Материал основан на воспоминаниях В.С. Чумакова (ПО "Стройтехника"), Е.Б.Новика (трест "Донецкшахтопроходка"), Р. Сарычева (треста "Мостострой № 1), Г.Д. Лыкова (СУ № 605), М.П.Цивилева (генерал-майор ГО), О.И. Галяса и А.А. Носача (инженерные войска).
Рабочая группа, середина мая 1986 г. Председатель ПК Ведерников Г.Г. третий справа.
Ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы, сооружение саркофага для взорвавшегося реактора потребовала привлечения для работ в зонах заражения самой современной на то время техники и тысяч специалистов и строителей.
Для удержания расплава раскаленного топлива в случае его движения вниз по разрушенным коммуникациям и строительным конструкциям реактора было необходимо сооружение так называемой "подушки" - железобетонного монолита размером 30х30х2,5 м. Внутри этой гигантской плиты должны были размещаться трубы для охлаждения пространства под реактором и необходимая аппаратура контроля. Проходка штольни была поручена предприятиям "Донецкшахтопроходка" и "Мосбассшахтострой"; в работах также принимали участие Минэнерго СССР и Минсредмаш СССР. Сразу вслед за шахтерами двигались бетонщики, срочно прибывшие со строительства Рогунской ГЭС.
Сначала была сделана попытка пробурить под реактор скважины с обсадкой трубами диаметром 6 дюймов силами "Минтрансстроя". Однако из этого ничего не получилось, и оставался единственный способ - проходка штрека под основание реактора. Срок на проходку ствола и штрека был дан в 1 месяц.
12 мая первая группа проходчиков приступила к выполнению аварийных работ. На объект был доставлен проходческий щит из Киева; оттуда же поставлялись железобетонные тюбинги. Из Донецка доставили все остальное проходческое оборудование: насосы, компрессоры, материалы и т.д. Работы начались с углубления котлована (к началу работ его глубина была около 5 метров) до проектной отметки 6,5-7 м. ранее котлован был отрыт силами Минтрансстроя при попытке бурить скважины под реактор. Так как удалось достичь проектной требуемой отметки открытым способом (около 7 м), то необходимость в проходке вертикального ствола отпала. В связи с большой зараженностью места работ котлован был укрыт специальной пленкой, и благодаря этим мерам уровень радиации в котловане не превышал 1 рентген/час. В котловане был смонтирован проходческий щит, и прямо из котлована начали проходку штрека. Работы осуществлялись в соответствии со строгим графиком, в высоком темпе. К сожалению, разрушение породы приходилось производилось вручную, отбойными молотками; погрузка - лопатами; откатка - вагонетками вручную. Единственно, что было механизировано - это установка железобетонных тюбингов, которая осуществлялась с помощью проходческого щита, который служил одновременно и временной передовой крепью и практически отработал без поломок.
Штрек длиной около 170 п.м. под аварийный реактор был пройден и закреплен постоянной крепью за 13 суток.
Тресту "Мостострой № 1" было поручено возведение моста через реку Припять. С целью уменьшения радиации был организован намыв площадки песком в районе предстоящего строительства. После этого сюда была подведена высоковольтная линия, установлены понижающие трансформаторы, т.е. обеспечено энергоснабжение объекта.
Главмостосрой утвердил схему моста с применением стальных коробчатых пролетных строений, которые включали в себя самые прогрессивные решения в области отечественного мостостроения. Монтажные блоки пролетных строений предусматривали высокую заводскую готовность, монтажные стыки на высокопрочных болтах и электросварке, проезжую часть - из стальных ортотропных плит.
Сооружение опор производилось на бурообсадных стойках использованием для бурения высокопроизводительных машин и установкой в скважины стальных труб. По буровым столбам устраивали монолитный железобетонный ростверк на высоту, превышающую уровень ледохода. Далее, до необходимой отметки, тело опор составляли типовые сборные железобетонные блоки. Полунавесной монтаж пролетных строений осуществлялся с помощью козлового крана грузоподъемностью 65 тонн, для перемещения которого через русло реки навели стальную эстакаду с разводным пролетом для пропуска судов. Помимо основного объема работ велись берегоукрепительные работы, расчистка русла.
Для расхолаживания активной зоны была сооружена водоохлаждаемая подфундаментная плита. Бетонирование подфундаментной плиты было поручено объединению "Союзгидроспецстрой" Мосэнерго СССР, институту "Гидроспецпроект" - разработка проекта укладки бетона; к разработке предпроектных предложений был привлечен институт "Оргэнергострой".
Конструкция железобетонной подфундаментной плиты имела размеры в плане 30х30,0 м и толщину 2,5 м. армирование плиты в нижней части осуществлялось арматурными стержнями класса А III диаметром 25 мм с шагом 100 мм в продольном и поперечном направлениях. В средней части плиты расположены регистры водяного охлаждения, составленные из металлических труб диаметром 100 мм. Над регистрами охлаждения предусмотрено защитное покрытие из графитовых плит; кроме того, в теле плиты предусмотрены датчики для обеспечения контроля за температурным режимом системы охлаждения подфундаментной плиты. В дополнение к указанным элементам конструкций предусмотрена система трубопроводов для цементации контакта фундаментной и подфундаментной плит. Срок сооружения плиты был ограничен 25 днями.
Прокладка тоннеля для сооружения "подушки" под 4-м энергоблоком.
Проанализировав все факторы, решили выемку грунта подфундаментного пространства осуществлять захватами шириной по 1,5 м по обе стороны от проходной штольни, проходящей в центральной части плиты, а монтаж регистров охлаждения и бетонирование плиты - производить захватками шириной по 3 м. Это позволило ограничить ширину неподкрепленной части фундамента аварийного реактора в пределах 4,5 м и довести до минимума объем подземных монтажных и сварочных работ.
Чтобы обеспечить нормальные условия производства всего комплекса подземных работ в стесненных условиях и с повышенным тепловыделением, были обустроены системы вентиляции, воздухоохлаждения и комплекты индивидуальных средств защиты работающих. После окончания бетонирования одной захватки шириной 3 м выполнялась проходка в грунте еще двух захваток по 1,5 м, и цикл монтажа регистров и бетонирования плиты повторялся. Для бетонирования плиты необходимо было применить бетононасосы, установленные на поверхности на расстоянии не менее 50 м от устья проходной штольни. С учетом длины самой штольни дальность подачи бетона бетононасосом составляла более 200 м. было принято решение о применении импортных бетононасосов фирмы "Путцмастер" производительностью 40-80 куб.м/ч и фирмы "Швинг" производительностью 30-50 куб.м/ч.
Устройство опалубки отдельных блоков осложнялось необходимостью пропуска арматуры и многочисленных трубопроводов, что затрудняло применение инвентарных щитов. Кроме этого, для снятия щитовой опалубки потребовалось бы время на выдержку бетона и демонтаж щитов, что также увеличивало бы продолжительность бетонных работ. Поэтому было принято решение применить несъемную сетчатую опалубку, позволявшую легко устанавливать выпуски из блока бетонирования арматурных стержней и различных трубопроводов.
Для размещения бетононасосов на поверхности в 50 и 150 м от устья штольни было сооружено два здания из фундаментных блоков, обшитых свинцовым листом. Бетонную смесь перевозили из г. Вышгорода и п. Копачи, где перегружали в автобетоносмесители и затем доставляли к бетононасосам на площадку. По бетоноводу диаметром 150 мм бетон подавался в блок бетонирования. Стесненные условия в блоках бетонирования требовали укладки смеси без вибрирования, в связи с чем применялся литой бетон с осадкой конуса 18-22 см. Работы были произведены в предельно сжатые сроки.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Для строительно-восстановительных работ в распоряжения строителей поступала самая совершенная отечественная и зарубежная техника. Заказы Чернобыля изготавливались заводами в короткие сроки. Так, например, заказ на изготовление несущих конструкций перекрытия реакторного зала был размещен на Днепропетровский завод им. Жданова 27 августа, а с 5 по 8 сентября 320 тонн металлоконструкций большепролетных балок были не только изготовлены, но и вывезены для сборки на площадку около станции. На подаче бетона работали производительные бетононасосы, автобетононасосы. Автобетононасосы западногерманских фирм "Путцмайстер" и "Швинг" имели стрелы для подачи бетона до 52 и 46 м, оборудованы выносными пультами управления и телекамерами. Объем укладки одним автобетононасосом в сутки доходил до 1200 кубических метров бетона.
На фото справа - Лыков Г.Д., начальник СУ № 605.
На монтаже металлоконструкций использовались уникальные краны фирмы "Демаг" с грузоподъемностью основной стрелы до 600 т. этими кранами осуществлялся монтаж укрупненных блоков металлоконструкций весом 160-180 т. при вылете стрелы до 78 м, высоте монтажного уровня 63 метра.
На вывозке бетона было задействовано 108 автобетоносмесителей (миксеров) Туймазинского завода и 80 автосамосвалов Минского автозавода. Вывозка щебня, суточная доставка которого в отдельные дни доходила до 3 тыс. кубометров, осуществлялась автосамосвалами КРАЗ, имеющими защищенные от радиации кабины.
Долговременная консервация разрушенного блока ЧАЭС с помощью защитного сооружения "Саркофаг", предотвращающего утечку радиоактивных веществ, началась с проектных работ (май-август 1986 г., частично велись параллельно со строительством) и закончилась в ноябре 1986 года.
Вначале планировалась установка временной защитной крыши ("Зонта") для сокращения выбросов радиоактивных веществ в окружающую атмосферу. Однако в ходе подготовки ее к установке (летные испытания "Зонта" на вертолетной площадке) произошел обрыв узла крепления троса с защитной крышей к вертолету после его взлета. "Зонт" пришел в полную негодность и от этого варианта пришлось отказаться. Сооружение "Саркофага" велось Управлением строительства № 605 круглосуточно. Работы начались с создания разделительной стены между 3-м и 4-м ЭБ (стена биологической защиты). Участие строителей в работах было жестко ограничено из-за высоких уровней радиации. Подача бетона в "тело" "Саркофага" осуществлялась управляемыми на расстоянии бетононасосами. Монтажные работы также проводились под наблюдением телекамер.
Фактически "Саркофаг" не является полностью герметичным. Смонтированные теплообменные и вентиляционные системы (с фильтрами) поддерживают внутри заданные условия. Установлены диагностическая аппаратура и средства контроля.
В ликвидации последствий аварии принимали участники подрывники. От качества проведенных подрывных действий зависело развертывание первоочередных работ по ликвидации последствий катастрофы. 9 мая было произведено три направленных взрыва, и уже спустя несколько часов после осадки продуктов взрыва и пыли к работе приступили другие подразделения. Они проложили трубопроводы для закачки жидкого бетона в зону реактора. Через 6 часов по трубопроводам пошел жидкий бетон.
Саперы положили первый бетон и фундаментальные блоки в основание укрытия, создав необходимые условия для строителей, обеспечив максимальную безопасность. Расчищенную саперами территорию вокруг поврежденного реактора уже заняли строители. Их силами началось возведение самого этого укрытия.
Возведение "Саркофага".
В процессе подготовительных работ по дезактивации кровли 3-го энергоблока потребовалось пробить отверстие в стене одного из помещений под крышей блока. Это было выполнено также с помощью саперов.
Для работ на кровле кранами подавались механизмы, аппаратура. Один из кранов вышел из строя и своим простоем задерживал работу. Нужно было его убрать и подвести другой. Все попытки убрать кран не увенчались успехом. За помощью обратились к саперам. После осмотра крана группа добровольцев решила его отбуксировать, и эта попытка удалась. Это позволило сохранить дорогостоящий и необходимый кран и подвести другой уникальный кран к поврежденному реактору, но на его пути стояли шесть огромных резервуаров с водородом. Прокладка другого маршрута, в обход резервуаров, требовала времени. Экипажи ИМР-ов за считанные минуты в сложнейших условиях сумели решить эту задачу, сняв резервуары.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Большое внимание уделялось чистоте вод Днепра и Киевского моря. Реально существовавшая угроза их загрязнения быстро была ликвидирована в основном благодаря успешным действиям инженерных войск. Буквально в считанные дни была проделана колоссальная работа по устройству системы насыпных дамб вдоль реки Припять, предотвративших возможный смыв радиоактивных веществ в реку. В этих работах также принимали участие специалисты ПО "Стройтехника". Вслед за этим развернулись широким фронтом работы по созданию системы водоохранных сооружений в бассейне рек Уж, Припять, Сахан. Выполненные инженерными войсками на первом этапе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС работы позволили другим формированиям успешно выполнить свои задачи.
Зимой были выполнены важнейшие задачи, связанные с подготовкой к весеннему паводку и завершению строительства дамб и других защитных сооружений, а также дезактивацией территории АЭС, где широко использовалась инженерная техника с защищенными кабинами. Особое внимание обращалось на обеспечение сохранности специальной техники инженерных войск, ее дезактивацию и ремонт.
Строительная техника и оборудование высокого уровня вкупе с высокой квалификацией, героизмом и самоотверженностью участников ремонтно-восстановительных работ на ЧАЭС позволили в короткий срок свести к возможному минимуму последствия Чернобыльской катастрофы.
Источник - www.str-t.ru/
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте