Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Тут интересный ресурс появился, который даёт карту 2624 ядерных взрывов, проведённых на Земле. На ней видно, что в Пермском крае было проведено 10 ядерных взрывов в "других" (по мнению ресурса) или в "народно-хозяйственных" (по мнению руководства СССР) целях.
1 и 2 взрывы (Грифон-1 и Грифон-2) были произведены чуть южнее (7-10 км) города Оса 2 и 8 сентября 1969 года, в целях стимуляции добычи нефти. Мощность каждого взрыва по 8 килотонн. Взрывы подземные.
«Двадцать метров до ядерной катастрофы», часть 1.
Воспоминания у скважины №1002
г. Оса, Пермский край
2 сентября 2014 г.
С Рудольфом Николаевичем Турицыным беседует краевед г. Осы Владимир Александрович Алексеев.
Посмотрите внимательно на карту Пермского края и вдумайтесь: какое огромное количество на ней всевозможных географических названий! А если на все это глянуть более широко, то за каждой деревушкой, селом, маленьким и большим городом – свои неповторимые истории. Ну а какая же история может быть без человека?! Поэтому в этих «точках» развертывалось множество событий, порой незаметных, интересных, счастливых, а иногда очень грустных и опасных.
Немного бывает обидно, когда называя свой город, ощущаю, что мой собеседник становится несколько недоуменным, потому что ни разу не слышал истории его «имени». Но думаю, что эти обиды напрасны. Ведь как необъятна наша страна, и все ли можно узнать о ней?!
Но согласитесь, как бы могли существовать большие реки, если бы их не питали живительные родники, ручейки и речки? Так и с большими городами. Ведь это им дают живительную силу деревни и села и, так называемые, – «малые города». Одним из таких является Оса – районный центр Пермского края.
Наверное, не так уж и неизвестен наш город, если о нем упоминал великий историк и поэт А.С. Пушкин в своей «Истории пугачевского бунта». Именно в окрестностях Осы, опьяненные добытой в борьбе свободой, «разгуливали» отряды Пугачевского войска. Именно через этот «незаметный» городок со своей экспедицией к Северному ледовитому океану и берегам Америки в последний раз отправился известный исследователь морей Витус Беринг. Этот «городок», также, как и все, пережил несколько революций, гражданскую и Великую Отечественную войны и продолжает жить и сегодня своим ритмом, укладом и традициями.
Я уже говорил, что ни одно географическое название не может существовать и жить без людей. Так и здесь есть и были люди, которые делали и делают ему славу, хранили и бережно хранят его традиции, устои, помнили и помнят его историю, к сожалению, иногда противоречивую. У этого города есть свои патриоты и «летописцы».
На сей раз мы отойдем от устоявшейся традиции, не будем знакомиться с экспонатами музея, а прогуляемся по тихим полям, заросшим травой тропинкам, по тем местам, где произошли события далекого 1969 года, заставившие «содрогнуться» не только земную кору, реки, городок Осу и множество деревень, но и весь земной шар.
В нашем повествовании речь пойдет о двух ядерных подземных взрывах, которые имели место 2 и 9 сентября 1969 года в 7 километрах от Осы. Нашим собеседником будет Рудольф Николаевич Турицын, профессиональный бурильщик, непосредственный участник и свидетель тех событий. В своем рассказе он вспомнил немаловажную деталь, обстоятельство, которое могло привести к глобальной катастрофе.
В период бурения скважин №№ 1001 и 1002 он работал начальником участка и несмотря на почтенный возраст, ему 78 лет, помнит события 1969 года до мельчайших подробностей.
Скважины для ядерных взрывов начали бурить за год. Объекту в Осе было присвоено название «Грифон». Решение об использовании ядерной энергии «в мирных целях» было принято за два года до взрывов, то есть в 1967 году ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Технологию взрывов разрабатывал Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина. Практическое проектирование проходило в стенах московского института ВНИПИ–промтехнология.
Бригаду, которая осуществляла бурение, временно перевели в министерство Среднего машиностроения.
Первый взрыв 2 сентября 1969 года прошел в строгой секретности. Население Осинского района не оповещалось и было напугано. В домах полопались печки, разбились стекла окон и попадали люстры, появились трещины у здания детского сада № 2, Дома культуры, местного музея, Свято-Троицкого собора. Людям был нанесен значительный материальный ущерб. К началу второго взрыва 9 сентября 1969 годы было принято решение подготовиться. В домах стекла в рамах были поклеены бумагой, напоминающим крест, как во время войны. Детей из детских садов и школ вывели на открытые площадки, население о втором взрыве было оповещено. В 10 часов утра земля под ногами содрогнулась, заколебалась, прошло несколько волн. Через некоторое время был дан отбой, в школах продолжились занятия. Население и местная власть стали подсчитывать убытки, нанесенные «непрошенными гостями».
Мощность двух ядерных взрывов составила до 8 килотонн. Постепенно население обжилось, люди вставили стекла, замазали щели. Незаметно прошли еще 7 лет. Но главная опасность была впереди.
В 1976 году началось бурение двух прокольных скважин №№ 1003 и 1004 в 5 метрах соответственно от скважин №№ 1001 и 1002.
Наш собеседник Рудольф Николаевич Турицын рассказал, что к нему домой прибыл посыльный с заданием срочно прибыть на место бурения скважин №№ 1003 и 1004. Был приказ срочно приостановить работы по бурению. По трещинам земной коры наружу стали просачиваться радиоактивные вещества: изотопы Цезия–137 (137 Cs), Стронция–90 (90 Sr), Трития (3 Н).
В результате миграции радиоактивных веществ с подземными водами и вследствие механического воздействия на геологическую среду образовалась система трещин и разрушений геотехнической структуры полости взрыва. За время эксплуатации нефтяного месторождения в условиях загрязнения радиоактивными веществами добываемой продукции, за счет повторных закачек в нефтяную залежь подтоварной воды, содержащей радиоактивное загрязнение, ареал распространения радиоактивных веществ по территории нефтепромысла и в недрах широко распространился за пределы опытного поля. Количество добывающих скважин с загрязненной продукцией превысило 200 штук, а также 38 нагнетательных скважин.
Работы по бурению скважин №№ 1003 и 1004 были немедленно приостановлены. До встречи с куполами ядерных взрывов оставалось 20 метров.
В последствии в разговоре со специалистами прослеживалась мысль о том, что если бы не остановили работы по бурению, радиоактивные вещества под давлением могли вырваться наружу. Город Оса в том случае подлежал срочной эвакуации. Мы стояли в 20 метрах от ядерной катастрофы.
В.А. Алексеев
04.09.2014 г.
Ныне скважина №1002 выглядит так (по мнению автора, ядерная скважина №1002 замаскирована под обычную скважину №920):
Скважина №1001 зарыта рядом со скважиной №1003:
Уникальное фото: Жители Осы, выведенные на улицы 8 сентября 1969 года, на время проведения второго ядерного взрыва
3, 4 и 5 ядерные взрывы в Пермском крае были произведены одновременно, 23 марта 1971 года в Чердынском районе (100 км на север от Чердыни). Мощность каждого взрыва составила 15 килотонн (мощность атомной бомбы "Малыш", взорванной над Хиросимой была от 13 до 18 килотонн), взрывы были подземные, но экскавационные - направленные на выброс большого количества грунта. Производились взрывы в рамках эксперимента "Тайга", целью которого было выявить возможность строительства канала ядерными взрывами (планировалось 250 взрывов), по которому вода Печоры, была бы переброшена в Колву.
Эта серия взрывов наиболее изучена, есть статья в Вики о проекте "Тайга" и имеется даже фильм студии "Центрнаучфильм", который рассказывает об этом эксперименте. Правда русский текст забит переводом на английском языке:
23 марта 1973 года три ядерных заряда были одновременно подорваны. Сотрясения ощутили жители деревень в радиусе нескольких десятков километров. Грунт, сквозь языки пламени, был выброшен взрывом на высоту около 300 м, после чего он начал опадать вниз, создавая растущее клубящееся пылевое облако, которое поднялось на высоту около 1800 м. Ветром облако относило в сторону Коми, как и планировалось. Не существует опубликованных данных о дозах радиации после взрыва.
В результате взрыва образовался канал длиной 700 м, и шириной 340 м, глубина канала составляла от 10 до 15 метров. Из за падения грунта, вокруг канала был образован бруствер. В настоящее время канал заполнен водой, там образовалось озеро. Посредине озера от падения грунта образовался небольшой островок. Уровень радиации в разных частях канала варьируется от естественной нормы до нескольких тысяч микрорентген в час. На северо-восточном берегу в 400 м от канала находится сильно деформированная часть стальной трубы, выброшенная взрывом из скважины.
В первоисточнике этих фото утверждается, что это фото строительства скважины под ещё один заряд в 1973 году, но подтверждения этому я не нашёл. Может быть это строительство одной из трёх скважин на месте взрыва:
Ядерный гриб был виден из посёлка Головной, в 20 км южнее от места взрыва:
Края затопленной воронки образовавшейся в результате атомного взрыва. Лето 1973 г.
Летом 1973 года было видно, что на острове остались остатки оборудования над скважиной. Из-за этого возникли слухи, что один из ядерных зарядов не взорвался и лежит под озером:
Панорама Ядерного озера в Чердынском районе Пермского края, летом 1973 года:
Сейчас озеро имеет обычный вид обычного лесного озера. Только лес вокруг него молодой:
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте