичане передали концлагерь белому правительству Северной области. К этому времени из 1242 арестантов 23 были расстреляны, 310 умерли от болезней и плохого обращения, более 150 человек стали инвалидами.
Сменившие англичан белогвардейцы оказались тоже не подарком. 15 сентября 1919 года в лагере вспыхнуло восстание. 53 человека сумели прорвать проволоку и добрались до берега Сухого моря (пролив, отделяющий остров от материка), где захватили баркасы местных рыбаков и бежали на материк.
Другим повезло меньше. При подавлении восстания было убито 11 человек, 13 расстреляны на следующий день по приговору военно-полевого суда.
РЮМИН Андрей Иванович
(Родился в 189?, ? Селецкой вол. Холмогорского уезда Архангельской губернии - умер после 20.09.1919)
Участник установления Советской власти и Гражданской войны на Севере. Служил на флоте. В марте 1918 на 1-м Холмогорском уездном съезде крестьянских депутатов избран тов. председателем уисполкома. После интервенции, в августе 1918 арестован белогвардейцами, заключен в Архангельскую губернскую тюрьму. Летом 1919 года отправлен в каторжную тюрьму на острове Мудьюг. Один из организаторов и руководителей побега политкаторжан с острова Мудьюг (15.09.1919), был ранен в ногу. Умер в пути
Немедленно после восстания заключенных лагерь был переведен в Йоканьгу (Кольский полуостров) на территорию бывшей военно-морской базы. Окончательно этот концлагерь был ликвидирован в феврале 1920 года, при наступлении войск РККА.
Музей концлагеря острова Мудьюг открыт в 1934 году. С 1938 года он относиться к Архангельскому областному краеведческому музею. В августе 1940 года музей концлагеря острова Мудьюг закрыли, так как сюда перевели воинскую часть ПВО. В 1973 году работу музея концлагеря острова Мудьюг восстановили. Мудьюгский концентрационный лагерь для военнопленных, является единственным сохранившемся объектом времен Первой мировой войны. Главная часть музейной экспозиции – сохранившиеся постройки: барак, карцер, вышки с ограждениями из колючей проволоки.
В последние годы лагерь, практически заброшен. Он приходит в упадок и, скорее всего, через несколько лет исчезнет совсем. Останется только хрупкое белесое небо, откуда души усопших с укором взирают на нас грешных: не чтим память, корежим историю.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Музей на острове Мудьюг, документально доказывающий действия интервентов - закрыт и разрушается. Зато в крайне одиозный мемориал Катынь, построенный на месте совершенно не доказанного расстрела якобы польских офицеров якобы злыми НКВДшниками вваливаются кучи бабла и водятся экскурсии...
Мурманск, памятник жертвам интервенции.
Захоронены 24 человека — жертвы тюрьмы в Йоканьге.
На постаменте высечено:
Жертвам интервенции 1918—1920 гг. Мурманские рабочие и рыбаки в день десятилетия Великого Октября.
Каторжная тюрьма в Иоканьге располагалась на территории бывшей военно-морской базы. Первая партия политических каторжан была доставлена на Иоканьгу 23 сентября 1919. Всего за осень 1919 года в Иоканьгу было брошено 1500 человек из ликвидированной каторжной тюрьмы на острове Мудьюг, из Архангельской губернской тюрьмы, из арестованных в прифронтовой полосе.
Одной из самых позорных и кошмарных страниц в истории интервенции на Севере является - создание Мудьюгской ссыльно-каторжной тюрьмы, через которую прошли сотни человек, многие там же были замучены, расстреляны или погибли от истощения и эпидемий.
Мудьюг - остров в Двинской губе Белого моря. Приобрел жуткую славу в годы господства интервентов на севере, во времена расправы и произвола. Его название произносилось шепотом и вселяло ужас в умах людей того периода. 23 августа 1918 года интервентами здесь был создан концентрационный лагерь для военнопленных. С 2 июня 1919 года он преобразован в ссыльно-каторжную тюрьму, перед которой бледнела Сибирская каторга времен царизма. За нечеловеческие условия содержания заключенных Мудьюг получил название - "остров смерти". Современники говорили -"Кто попал на Мудьюг к жизни не вернется". Это подкрепляется статистикой смертности на острове. Официальной никто не вел, но по приблизительным данным, всего на острове побывало свыше 1200 человек, из них расстреляно и погибло от голода свыше 200 человек. Это только известные цифры!
В туристичесих маршрутах области музей на Мудьюге занимал второе место после Соловков. Сейчас остатки памятников преданы разрушению и попротсу забыты. В подножии памятника капсула с посланием в 2017 год, там есть фраза - "помните этот остров"
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте