В истории Второй мировой войны можно отметить великое множество неудачных, провальных или даже катастрофических боевых операций — приведём как пример позорную сдачу англичанами Сингапура, гибель советской Второй ударной армии на Волховском фронте, Сталинградский котёл Паулюса, наконец, небезызвестный «Рейд на Дьепп» — несть им числа, а война — это не столько марш под оркестр с развёрнутыми знаменами, сколько тяжёлая и неблагодарная работа, успешный результат которой далеко не всегда очевиден.
Особое место в долгом списке военных «неудач» занимает так называемая операция «Коттедж», проведённая американскими войсками на Тихоокеанском театре военных действий — причём с технической точки зрения операция была абсолютно успешна: США вернули себе контроль над ранее захваченным японцами и стратегически важным островом Кыска Алеутской гряды. Захват острова обошёлся американской армии более чем в 300 военнослужащих убитыми и ранеными — не слишком много, но и весьма немало, особенно если учитывать, что у японцев потерь не было вообще, а если ещё точнее — подданные божественного Хирохито на Кыске отсутствовали как категория бытия. Их там не было.
Упомянутый выше «Рейд на Дьепп», безусловно, входит в первую пятёрку наиболее идиотских боевых операций Второй мировой, но бессмысленная гибель английских и канадских спецназовцев и почти тридцати танков была оправдана хотя бы с политико-пропагандистской точки зрения — премьер Черчилль хотел показать Сталину, что открытие Второго фронта в 1942 году принципиально невозможно. Однако возглавляет этот печальный список именно операция «Коттедж» — начавшаяся спустя год после Дьеппской авантюры британцев...
Начало войны
Боевые действия на Тихом океане беспрерывно велись с 1937 года, когда стычка между солдатами Китайской республики и Квантунской армией японского императора на мосту Марко Поло привела к началу Второй японо-китайской войны. В 1938–1939 годах, поскольку обе страны были уже втянуты в разгорающуюся Вторую мировую, японцы предприняли попытку экспансии и на север, но были остановлены советскими войсками в битве у Халкин-Гола. Тут следовало бы сказать, что «европоцентричная» концепция Второй мировой, полагающая началом таковой 1 сентября 1939 года, может быть пересмотрена, и истинным стартом глобального конфликта можно считать именно инцидент на мосту Лугоцяо.
В 1941 году США, Великобритания и Голландия договорились о запрете поставок в Японию стали и нефти — необходимых для войны ресурсов. В ответ на это императорские войска одновременно атаковали британские колонии (Гонконг, Филиппины, Таиланд и Малайзию) и американскую базу Перл-Харбор. Союзнические войска оказались неспособны противостоять напору японцев — началась масштабная экспансия на Тихом океане.
Воодушевлённые чередой военных успехов, японцы расширяли фронт практически во всех направлениях. В 1942 году они создали стратегически важные форпосты на островах Атту и Кыска, принадлежащих Алеутскому архипелагу. На этих вулканических образованиях, предположительно некогда соединяющих Евразию и Америку, находилась лишь одинокая метеорологическая станция ВМФ США, передававшая сводки погоды, штат которой состоял из десяти матросов. Все они, кроме одного человека, были взяты в плен. Один американский военнослужащий бежал в горы, где провёл 50 дней, после чего также сдался в плен. Именно с этими островами и связана наша история.
Что характерно, захват Атту и Кыски был совершен 6–7 июня, тогда как американцы узнали об этом только 10-го числа. Изначально японцы планировали захватить большую территорию, но операцию по захвату острова Адак адмирал Ямамото отменил из-за поражения у атолла Мидуэй.
Помимо приобретения выгодной стратегической позиции, с захватом островов японцы нанесли урон американскому самолюбию. Впервые с Англо-американской войны 1812–15 годов противнику достался клочок американской земли!
Битва за Атту
Операции «Коттедж» предшествовала операция «Песчаный краб» по освобождению острова Атта, проведенная янки с 11 по 30 мая 1943 года. Японский форпост на острове Атта был существенно меньше базы на Кыске, и американский адмирал Томас Кинкейд решил сначала нанести удар по слабой цели. Захват острова Атта обеспечивал американцам контроль над местностью и возможность изолировать Кыску от снабжения. Для операции были задействованы линкоры «Невада», «Пенсильвания» и «Айдахо», авианосец «Нассау», большое количество крейсеров и эсминцев, подводные лодки. Десант обеспечивался 7-й пехотной дивизией. Американцы весьма основательно подготовились к взятию острова.
11 мая началась высадка десанта. Не встретив сопротивления, американские солдаты стали продвигаться вглубь острова к основной японской базе. Пересечённая местность затрудняла движение, холодная и ненастная погода изматывала солдат. Ко всему прочему, японцев на острове оказалось значительно больше, чем сообщала разведка, причём они оказали отчаянное сопротивление. Защищавший остров полковник Ясуо Ямасаки повёл последнюю тысячу своих солдат в рукопашную контратаку.
Бои за остров велись три недели. В результате этой операции американцы потеряли 549 человек убитыми, 1148 ранеными и около 2000 небоевыми потерями от болезней и обморожений. Но настоящая неудача ждала американцев впереди.
Некоторые особенности логистики на Тихоокеанском ТВД (по материалам С. Сигачева)
Здесь хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление и прояснить один из важнейших вопросов — а как, собственно, воевали американцы на театре с катастрофически растянутыми морскими коммуникациями?
Американские адмиралы на Тихоокеанском ТВД действительно столкнулись с крайне нестандартной ситуацией, которая ранее не возникала перед военными игроками в Мировом Океане, и в итоге за три года сумели разрешить её планомерно, грамотно и самое главное — системно. И именно оттуда, из того уникального опыта, и выросло в начале 50-х понятие «контейнера» как стандартизованной и унифицированной транспортной единицы снабжения и вообще понятие пакетных перевозок и всеобщей унификации единицы разнородного груза. Это прозвучит странно, но до Тихоокеанской кампании Второй мировой люди нашей планеты контейнеров с паллетами не знали и до этого не додумались. Даже гениальные систематизаторы немцы, придумавшие канистру для топлива (не зря она в английском так и зовется – jerrycan).
Не надо путать логистические задачи с задачами снабжения войск. Между ними есть тонкая, но ощущаемая разница. Из чего вообще возникла современная логистика и почему она отличается от снабжения, и военного снабжения в частности? Она выросла из вычленения и формализации имеющихся ограничений и подхода к снабжению как к математике — к транспортной задаче.
Так вот, только на Тихом океане к 1943 г. американцев возникло уникальное стечение нескольких задач:
не только временный дефицит ресурсов (как и всегда на войне); не только дефицит транспортных средств доставки (вызванный мобилизацией сил и/или одновременным противодействием противника на коммуникациях); но ещё и ничтожно малые географически возможные варианты площадей (точек) размещения складов — промежуточных и основных, на атоллах и островах; кроме того, гигантские расстояния плеча доставки — до 14 000 км; а самое главное — практически полное отсутствие ресурсов на месте в точке снабжения, при огромной номенклатуре и разнокалиберности потребных материалов и большом размере снабжаемых военно-морских соединений и экспедиционных сил.
Чем ситуация для тихоокеанского адмирала принципиально отличалась от ситуации атлантического адмирала US Navy?
Как пример. В Англию шли конвои с материалами. Там было до 1944 г. сильное противодействие ПЛ немцев, и до 1943-го был острый недостаток судов снабжения. То есть — серьёзные ограничения были. Однако перед американским адмиралом на Атлантике в принципе не стояла задача снабжения группировки абсолютно всем: на месте, в Британии, можно было взять, например, все виды гвоздей, цемент, дерево, часть номенклатуры взрывчатых веществ, часть номенклатуры металлов и даже бронесплавов, и так далее. У атлантического адмирала не стоял вопрос расчёта и дефицита складских мощностей — сколько надо, столько и дадут со складов (пирсов, погрузочных мощностей) на месте. Инфраструктура развита. Во время наступления склады затем можно разместить в тылу, в удобном месте без особых ограничений, с тысячами возможных вариантов. Кроме того, плечо доставки — через Ньюфаундленд и Исландию — 2000 плюс 3000–3500 км. Вполне подъёмно.
А вот у тихоокеанского адмирала этот вопрос стоял, и стоял остро. На атоллах и островах Тихого океана не было ничего, площади были жёстко ограничены. Если не снабдил заранее — и не будет ничего, ты ничего не перехватишь на недельку у английского коллеги, даже по мелочи. Давайте посмотрим на карту Тихого океана, где можно разместить промежуточные склады — между Гавайями, Иводзимой, Формозой и Австралией? Там будет не более 20–30 возможных точек на гигантскую площадь в 20–25 млн кв.км. И нет почти никаких наличных ресурсов. Завозить надо всё.
Номенклатура — огромная. Попробуйте-ка одновременно снабжать 1) экспедиционные силы Макартура; 2) гигантские соединения Хэлси, и всё это —на расстоянии плеча в 11–15 тыс.км.
А сколько надо ресурсов в сутки, скажем, соединениям Хэлси, с его 250 корабельными единицами и огромной номенклатурой вооружений, видов топлива, масел, провианта, воды, одежды, металла и так далее, если они крейсируют в море Сибуян у Филиппин, и снабжение идёт через 3–4 перевалочных точки в океане? Среднее расстояние прохождения груза при этом больше, чем от Лондона до Южно-Сахалинска через Ла-Манш, европейские дороги, Транссиб и Татарский пролив. Прикиньте путь груза от индустрии Чикаго, через Сан-Диего, распредпункт на Гавайях, затем через пару атоллов, затерянных в океане, и до флота у Филиппин.
Отсюда и пошла попытка постановки транспортной задачи в том виде, в каком мы её сейчас знаем. Математикой. Потребная номенклатура ресурсов, оборот судна снабжения, расчёт объёма склада в промежуточной точке, подсчёт расстояния, и т.п. Классические квартирмейстеры и снабженцы-тыловики просто не могли адекватно справиться с такой сложностью задачи, и американцы пошли по новому пути. Отсюда же и там же родилась и концепция «контейнера»: однородной пакетной единицы груза, унифицированной для массовой перевозки, со стандартизованными же средствами крепления и оснастки. И это всё было придумано не от хорошей жизни, а от острой потребности решения задачи крупномасштабной дальней доставки.
Именно американцы в период Второй мировой изобрели математическую логистику.
Операция «Коттедж»
Вернёмся, однако, на Алеутские острова. После долгого и тяжёлого взятия Атту американцы начали готовиться к операции «Коттедж» — атаки на вторую базу Кыски. Американская разведка докладывала, что гарнизон острова составляет приблизительно 10 000 императорских солдат. Учитывая ошибки во время «Песчаного краба», вражеских солдат могло быть и больше. Перспектива затяжных боёв также совершенно не устраивала американцев: на холод и болезни пришлась половина всех жертв битвы за Атту.
Итак, было необходимо действовать быстро. Единственный шанс взять остров с минимальными потерями — стремительная высадка десанта и проход вглубь до японской базы.
Численность американских войск превышала 34 000 человек, из них около 5000 — канадцы. Весьма впечатляющие цифра для острова, протянутого всего на 35 километров. Канадский же интерес на фронте Тихого океана появился после того, как 20 июня 1942 года японцы расстреляли канадский маяк на острове Ванкувер, и правительство Канады приняло решение помочь США в операциях на данном ТВД.
Ранее американцы высадились на острове Адак, ставшем крупнейшей базой на этом военном фронте. С его авиабазы остров Кыска регулярно подвергался авианалётам, корабли вели обстрелы с моря, чтобы не позволить японцам возвести серьёзные укрепления. Впрочем, работа авиации постоянно усложнялась сильным и переменчивым ветром, частенько бомбардировщикам и штурмовиками приходилось летать только по приборам.
На острове имелось несколько бухт, пригодных для стоянки крупных кораблей, и все они были взяты под контроль американским флотом. 5 июля 1942 года подводная лодка «Тритон» затопила японский эсминец «Ненохи». Три эскадренных миноносца были уничтожены американской субмариной «Гроулер».
Но захват острова был возможен только высадкой десанта, для чего американцы разработали операцию «Коттедж». Собственно наземная атака была назначена на 15 августа 1943 года.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
12 августа 1943 года с острова Адак отправилась крупная экспедиция — в назначенный день операции первая группа войск высадилась на берег. Располагая ложной информацией о приливах и отливах, корабли не смогли вплотную подойти к берегу, десантные лодки образовали затор на отмели, солдаты торопливо и неорганизованно высаживались на берег. К счастью для них, никакого сопротивления со стороны японцев оказано не было. Впрочем, ветеранов битвы за Атту это нисколько не удивило — американцы ждали серьёзной засады в глубине острова.
В 6:21 утра главные десантные силы при поддержке корабельной артиллерии начали высадку. На следующий день на берег высадились оставшиеся силы, включая канадский десант. К удивлению американского командования, сопротивления вновь оказано не было. Солдатам было запрещено разбивать лагерь, первую ночь морская пехота провела в походе, чтобы пройти как можно дальше к центру острова. По воспоминаниям ветеранов, это был «типичный алеутский вечер»: густой, как гороховый суп, туман, дождь и промозглый холод. Коварная погода силами тумана, ветра и человеческого воображения рисовала опасность буквально на каждом углу, превращая деревья в причудливые фигуры японских снайперов.
Было решено занять заранее выбранные позиции в горах. И снова движению американцев не мешало ничего, кроме холода и дождей. Низменная часть острова выглядела кошмарно — лишённая лесов, но покрытая густой травой тундра, болотистый слой почвы достигал глубины несколько футов. К августу, когда и проходила операция «Коттедж», большая часть Кыски была покрыта густым, не рассеивающимся даже при сильном ветре туманом.
Десант продвигался по острову крайне медленно и осторожно, тщательно выверяя каждый свой шаг и постоянно ожидая засады. Из-за чрезвычайного напряжения солдаты то и дело становились жертвами «дружественного огня»: за японцев начали принимать соседние отряды, идущие на небольшом расстоянии. Радиосвязь на острове была очень плохой, карты не точные — согласовывать движение было чрезвычайно сложно. У военных попросту сдавали нервы.
Ситуацию усугубляло ещё и то, что все американские СМИ пристально следили за операцией. Все считали, что цена победы будет очень высокой, потери намного превысят захват Атту. Командование знало, что внимание радио и газет приковано к событиям на Алеутских островах, и пыталось соответствовать ожиданиям общественности — то есть, провести высадку и захват острова максимально быстро и успешно.
Только на исходе второго дня, когда разведка достигла бухты Гертруда, где и должны были располагаться главные силы противника, стало ясно, что японцев на острове попросту нет.
Японские ВМФ в составе двух крейсеров и десяти эскадренных миноносцев 28 июля под прикрытием сильного тумана успешно произвели стремительный бросок к острову Кыска. Прижавшись к берегу, в течение 45 минут корабли приняли на борт более 5000 человек (разумеется, в численности японских солдат американская разведка тоже ошиблась), и только по пути обратно крейсер «Абукума» столкнулся с американской подводной лодкой. Остальной союзнический флот в это время уходил принимать топливо, а самолёты не вели разведку по причине всё того же тумана. В течение трёх недель американцы воевали за остров с несуществующим противником — единственными живыми существами на острове были бродячие собаки, прикормленные японцами.
Погибло от «дружественного огня», было смертельно ранено и пропало без вести 313 военнослужащих. В число потерь во время этого блестящего сражения следует включить и новейший эсминец «Эбнер Рид», подорвавшийся на случайной японской мине — погибли семьдесят моряков.
Формально операция прошла успешно. Быстро, оперативно произведён захват острова, стратегический пункт перешёл под контроль американской армии. Но это именно тот случай, когда «формально — правильно, а по сути — издевательство».
Вокруг каждой малопонятной истории всегда появляется конспирологическая теория, в которой отсутствие фактов прекрасно объясняется их сокрытием. Кто-то считает, что Рузвельт специально сдал Пёрл-Харбор, чтобы ввязать США во Вторую мировую войну. Кто-то винит американское правительство в трагедии 11 сентября. Подобная судьба не минула и операцию «Коттедж».
Есть мнение, что за три недели до операции американские бомбардировщики приземлились на остров для разведки, так как за их полёт не было ни одного зенитного выстрела. Разумеется, об этом сразу же доложили руководству, но Томас Кинкейд не стал отменять «Коттедж» либо из-за того, что хотел записать на свой счёт успешный захват острова, либо решив устроить солдатам учения. Учитывая то, что без жертв высадка не обошлась, обе этих версии выглядят просто чудовищно.
Впрочем, конспирология — наука неточная, и мы будем считать, что «Коттедж» являлся следствием сразу нескольких наложившихся факторов: некомпетентность разведки, кошмарные погодные условия, не менее ужасная связь между подразделениями и шапкозакидательские настроения командования. В итоге много тысяч морпехов, сотни самолётов и десятки тяжёлых кораблей целый месяц воевали с пустым островом.
Источник - warspot.ru
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте