С подачи комиссии, в которую входил бывший работник Уральского КБ транспортного машиностроения Юрий Костенко, для расчистки строительной площадки около 4-го блока ЧАЭС были выбраны инженерные машины разграждения ИМР-2. Инженерная техника на базе Т-72, разработанная танковым конструкторским бюро Уралвагонзавода, одна из немногих смогла работать в тяжелейших условиях высокого радиоактивного излучения. ИМР-2 изначально проектировались тагильскими конструкторами для проводки танковых колонн по местности, которая пострадала от ядерного удара, и имели высокую защиту экипажа от радиации.
В конце мая 1986 года три ИМР-2 дополнительно оснастили системами тонкой очистки воздуха от радиоактивных аэрозолей. После этого они получили обозначение ИМР-2Д. Первый образец ИМР-2Д был собран 31 мая, а к работе приступил 3 июня. Второй и третий образцы вступили в строй 10 июня и 3 июля соответственно. В Чернобыле их называли "Динозаврами". Обложенные свинцом машины весом 65 т обеспечивали ослабление уровня излучения для экипажа в 15 тысяч раз. Они занималась расчисткой наземных завалов и удалением радиоактивного грунта на Чернобыльской АЭС.
В тот период в Чернобыле стояла теплая (22-35°C) и сухая погода, лишь изредка шли кратковременные дожди. "Динозавры" действовали по 8-12 часов в день, по 2-4 раза в смену выезжая к развалу блока. Там они были около часа, остальное время затрачивалось на подготовку и дорогу. Конечно, и эти машины не обеспечивали 100-процентную защиту экипажам, но они были лучшими для своего времени!
Машина-робот комплекса "Клин". Разработана на базе ИМР-2 институтом "ВНИИтрансмаш".
Еще для работы на ЧАЭС в июне 1986 года во "ВНИИтрансмаше" (который сейчас входит в корпорацию УВЗ) был разработан и изготовлен роботизированный комплект "Клин-1". Основная его задача - сведение к минимуму присутствия людей в зоне с высоким уровнем радиоактивности. Он включал в себя машину-робота и машину управления.
Машина-робот расчищала завалы, вытягивала технику, собирала радиоактивные обломки и отходы. А экипаж машины управления из двух человек руководил всеми этими процессами с безопасного расстояния, находясь при этом под защитой.
Машина-робот - это инженерная машина разграждения ИМР-2, дооборудованная системой дистанционного управления и четырехкамерной телевизионной системой. Оснащена отвалом, манипулятором, дополнительными приборами контроля радиационной обстановки, набором рабочих средств защиты машины и приборов от радиации и радиоактивной пыли.
Машина управления тоже была спроектирована на шасси ИМР-2. Ее дооборудовали рубкой, шлюзовой камерой, приборами-вентиляционной установки и многим другим. Она была разделена на три отделения. Герметизированная рубка являлась рабочим местом экипажа. Отделение вспомогательно-профилактического назначения с размещенным в нем гардеробом служило для смены одежды перед входом в рубку и инструментов. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части.
Вся эта уникальная техника захоронена в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
Дата: Воскресенье, 22.03.2020, 01:54 | Сообщение # 12
Журналист
Журналист
Сообщений: 336
Статус: Offline
Для радиационной разведки сделали камеру, внешне похожую на глубоководный батискаф. Ее корпус изготовили из стали и свинца, а иллюминатор – из специального толстого стекла, не пропускающего радиацию. Специалистов, садившихся в этот “батискаф”, поднимали над ядерными руинами на подъемном кране. Одну такую кабину ликвидаторы изготовили самостоятельно еще в июне в Чернобыле и использовали первоначально для небольшого отдыха — человек следил за выполнением монтажных работ, затем выбегал, стропил и возвращался под защиту свинца. Второй «Батискаф» был заводской, весом 25 тонн. Внутренние размеры — 1,5 на 2 метра. Сверху он цеплялся крюком крана и поднимался им на любую высоту. В кабине обязательно находился дозиметрист и была рация. «Батискаф» можно было закрепить на перекрытии, на стене, в завале и на короткое время выйти из него, он мог просто зависать в воздухе для осмотра, замера любого места. За бортом кабины — 150 р/час, а внутри — всего 0,2 рентгена. В «Батискафе» «летали» инженеры, конструкторы, проектировщики, монтажники.
Дата: Воскресенье, 12.04.2020, 02:40 | Сообщение # 14
Удаленные
Администраторы
СТР-1... Робот-бульдозер...
Транспортные роботы СТР – 1 были разработаны и изготовлены в кратчайшие сроки для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Два робота осуществляли очистку кровли третьего энергоблока от радиоактивных завалов продуктов взрыва, в составе робототехнического комплекса. Роботы отработали свыше 200 часов при уровне рентгеновского излучения более 3100 Р/ч и удалили свыше 90 тонн радиоактивных материалов. По заключению штаба по ЛПА на ЧАЭС, использование робототехнического комплекса позволило исключить привлечение к работам более 1000 военнослужащих.
Масса, кг 900 Скорость движения, км/ч 0,46 – 1,0 Источник энергии серебристо-цинковые аккумуляторные батареи Потребляемая мощность, кВт. 1,5 Продолжительность функционирования до подзар батарей, 8 ч Способ поворота бортовой Диаметр колеса, м 0,7 Навесное оборудование -бульдозерный отвал
Система управления: дистанционная, по радиоканалу на основе видеоинформации от бортовых телевизионных камер. Тип подвески: независимая, торсионная с поперечным качанием рычагов.
Тип приводов колес: электромеханический , мотор-колеса с коллекторными электродвигателями, планетарными редукторами, коробками перемены передач и дисковыми тормозами с электромагнитным управлением.
Назначение: передвижение и выполнение специальных работ в зонах, опасных для пребывания человека. Июль 1986 г. Создан во ВНИИТрансмаш, г. Санкт – Петербург с участием ВНИИ АЭС, ИФТП, ЛПО «Источник», Пролетарским заводом, НПО Электромаш».
Эксплуатацию робототехнического комплекса СТР-1 на ЧАЭС в августе и сентябре 1986 г. осуществляла совместная бригада специалистов ВНИИТрансмаш (г. С-Петербург) с другими предприятиями.
Мобот, является первым опытным образцом робота, который был сконструирован МГТУ имени Н.Э.Баумана на кафедре, которая сегодня имеет название «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» специально для ликвидации аварии на ЧАЭС. Робот обладал рабочим оборудованием для очистки крыши Чернобыльской АЭС, а также оборудованием для проведения радиационной разведки. Первый робот получил название – Мобот-Ч-ХВ. Аббревиатура названия означает следующее: слово Мобот – мобильный робот, буква «Ч» – означает Чернобыль, а ХВ – химические войска. Разработчиками робота Мобот-Ч-ХВ являются Шведов В.Н., Доротов В.В., Калинин А.В., Чумаков М.Р. Мобот-Ч-ХВ вместе с другими роботами сконструированными совесткими инженерами, такими как робот СТР-1, и робототехнический комплекс Клин-1 выполнилнили наибольший объем работ среди других робототехнических систем, которые были привлечены на ликвидацию аварии на ЧАЭС. Коллективу инженеров удалось быстро создать робота благодаря уже имевшемуся опыту по созданию робототехнических средств. За три года до аварии на ЧАЭС, в 1983 году, ученые создали первый макет модели такого робота. По сути, работа над созданием робота для ЧАЭС послужила основой для создания целого конструкторско-технического бюро по мобильным роботам, которое существует и работает (разрабатывает роботы) и сегодня.
Основные характеристики робота – Мобот-Ч-ХВ: Общий вес робота составляет 430 кг; Мобот оборудован гусеничным шасси; Робот оборудован кабельным электропитанием (длина кабеля 200 метров).
Благодаря небольшому размеру и обладал высокую маневренность и мобильность, Мобот-Ч-ХВ имел хорошей производительности На ликвидации аварии наработал около 1000 часов, очистил более 11000 квадратных метров поверхностей.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте