Идея германского подводного ракетоносца (как и многие другие) появилась во многом благодаря случайности: у командира подводной лодки (ПЛ) корветтен-капитана Фрица Штейнхоффа был брат - доктор Эрнст Штейнхофф, занимавший один из постов в руководстве на полигоне в Пенемюнде. После долгих дискуссий о возможности использования ракет в подводном флоте братья пришли к общей точке зрения, что привело к проведению первых экспериментов (здесь надо отметить, что Фриц и Эрнст Штейнхоффы были не первыми, проводившими подобные эксперименты - если вас заинтересовал приоритет в этом вопросе, то смотрите Приложение 1).
В течение лета 1942 г. лодка Штейнхоффа была дооборудована шестью пусковыми установками, при этом использовались неуправляемые ракеты армейского образца - 30 cm Wurfkorpe 42 Spreng, а в последующих экспериментах - Schveres Wurfgeraet 41. Ракеты стартовали по наклонной. Естественно, что перезарядить установку можно было только в надводном положении. Эксперименты по запуску ракет с 12-метровой глубины показали, что ракетный двигатель прекрасно работает в толще воды и, более того, запуск из-под воды уменьшал рассеивание и увеличивал дальность полёта ракет. Но Дёниц и его окружение без особого интереса отнеслись к опытам братьев Штейнхофов. Правда, в конце войны на ПЛ основных типов стали монтировать пусковые рамы для неуправляемых ракет, чтобы повысить их боевые возможности, т.к. союзные эскортные корабли всё чаще стали вынуждать немецкие подводные лодки к всплытию - например, при массе ракеты 30 cm Wurfkorpe 42 Spreng в 127 кг её боевая часть содержала 48,5 кг смеси аматола и тротила (50/50), что примерно соответствует 203-мм артиллерийскому снаряду ( это при том, что на немецких ПЛ в лучшем случае стояло 105-мм орудие, а на лодках самой распространённой серии - VII - вообще 88-мм с 9-кг снарядом). Таким образом, 5-ствольные РСЗО вплотную подводили огневую мощь ПЛ к параметрам тяжёлого крейсера.
В дальнейшем, флоты ведущих стран мира отказались от артиллерийского оружия для ПЛ, поэтому данный метод дальнейшего развития не получил.
Применение ракет немецкими подводниками не ограничивается только простыми пехотными ракетами.
В ответ на варварские бомбардировки Германии англо-саксонской авиацией было решено подвергнуть Нью-Йорк ракетному удару.
В 1943 г. появилась идея нанести ракетный удар по Америке ракетами A-4 (V-2) с подводных лодок, несущих водонепроницаемые ракетные контейнеры. Заказ на три таких контейнера был выдан Штетинской судостроительной верфи в декабре 1944 г., но ни один из них так и не был изготовлен до конца войны. В 1944 г. отдельные элементы этого комплекта уже испытывались на Балтике. Согласно проекту, после выхода в район запуска, кормовые отсеки контейнера заполнялись забортной водой и он разворачивался в вертикальное, боевое положение, крышка ракетной шахты откидывалась и по команде с борта ПЛ мог происходить запуск. Однако в ходе испытаний стало ясно, что массовое производство подобных систем пока не под силу германской промышленности. К тому же технические особенности ракеты V-2 не увязывались с тактико-техническими особенностями подводной лодки. V-2 имела жидкостный двигатель, который требовал сложной системы проверок перед запуском. Ракеты нельзя было транспортировать в cнapяжeнном состоянии, применение для работы ракетного двигателя двухкомпонентного жидкого топлива требовало тщательной и долгой проверки узлов этой капризной системы непосредственно перед запуском, то есть, когда ПЛ находилась в надводном положении, а следовательно была наиболее уязвимой. Наконец, лодка с довольно большим буксируемым контейнером ( 30-метровый контейнер с ракетой, заправленной жидким топливом, водяным балластом и контрольной аппаратурой весил 500 тонн) была слишком заметной мишенью для кораблей противолодочной обороны и в подводном положении. Пока подводные лодки XXI серии не вошли в строй, было решено использовать вместо них 6 подводных лодок IХ серии, базировавшиеся в северной Норвегии. Их экипажи начали подготовку рекогносцировочным выходом к берегам Северной Америки, но в середине апреля - начале мая 1945 г. все они были уничтожены противолодочными силами союзников (правда, одна - только после войны), так и не успев выйти в районы предполагаемого пуска ракет (подробнее об этом и о судьбе каждой лодки отдельно см. Приложение 2). Времена "Удара в литавры" прошли к тому времени ПЛО союзников достигла такой силы, что большое количество подводных лодок просто не смогло бы подойти к берегам Америки достаточно близко для эффективного запуска, а удар нескольких прорвавшихся лодок не имел бы ожидаемого материального эффекта, а моральный эффект вряд ли бы принёс большие результаты - ведь шёл последний месяц войны. С появлением более совершенных ракет к столь громоздкому и рискованному способу (транспортировка ракеты в буксируемом контейнере) больше никто не возвращался.
Другим вариантом было размещение на подводных лодках крылатой ракеты V-1 и её запуск из установленных на палубе водонепроницаемых контейнеров. Курировавший разработку подобного оружия Отто Скорцени был явно не в восторге от этой затеи. Вот как он вспоминает о своем ответе Гиммлеру, который, наоборот, был полон энтузиазма: "Как вам известно, положение управляемых рулей устанавливается непосредственно перед пуском и изменение курса в полёте невозможно. Сейчас вероятный разброс составляет около 8 км. Разброс увеличивается ещё больше, если V-1 запускается с самолёта. Разброс, несомненно, станет на порядок больше, когда мы будем использовать подводные лодки: мало того, что пока невозможно определить точные координаты в ночном море или при плохой видимости, - сюда добавляется ещё килевая и бортовая качка, а самое незначительное отклонение при запуске, вызванное малейшим движением корабля, сильно изменит точность попадания. Короче говоря, у нас нет пока уверенности, что ракеты достигнут цели, даже если мишенью будет служить огромный город." Этот проект также остался нереализованным, но он не был забыт, как предыдущий, наоборот, получил довольно длительное развитие после войны, существующее в виде современных ударных лодок, вооружённых крылатыми ракетами. Я хочу отметить, что рассматривался ещё один проект нанесения удара по США - при помощи межконтинентальных ракет (см. Приложение 3). К подводным лодкам он отношения не имеет, но рассказать о нём стоит. После войны в руки военных СССР и США попали образца ракет V-1. У нас ещё в 1944 г были созданы крылатые ракеты КР-10ХН (копия V-1) и двухмоторная КР-16ХН, предназначенные для старта с самолётов. Американцы также скопировали V-1, назвав ракету "Loon" ("Гагара"). У этой ракеты было несколько вариантов - для запуска с наземных направляющих (KUW 1), для запуска с борта бомбардировщиков В-17 и В-29 (JB 2) и с подводных лодок, находящихся в надводном положении (LTV-N-2). На Тихом океане война ещё продолжалась, поэтому американцев интересовала возможность боевого применения новых ракет. До сентября 1945 г. несколько автомобильных и авиационных фирм изготовили около 300 ракет, но применить в бою их не успели. Но вскоре для них нашлись новые цели - береговые объекты Советского Союза. В феврале 1947 г. с переоборудованной ПЛ "Каск" ("Cusk") произвели первый пуск такой ракеты, а затем в носитель "Loon" переоборудовали и ПЛ "Карбонеро"("Carbonero"). Эти лодки были оборудованы палубными контейнерами. В 1947 г. была начата разработка более эффективной крылатой ракеты "Регулус-1", которая могла нести не только обычную, но и ядерную боевую часть, а в 1950 г. начались её испытания.
Выяснились недостатки этой конструкции - в контейнере помещалась только одна ракета; точная оценка взаимного положения пусковой установки и цели была невозможной, что вело к низкой точности стрельбы; длительные предстартовые работы делали находящуюся в надводном положении подводной лодки весьма уязвимой. В результате, в 1957 г. были прекращены эксперименты с "Loon", в 1959 г. прекратили разработку улучшенного "Регулус-2", а затем сняли с вооружения и "Регулус-1"(которым успели оснастить не только ещё 3 подводные лодки (в том числе и атомную, причем все 3 различались расположением ракет), но несколько авианосцев и крейсеров), а его носители переделали в торпедные и десантные - предпочтение отдали более дальнобойным "Поларисам", запускаемым к тому же из подводного положения, что резко повышало шансы выжить. У нас в 1954 г. В.Н. Челомей создал небольшую специальную конструкторскую группу и начал разработку новых крылатых ракет для ПЛ (одновременно к работе над созданием КР приступило КБ Г.М.Бериева, этой ракете дали индекс П-10). У П-10 после всплытия открывалась крышка контейнера, ракету выкатывали, раскрывалось крыло, запускались двигатели и ракета взлетала. П-5 стартовала непосредственно из контейнера, а крыло раскрывалось уже в полёте. В марте 1957 г. был проведён испытательный пуск созданной им КР П-5, также предназначенной для нанесения ударов по береговым объектам. В октябре 1957 г. был проведено совместное испытание П-5 и П-10 при запуске в ПЛ. В 1959 г. 4 ПЛ проекта 613 были переоборудованы в носители П-5 (проект 644 или Whiskey Twin Cilinder) - 2 транспортно-пусковых контейнера находились за рубкой и для стрельбы назад поднимались на 20 градусов. С декабря 1959 по декабря 1963 г. испытывали ракету П-6, предназначенную для поражения вражеских кораблей и судов в открытом море. В 1964 г. эту ракету приняли на вооружение ПЛ 651 и 675 проектов. ПЛ проекта 651 несли ракеты в контейнерах, попарно смонтированных перед рубкой и за ней. В 1965 г. П-5 была снята с вооружения, а в 1991 г. ПЛ проекта 651 были выведены в резерв и списываются; 2 из них были проданы в Голландию под плавучие рестораны. Несмотря на то, что до технологии запуска ракет, которая превратит субмарины в эффективное оружие стратегического значения, оставалось еще 30 лет, эксперименты талантливых немецких конструкторов не пропали даром - им нашли применение по обе стороны "железного занавеса".
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Братья Штейнхоффы не были первыми, кто догадался установить ракеты на подводной лодке - ещё в 1834 г. по проекту генерала Шильдера в Санкт-Петербурге была построена железная подводная лодка водоизмещением 16,4 т. В 1838 г. во время испытаний с неё был осуществлён успешный запуск зажигательных ракет из подводного положения (всего на этой ПЛ было установлено 6 ракет). До той поры в мире было построено несколько удачных образцов ПЛ и запущены десятки тысяч ракет, но совместить это смогли только в России.
Приложение 2
В операции участвовали 6 подводных лодок - U-518, U-546, U-805, U-880, U881 и U-1235. В США узнали о готовящейся операции, но не знали о технической невозможности такой операции, поэтому 8 января 1945 г. адмирал Ионес Ингрэм провёл пресс-конференцию, где открыто заявил о возможности такого шага немцев. Американцы создали мощнейший противолодочный рубеж из двух линий, в каждой из которых находились два авианосца с кораблями охранения. Первая линия рубежа проходила у берегов Исландии в 1500 милях от американского побережья. Интенсивный поиск американские корабли начали 11 апреля 1945 г. Авиация противолодочного барража успешно обнаруживала немецкие ПЛ в надводном положении, которые из-за сильного волнения не могли заряжать батареи под шнорхелем. Субмарины всплывали и уничтожались надводными кораблями U-1235 была потоплена 15 апреля 1945 г. Северной Атлантике глубинными бомбами американских эсминцев "Stanton" и "Frost". Погиб весь экипаж - 57 человек. U-880 была потоплена 16 апреля 1945 г. в Северной Атлантике глубинными бомбами американских эсминцев "Stanton" и "Frost". Погиб весь экипаж - 49 человек. 21 апреля весь противолодочный рубеж двинулся в восточном направлении, тщательно прочёсывая прибрежные воды. U-518 была потоплена 22 апреля 1945 г. северо-западнее Азорских островов глубинными бомбами американских эсминцев "Carter" и "Neal A Scott". Погиб весь экипаж - 56 человек. U-546 была потоплена 24 апреля 1945 г. северо-западнее Азорских островов глубинными бомбами американских эсминцев "Flaherty", "Neunzer", "Chatelain", "Varian", "Hubbard', "Janssen", "Pillsbury" и "Keith" после долгих поисков, в ходе боя немецкие подводники под командованием капитан-лейтенанта Пауля Юста потопили миноносец "Фредерик К. Дэвис". Погибли 26 человек, спаслось 33 человека. Допрос оставшихся в живых показал, что никаких ракет эти ПЛ не несли, но Ингрэм не спешил отменять поиск. U-881 была потоплена 6 мая 1945 г. юго-восточнее Ньюфаундленда. Погиб весь экипаж 53 человека U-805 была потоплена 14 мая 1945 г. около Портсмута (штат Нью-Гемпшир)
В конце 1944 г. было предложено обстрелять Вашингтон и Нью-Йорк межконтинентальными ракетами А-9/А-10. Эта ракета была двухступенчатой. Первая ступень (А-10) длиной 20 м и массой 87 тонн вмещала 62 тонны жидкого горючего и приводилась в движение ракетным двигателем тягой 1,962 МН, работавшим 50 секунд. Потолок расчётной траектории составлял 350 км. Вторая ступень представляла собой ракету А-9 ( доработанный вариант ракеты А-4b, которая в свою очередь была ни чем иным, как "V-2", но с крыльями), она отделялась после включения собственного двигателя на дальности около 4500 км. Таким образом, израсходовав 70 тонн дефицитного в конце войны в Германии топлива, к цели была бы доставлена только тонна ВВ. Поэтому ни о каких масштабных разрушениях речи идти не могло, а для достижения психологического эффекта наибольшее значение приобретала точность попадания. Для этого решили наводить ракеты при помощи радиосигналов, причём не с места запуска, а из района цели. Для этого германская агентура должна была установить специальные радиомаяки на крышах небоскрёбов и в нужный момент привести их в действие. Гитлер и его окружение приняли это предложение, полагая, что если бы удалось уничтожить таким способом, например, "Эмпайр стейт билдинг", да ещё предварительно сообщить по радио, что это произойдёт в определённый день и час, то в городе началась бы паника, а серия таких ударов, по их мнению, привела бы к деморализации всех Соединённых штатов и их выходу из войны. ( Здесь надо отметить, что нацистская верхушка ошибалась, ибо, как показывает опты, все санкционированные правительством акции, направленные на запугивание населения - бомбардировки английских и немецких городов, недавние взрывы в Москве и Волгодонске - дают противоположный эффект: народ теснее сплачивается вокруг правительства и ведёт войну с ещё большим ожесточением ) Поздним вечером 29 ноября 1944 г. во Французской бухте залива Мэн всплыла ПЛ U-1230, и два члена её экипажа в надувной лодке доставили на берег двух диверсантов, прошедших подготовку в лаборатории концерна "Сименс", где их обучали наведению ракет на цель с помощью радиосигналов - Эриха Гимпеля (офицера РСХА, имевшего опыт разведывательной работы в Великобритании и США, также он был резидентом в Перу) и Уильямом Колпагом (Colepaugh, американец немецкого происхождения, завербованный германским консулом в Бостоне, к тому времени выполнил несколько заданий и через Аргентину и Португалию был переправлен в Германию). После высадки диверсанты пошли к дороге, где их заметил школьник, сказавший об этом своему отцу - местному шерифу, который сообщил ФБР. В ФБР из перехватов "Энигмы" знали о том, что U-1230 выполняет "специальное задание" в том районе, и устроили облаву. Но Гимпель и Колпаг ушли от облавы и порознь добрались до Нью-Йорка. Там Колпаг с помощью своих прежних знакомых попытался устроиться на работу в высотные здания. Но завербованный им помощник выдал его ФБР. Колпаг был арестован и на первом допросе выдал Гимпеля, правда, он не знал его местонахождение. Несколько недель шла крупнейшая в США в военные годы облава с участием тысяч агентов. Наконец, 30 декабря 1944 г. Гимпель был арестован. Обоих диверсантов обвинили в шпионаже и приговорили к смерти, но после войны президент Трумен смягчил приговор.
Провал этой операции привёл к созданию проекта пилотируемого варианта А-9/А-10. Тогда же Геринг поручил Скорцени подобрать личный состав для пилотирования этих ракет. По разным сведениям Скорцени набрал 100-500 человек. Причём фон Браун не собирался делать из них европейских камикадзе (как пишет об использовании смертников Скорцени в своих мемуарах, "Фюрер, однако, эту идею отверг, видимо, из чисто философских соображений; он утверждал, что такие жертвы не соответствуют ни характеру белой расы, ни европейскому менталитету ") - после наведения ракеты пилот должен был выброситься с парашютом над заданным местом в океане, где его ждала бы подводная лодка. Но воплотить этот проект в жизнь не успели - русские солдаты, воюя в нечеловеческих условиях, питаясь черным хлебом и ленд-лизовской тушенкой, спасли западную цивилизацию от технических чудес Третьего рейха. Источники Боечин И. Единственные в своём роде // "Техника-молодёжи", 1996 г., № 9 Гагин В.В. Советские атомные подводные лодки . "Полиграф", Воронеж, 1995 г. Гагин В.В. Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки. "Полиграф", Воронеж, 1996 г. Курушин М.Ю. Стальные гробы рейха. "Вече", М., 1999 г. Ненахов Ю.Ю. "Чудо-оружие" Третьего рейха. Минск, "Харвест", 1999 г. Овчинников В. Горячий пепел. М., "Правда", 1987 г. Скорцени О. Секретные задания РСХА // Короли диверсий. "Прибой", 1997 г.
DDD про это даже и не знал... Интересная статья..., Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте