Уже на следующий год, весной 1987 года, конструкторы подготовили вторую, более усовершенствованную, модель робота. Она получила название Мобот-Ч-ХВ-2.
Фото – Второе поколение Моботов
На ЧАЭС было поставлено два экземпляра Мобот-Ч-ХВ-2. Роботы использовались для очистки кровли ЧАЭС от радиоактивных материалов, которые были заброшены туда во время взрыва реактора. Кроме дезактивации крыши роботы применялись для выполнения бетонирования кровли ЧАЭС. Мобот-Ч-ХВ-2 практически выполнил весь объем работ, начиная с уборки (дезактивацией) и подготовки под бетонирование кровли фактически без привлечения физического труда человека.
По некоторым источникам Мобот-Ч-ХВ-2 использовался в июне 1987 года для проведения работ в машинном зале ЧАЭС.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Самоходный дистанционно-управляемый комплекс для обращения с РАО
Работы на промышленной площадке Чернобыльской АЭС зачастую сопряжены с риском обнаружения высокоактивных фрагментов конструкций и систем аварийного реактора блока №4. Еще с самых первых дней после аварии, для ликвидации последствий на чрезвычайно радиационно-опасных площадках старались выполнить работы с помощью специальных роботов и робототехнических комплексов тем самым защитить человека. Возможности робота СДУК
В 2006 году специально для практической деятельности осуществляемой на ЧАЭС по обращению с высокоактивными отходами был сконструирован самоходный дистанционно-управляемый комплекс (СДУК). Конструктором СДУК было научно-внедренческое инновационное предприятие «Струм» и Институт проблем механики (МНИИПМ) «Ритм», которые изготовили и испытали этот агрегат для Украинского Государственного Объединения «Радон».
Самоходный дистанционно-управляемый комплекс оборудован целым комплектом сменных инструментов, которые позволяют выполнять погрузочно-разгрузочные операции в опасных для персонала ЧАЭС услвоиях. Широкий набор сменного оборудования позволяет выполнять выгрузку и загрузку радиоактивных отходов (РАО), перемещения контейнеров с отходами. СДУК также может выполнять разделку (распил, дробление и т.д.) материалов из металла, бетона и т.д. Робот также может бурить скважины на загрязенных участках и выполнить откачку воды или жидких радиоактивных отходов. Также робот может быть использован для выполнения других работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных, экологических аварий. Конструкция робота СДУК
ДУК выполнен на базе миниэкскаватора АТЕК 711. Робот предусматривает возможность работы со сменными видами рабочего оборудования: ковшом, грейфером, гидромолотом, гидроножницами, дисковой пилой.
Робот оборудован двумя телекамерами, которые позволяют оператору, находящемуся на расстоянии от опасного места, управлять роботом и контролировать выполнение операций по обращению с РАО. Так, управляя роботом дистанционно, был выполнен распил высокоактивной металлической конструкции (фрагмент технологического канала разрушенного реактора ЧАЭС) обнаруженного возле объекта «Укрытие». Доведенный до определенных размеров, измельченный фрагмент робот положил в специальный контейнер. При этом было полностью исключен риск облучения человека, хотя мощность экспозиционной дозы в месте производства работ составлял 50 Р/час.
Предполагалось, что робот будет использоваться на работах по разборке бермы пионерной стены объекта Укрытие, где ожидалось большое количество высокоактивных отходов.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Прекрасный и интереснейший рассказ Рустама Садретдинова, руководителя Музея на Рижском вокзале с дополнениями А.Андреева, который также участвовал в этих работах в команде конструкторов от ПКБ ЦТ МПС – вся работа шла по эскизам, без выпуска полноценной документации). Чёрно-белые фото А.Андреев, цветные с сайта trainpix.org.
Чернобыль, точнее, известие о нём, как о глобальной катастрофе, дошло до меня в виде ужасных слухов, порой даже фантастически ужасных, где-то 28 или 29 апреля. Я тогда доучивался на последнем курсе в железнодорожном техникуме им. Ф.Э.Дзержинского, в Москве, когда произошло это ужаснейшее событие в жизни СССР. Техникум я не посещал уже недели три, готовя дипломный проект и собираясь на майские праздники с друзьями пройти на байдарке по Наре от Наро-Фоминска, по Оке до Серпухова. Уже погрузившись в электричку на Киевском вокзале, мой друг Паша Тополюк обратил наше внимание на серьёзность лиц большинства пассажиров, особенно зрелого возраста. Почти из каждого угла неслись слова - Чернобыль… радиация… горы сгоревших людей… Киев… Припять… радиация…. микрорентгены…. радиация…
Кто был помоложе (в том числе и наша компания), те весьма легкомысленно относились к этим словам, списывая все эти слухи и домыслы на бабуськины страсти к сплетням и наведению тени на плетень. Причём, как сейчас помню, частушки и анекдоты про радиацию появились почти сразу. Очень популярной тогда были хохмы на тему обращения друг к другу – типа: ФОН Иванов и ФОН Петров, или Ваше СИЯТЕЛЬСТВО. Безусловно, мы тогда даже и близко не представляли, насколько всё было серьёзно - как наша власть всё это замалчивала, или сообщала какие то детали, представляя их незначительными. Добравшись до Наро-Фоминска, мы, в предвкушении хорошего путешествия, собрав байдарки и уже почти забыв про Чернобыль, пустились в путь по течению.
Путешествие наше ничем поначалу не омрачалось, была гитара, были девушки, был, несмотря на сухой закон, алкоголь, причём это был первый раз, когда водки было мало, и чтоб не искать самогон, мы тогда основательно затарились Каберне и 777 (помните анекдот про анализы крови у Чернобыльцев – «В ВАШЕМ КАБЕРНЕ ЛЕЙКОЦИТОВ НЕ ОБНАРУЖЕНО»?). На второй день путешествия мы подошли к автомосту рядом с дер. Чубарово, как вдруг увидели стоящую перед мостом большую колонну (машин 40-50, как нам тогда показалось) автобусов на Москву, причём эти автобусы перемежались с машинами ГАИ, с включёнными мигалками. Автобусы были битком набиты гражданскими людьми, в основном женщинами и детьми. Наше веселье сразу куда то испарилось после того, как мы, задумав причалить у моста, попытались разузнать, что тут такое творится. Прямо из матюгальников, стоявших на ближайшей к нам милицейской машине, полился отборный мат, с указанием как можно быстрее проваливать отсюда к всевозможным матерям, причём выражения не выбирались вообще. Дополнительным стимулом для нашего поспешного бегства от этого места послужил постоянный плач детей и вой женщин.
Добравшись вечером до деревни Митино, в очень подавленном состоянии, мы зашли в деревенское сельпо за хлебом и новостями. Всюду были разговоры про Чернобыль, вся деревня тревожно гудела на эту тему. Разговор шёл в основном о проходящих колоннах из Чернобыля и о том, что облако радиации уже висит над Москвой.
После увиденной собственными глазами такой колонны, мы уже не так легкомысленно относились к слухам, пытаясь выловить из разговоров частички истины. Утром, встав пораньше, мы до обеда на одном дыхании дошли до посёлка Пролетарский, где, дождавшись автобуса, рванули домой. Несмотря на праздники, я на следующий день поехал в техникум, чтобы начать делать дополнение к диплому в виде реального задания на тему «Тяга поездов». Придя в аудиторию, я встретил начальника тепловозного отделения Н.К.Кожемякина. За время учёбы мы с ним очень сошлись на паровозной теме, он был большим любителем серии Л.. Он сказал мне, что в депо Люблино готовят тепловоз для Чернобыльской АЭС, и предложил поучаствовать в этом деле. Немного раньше я услышал об этом от отца и, будучи уже в теме, сразу согласился, благо ехать до депо было пару остановок.
На Люблинском веере среди всевозможной техники притаились два ещё некрашеных изделия
Добравшись до депо, я был отряжён в распоряжение мастера топливного цеха А.И.Кислова. В опытном цеху лежали листы свинца, примерно 2000 х 2000 х 50, и собранные с разных цехов люди рубили эти листы на небольшие пластины. Причём делали они это при помощи топоров и кувалд. Постоянно к нам подъезжал кар и забирал их в цех БПР (большой периодический ремонт или ТР-2) Там стояла пара обычных платформ, выкрашенных полностью, включая малейший болтик, в белую краску. С кара свинец поднимала кран-балка, перенося этот груз на середину платформы, где несколько человек при помощи паяльных ламп собирали из этих пластин будку размером около 2500 х 4000 и высотой около 3 метров. Толщина стен в этом сооружении с четырмя крохотными окнами-бойницами, с одним небольшим люком для входа и выхода, составляла порядка 30 сантиметров. Через Z-образный свинцовый короб вовнутрь заходило 6 многожильных кабелей, закрытых и зачеканенных свинцовыми полосами по всей длине пролегания их на поверхности платформы. Повторюсь, что все готовые участки сразу же закрашивались белой краской.
В цехе профилактики (ТО-3, ТР-1) у аккумуляторного цеха стояли тепловозы ТЭМ2, также почти полностью закрашенные белой краской. Мне пояснили, что тепловозы должны работать на дистанционном управлении, людей в них не будет. Сцепленная с ним упомянутая платформа будет оборудована обыкновенным тепловозным пультом управления с переносным добавочным пультиком с другого борта, с которых машинист и будет управлять движением локомотива.
Переносной пульт
Разъёмы цепей управления
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Весь обзор обеспечивали 4 крохотных окна (размером где-то с лист формата А4) на торцевых стенках бункера по углам, закрытых несколькими слоями свинцовистого стекла – видимость через них очень слабая. На крыше бункера смонтировали двухступенчатую армейскую фильтровентиляционную установку в комплекте с кондиционером от ЧС7.
Кондиционер от электровоза ЧС 7
Монтаж ФВУ и кондиционера
Какой-то человек в военной форме в звании майора, скорее всего, пожарный, объяснял нам, что тепловозы будут подавать на реактор вагоны с цементом и водой, не углубляясь ни в какие подробности. Предыдущие попытки использовать телемеханические системы управления и телекамеры успехом не увенчались – в условиях сильнейшей радиации вся электроника очень быстро выходила из строя.
Соорудили мы тогда в депо эти конструкции довольно быстро, всего за каких-то 3 дня, причём механическая часть, покраска, нарубание свинца и монтаж будок для обслуживающего персонала занял 1,5 дня.
На платформе - деповчане - электрики, слесаря и сварной. У платформы - гл.конструктора ПКБ ЦТ, нач.бюро САСудаков и деповское начальство
Остальное время заняла наладка систем управления – пульты завод дал совершенно сырые и электрикам пришлось их существенно перемонтировать, а ТЭМ2 для люблинцев был машиной незнакомой – весь парк маневрушек был чешского производства.
Внутри бункера - пульт управления тепловозом, слева входной люк, вдали по углам - смотровые амбразуры
Номера тепловозов я не знаю, так как они к моему приходу были конкретно закрашены. Знаю только, что прибыли они откуда-то с Октябрьской дороги или же с завода были переданы на переоборудование. Также знаю, что подобную конструкцию сделали ещё и в депо Лихоборы. Где-то в десятых числах мая тепловозы, после полной проверки работоспособности, были переданы на МОЖД в Угрешскую, откуда убыли в Чернобыль.
Изделие готово к отправке
Поехали к месту службы
Дальнейшая судьба этих локомотивов нам неизвестна, хотя доходили слухи об их успешной работе. Очевидно, что они до сих пор находятся в Чернобыльской зоне, возможно, даже в исправном состоянии. В жизненном водовороте единственная фотография этой установки, которую я тогда сделал, оказалась утерянной безвозвратно. Заканчивая данный рассказ, я хотел бы обратиться к читателям – может, кому и известна судьба людей, работавших тогда на этих тепловозах, впрочем, как и какие то сведения о работе этих установок. Я очень надеюсь, что те кабины, которые мы тогда сотворили, спасли жизнь тем неизвестным героям-машинистам, и возможно, косвенно многим тем, кто участвовал тогда в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Упаси нас всех Господи от таких бед и ныне!
Вот такой замечательный рассказ.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Украина, Киевская область, станция Янов. 2010 год. Легендарная машина вот в таком состоянии. Хотя она должна стоять на пьедестале или в музее.
А это уже 2016 год. Там же
Машина, спасшая столько жизней, погибла, просто была порезана и сдана в утиль?... Вот такое отношение не просто к реликвиям техники, а к своей истории.
Источник - matsam.livejournal.com
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте