Армянское радио спрашивают: а разве в Германии, раз у них проблемы с закачкой газа, не могут реактивировать свои АЭС? Отвечаем. Технически могут, но практически - нет.
В чём суть проблемы. К началу 2011 г. Германия подошла с 17 ядерными реакторами мощностью более 20 ГВт, что составляло 15% установленной мощности, и производили более четверти электроэнергии (133 ТВтч в 2010 г.). Планы по закрытию АЭС к 2022, потом 2030 году прорабатывались под давлением партии Зеленых ещё при канцлере Шрёдере, но постоянно откладывались. После Фукусимы давление зелёных на правительство Меркель привело к тому, что был создан план поэтапного вывода АЭС к 2022 году. Этот план был согласован с планом по "зеленому переходу" и поэтому выглядел, как значительный шаг вперёд.
Немецкие АЭС в 2011 году
На момент июля 2022 года в работе остаются всего 3 блока АЭС (Isar 2, Emsland, Neckarwestheim 2) с установленной мощностью в 4 ГВт. Все три блока АЭС должны быть выведены из работы к концу года.
Что означает остановка АЭС? Это глушение цепной реакции, после чего необходимо извлечь топливо и отправить его в отстойник для снижения активности, где топливо будет "догорать" ещё несколько лет, после чего его утилизируют. Извлекать топливо из реактора можно не сразу, выдерживая его прямо внутри, что и происходит на многих из остановленных АЭС.
Shutdown — блоки выведенные из работы, Licensed decomm — блоки на которые получена лицензия на демонтаж
Известно, что на 6 блоках АЭС из 14 выведенных из работы после 2011 года уже получены лицензии на демонтаж и начаты работы. Срок работ от 10 до 15 лет, в ходе которых будут разобраны все элементы конструкции. Ввод в эксплуатацию этих АЭС нецелесообразен, так как это потребует значительных инвестиций на восстановление уже снесённого и разобранного.
Другое дело это оставшиеся 8 блоков АЭС, выведенных из эксплуатации, на которые ещё нет лицензий на демонтаж. Эти блоки АЭС всего лишь законсервированы, т.е. на них присутствует персонал, поддерживающий безопасность объекта. В теории, никаких технических препятствий для их введения в строй нет, кроме необходимости получить лицензию регулятора, что отдельный геморрой на 3-5 лет. Причём, чем дольше АЭС находилась в консервации тем сложнее процесс, так как придётся доказывать, что за время простоя надежность работы не упала ниже критической. Во многом схожая ситуация и с 3 блоками АЭС в работе - им тоже нужно продлевать лицензию. В теории, за время получения лицензии можно успеть устранить обнаруженные технические неисправности, но стоит понимать, что в любом случае первые мегаватты в сеть пойдут только через несколько лет.
И это технически, фактически же проблема в том, что даже имеющиеся АЭС их операторы не могут эксплуатировать дальше из-за недостатка персонала. Так, согласно информации Reuters (https://www.reuters.com/business/energy/could-germany-keep-its-nuclear-plants-running-2022-02-28/), на всех АЭС оставшихся в работе уже давно велась подготовка к их остановке, из-за чего число персонала поддерживалось лишь на уровне, необходимом для этого. Также не закупалось новое топливо и прочие запасники. Проще говоря, у операторов АЭС нет достаточных ресурсов даже для управления ещё работающими, а про уже остановленные вообще речи нет.
В теории, при наличии бездонного кармана правительства можно вытащить с пенсии или других работ бывших сотрудников АЭС, можно запустить вновь курсы подготовки новых, но это всё процесс не очень быстрый. Чтобы снова войти в рабочий процесс, старым атомщикам потребуется немалое время, необходимое для освежения знаний об АЭС. На подготовку новых же сотрудников уйдут годы, причём опять же, базу для их подготовки придётся создавать тоже почти с нуля на основе имеющегося кадрового резерва опытных сотрудников, которых и так не будет хватать. Причём, подготовка квалифицированного персонала это ещё один пунктик в чеклисте атомного регулятора, без которого лицензию не видать.
Ок. А если выписать работников из заграницы? Тут возникает проблема с тем, что немецкие АЭС построены по проекту энергетического подразделения концерна Siemens - Siemens-KWU. Данный проект более не строился ни в одной стране, а потому опыта его эксплуатации нет ни у кого, кроме немцев. В теории, на системы не связанные с безопасностью, можно нанять без переобучения сотрудников с других АЭС при условии, что они уже работали с таким оборудованием: всё же в отрасли часто применяются одни и те же агрегаты. А вот если это оборудование для них новое или система, связанная с безопасностью, то надо переучиваться и тут мы возвращаемся к предыдущему абзацу.
То есть на выходе мы имеем следующее:
- 6 энергоблоков из 17 уже не имеет смысла воскрешать;
- Для 8 законсервированных энергоблоков процесс перезапуска может оказаться вовсе невозможным из-за нехватки квалифицированных специалистов для этого. В теории, можно реактивировать, например, 3 выведенных из работы в январе 2022 года энергоблока, но непонятно, хватит ли на это ресурсов при условии продолжения эксплуатации оставшихся трёх;
- Для 3 последних работающих энергоблоков реально возможно продлить срок эксплуатации при условии начала найма и подготовки нового персонала, а также начала закупок топлива и иных комплектующих. Но их всё равно придётся останавливать на пару лет до момента получения лицензии и перегрузки топлива, т.е. справиться с нынешним энергокризисом они не смогут помочь.
Причём, чтобы хотя бы сохранить 3 последних энергоблока, нужно уже сейчас выделять средства и начинать работу по лицензированию, что требует твёрдого желания властей сохранить атомную энергетику в стране. Но именно этого желания у немецких властей, продолжающих читать мантры про безъядерную Германию и Чернобыль с Фукусимой, и не наблюдается. Поэтому, скорее всего, последние 3 энергоблока таки будут навсегда остановлены.
Взято с www.proatom.ru
|