В связи с аварией на Чернобыльской АЭС Московскому автозаводу было поручено изготовление партии из восьми специальных шасси 3ИЛ-431420-86 с противорадиационной защитой водителя для работ по ликвидации «загрязнений» на территории ЧАЭС.
Так как никакой предварительно подготовленной технической документации на заводе не было, а cроки изготовления были установлены минимальные (до 7 июля 1986 года), то многие конструкторские и сборочные работы проводились, что называется, «по месту», на серийных шасси, снятых со сборочного конвейера и отправленных на доработку в опытное производство экспериментального цеха. Сборщики опытного производства трудились в две смены, включая субботы и воскресенья. Перед началом работ были составлены списки всех специалистов завода, которые могли быть задействованы в этом процессе, - с телефонами и домашними адресами. В случаи необходимости их немедленно вызывали на предприятие, даже в выходные дни.
Основная сложность заключалась в доработке кабины и изготовлении герметичной свинцовой капсулы для водителя, поскольку предусматривалась скрытая установка защиты. И если саму капсулу зиловцам удалось вписать во внутренние габариты кабины (с переделкой органов управления и щитка приборов), то полностью скрыть сущность машины все равно не получилось. Свинцовая капсула хорошо просматривалась через панорамное стекло кабины, а сверху на крыше монтировалась огромная фильтровентиляционная установка (ФВУА-100Н-12).
После изготовления первых двух кабин работники НИКИМП проводили их радиоактивную проверку с выдачей соответствующего заключения.
8 июля в КЭИР завершилась сборка первого шасси такого автомобиля. В связи с предстоящей отправкой шасси в экспериментальном цехе завода собралось много народа — все захотели посмотреть на необычное транспортное средство. В числе собравшихся были были заместители генерального директора Л.П. Куверин и Е. И. Моисеев, начальник управления сбыта С. В. Шумов, начальник КЭИР Н.Г. Хапланов‚ руководители исследовательских подразделений КЭИР Н.М. Капелькин и Н.В. Львов, инженеры и рабочие.
Посмотреть было, на что. Место водителя в кабине, «одетое» в свинец, оказалось очень тесным. Видимость из кабины была минимальной, и пришлось устанавливать несколько дополнительных зеркал. Когда водитель-испытатель А. И. Емельянов выводил первую машину со сборочного участка опытного производства, то снаружи ему помогали два-три человека. Как потом рассказывал Емельянов, за эти несколько минут, выезжая во двор экспериментального цеха, он ощущал себя, как в «мешке», из-за ограниченного пространства рабочего места, плохой видимости и ощутимой жары, несмотря на работу фильтровентиляционной установки.
Несколько цифр о весовых показателях этого спец-шасси. Если серийное шасси 3ИЛ-130 при колесной базе 3800 мм весило 3500 кг, то шасси, построенное для Чернобыля, — 6000 кг. Из-за свинцовой защиты рабочего места водителя левая сторона автомобиля перевешивала правую на 2000 кг, что необходимо было учитывать при вождении. Нарушение центровки грозило переворотом машины на левую сторону при резком повороте направо. Выход из кабины (и вход) был возможен только через правую сторону. Партия из восьми шасси ЗИЛ-431420-86 была полностью собрана до 16 июля 1986 года в экспериментальном цехе автозавода и отправлена на завод коммунальной техники в Мценск для дальнейшего оснащения поливомоечным оборудованием, идеально подходящим для проведения дезактивации территории ЧАЭС.
«Клин-1» — советская инженерная машина - роботизированный комплекс, разработанный и изготовленный специально для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Комплекс был создан в 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС возникла острая необходимость создания автоматизированной техники для ликвидации последствий аварии и выполнения наземных задач. Разработкой комплекса занималось конструкторское бюро ВНИИ-100. Согласно срокам, комплекс должен был быть разработан за 2 месяца, однако разработка и изготовление составили всего 44 дня. Изготовлен производственным объединением «Новокраматорский машиностроительный завод» и ВНИИтрансмаш (п/я А-7701, Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения) при участии 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и НИКИМТа (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности. Всего изготовлен 1 комплекс. Основной задачей комплекса являлось сведение к минимуму присутствия людей в зоне с высоким уровнем радиоактивности. После выполнения всех работ, комплекс был похоронен в могильнике. Объект 032
В качестве рабочей использовалась машина «Объект 032», созданная на базе инженерной машины разграждения ИМР-2. В отличие от базовой машины, «Объект 032» имел дополнительное оборудование для проведения дезактивации, а также систему дистанционного управления. Кроме того, сохранялась возможность «обитаемости» машины. Моторно-трансмиссионное отделение и ходовая часть модифицированы с целью повышения надёжности при работе в условиях воздействия ионизирующего излучения.
Машина-робот занималась расчисткой завалов, вытягиванием техники, сбором радиоактивных обломков и отходов, а экипаж машины управления руководил всеми этими процессами из безопасного расстояния, находясь при этом в середине защищенной машины.
Рабочий робот был оборудован телекамерами, системами радиоуправления, грейфером, манипулятором и бульдозером. Наличие таких рабочих органов позволяло эффективно проводить работы по дезактивации (снятии верхнего, высокорадиоактивного слоя почвы возле ЧАЭС, валке мертвых деревьев, разбор завалов из строительных конструкций) и радиационной разведке.
Для управления безэкипажной машиной была изготовлена машина управления «Объект 033». За базу был взят основной танк Т-72А. В специальном отделении размещался экипаж машины, состоявший из механика-водителя и оператора, а также вся необходимая аппаратура наблюдения и управления машиной. Корпус машины был полностью герметизирован и отделан свинцовыми листами для усиления защиты от радиации. В центре машины были установлены агрегаты для запуска двигателя, а также прочее специализированное оборудование.
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте