Многие, наверное, до сих пор считают, что в Припяти после аварии легко можно было разжиться оружием. Может быть и легко... Но фактически невозможно. Сразу после аварии для поддержания порядка в город стали прибывать сотрудники милиции из других регионов. Все оружие хранилось в оружейных комнатах РОВД города Припяти. Помимо караулов и дежурных на заднем дворе здания всегда находилось несколько БТРов, патрулирующих по ночам город с полным комплектом вооружения по четырем маршрутам. Так что рискнувших завладеть оружием скорее всего не было. Вернее не было дураков.
"Но были же военные части! Можно было там что-то дернуть!" - скажете вы. Конечно были. Например между деревнями Копачи и Диброва стояла воинская часть №74939, обслуживающая знаменитый объект ЗГРЛС "Дуга". Кто не знает, этот объект назывался еще "Чернобыль-2". Там была установлена система раннего обнаружения пусков межконтинентальных ракет. На момент аварии часть была обнесена тремя слоями колючей проволоки под напряжением и находилась под круглосуточным караулом. Всего в в/ч 74939 проходило службу порядка 400 офицеров и солдат. Так что и это был не вариант.
Также рядом с деревней Копачи была расположена батарея ЗРК С-75 "Волхов". Это ракеты средней дальности, которые также находились под усиленной охраной.
Нет, конечно, можно было рискнуть и завладеть оружием сторожей, охраняющих саму Чернобыльскую АЭС, но дело в том, что сторожами был 685-ый отдельный батальон управления спецчастей ВВ МВД, в/ч 3561. Службу в нем проходили 108 человек - 4 офицера и 104 прапорщика, причем специально обученные. Так что и здесь с оружием мимо.
Было еще две части. В/ч 01515 и батальон радиотехнических войск в городе Чернобыль. Первая - это строительный батальон, стоявший недалеко от станции Янов, которым по штатному расписанию оружие не полагалось. Вторым оно было не нужно, так как они занимались инженерно-изыскательскими работами.
"Но как же? В городе ведь были перестрелки!" - возразите вы. Были! И в окрестностях тоже. И вертолеты доставляли в зону отчуждения бойцов спецназа. Значит кто-то добывал оружие? Но и здесь не складывается. Действительно, вооруженные представители КГБ занимались ликвидацией секретной документации по АЭС. Вернее, контролировали процесс уничтожения документов, списков. Да, иногда выстрелы звучали. Но они были предупредительными. А касаемо массовой пальбы... Она тоже была. Как бы это не было горько осознавать, военнослужащие отстреливали домашних животных, которых жителям зоны при эвакуации не разрешили взять с собой. Большинство из них было заражено. Без еды и присмотра они одичали буквально за неделю и стали нападать на ликвидаторов. Также из леса к Припяти стали подтягиваться дикие животные - кабаны, волки, лисы. Именно их и отстреливали специально обученные люди. А для борьбы с мародерами хватало сил милиции.
"Но как же все-таки оружие?" - вы не унимаетесь. Да, его можно было достать, но достаточно проблематично. В первые дни после аварии милиционерам на руки были выданы списки всех охотников и тех, кто имел право на ношение и хранение оружия. Оружие изымалось и свозилось в начале в РОВД, а потом в здание Горисполкома вместе с боеприпасами. Так что завладеть можно было только незаконным оружием, не зарегистрированным в местных органах власти и охотничьих обществах.
Чаще всего оружие хранилось в тайниках деревень и сел зоны отчуждения.
КРИМИНАЛЬНЫЕ МИФЫ ПРИПЯТИ. ВОДКА.
Все слышали о том, что в Припяти много пили, потому что по слухам водка помогала защититься от радиации, а значит этой водки в зоне отчуждения было много, особенно в брошенных магазинах и кафе. Выходит, вся Припять бухала! Но... Это совсем не так. За водкой в зоне отчуждения приходилось охотиться, и стала она там самой дорогой валютой.
"А как же кафе, рестораны, спирт из больниц, самогон из деревень?" - спросите вы. Кафе и рестораны давайте уберем сразу. Кто-то может быть забыл, а кто-то и не знает, что в 1986 году набирала обороты антиалкогольная компания М.С. Горбачева от 1985 года. В день аварии в Припяти играли 16 свадьб. И все они были безалкогольные! Согласно закону водку в разлив продавать было запрещено, соответственно в многочисленных кафе ее тоже не было. Небольшие запасы были в гостинице "Полесье", но туда сразу приехали большие начальники, для которых она (водка) собственно говоря и предназначалась. А вот ресторан в Припяти так открыт и не был. Его открытие отложили все из-за того же "сухого закона".
"А спирт?" - спросите вы. Технический из запасов АЭС люди пить попросту боялись. Оно и понятно, почему. Весь медицинский спирт был срочно перевезен в больницу Припяти МСЧ-126, куда доставляли пострадавших в результате аварии. Больница находилась под круглосуточной охраной милиции. Туда же, кстати, свозили и все наркотические и сильнодействующие обезболивающие препараты.
"А магазины-то были! Должны же быть запасы! Пусть не всегда, но в определенное же время товар отпускали!"... Но и тут вас разочаруем... Водки в магазинах почти не осталось. На носу были майские праздники. Аккурат перед ними в магазинах "выкинули" мясные деликатесы и алкогольные напитки. Так что вся сорокоградусная перекочевала к припятчанам домой. Именно за ней и ломились в закрытые квартиры мародеры.
А теперь о самогоне. Это единственный алкоголь, который был в свободном доступе. Но все точки его изготовления и продажи милиция знала. А потому быстро уничтожила все запасы горячительного пойла.
Так над зоной отчуждения навис сухой закон. Конечно, алкоголь в зону все равно проникал, правда в очень небольших количествах вместе с ликвидаторами и самогонщиками из прилегающих к зоне областей. Поэтому в зоне отчуждения алкоголь был на вес золота...
КРИМИНАЛЬНЫЕ МИФЫ ПРИПЯТИ. КВАРТИРЫ.
"Нет, в квартирах было столько добра! Наверняка мародерам было, чем поживиться! Уезжая, люди бросили все. Конечно, может в начале это все и охраняли, но ведь потом это забросили и стало можно брать все, что захочешь!" - скажут некоторые. А вот и нет. Снова не угадали. И расстроим мы сейчас тех, кто, изучая фотографии пустых квартир Припяти в интернете уверен, что это дело рук мародеров. Как мы уже писали ранее, погулять мародерам по квартирам удалось только в промежутке с мая 1986 года по октябрь 1987. И то действовали они очень скрытно. Хотя и вывозили вещи машинами. Но, как правило, действовали мародеры внутри города по одной и той же схеме - стаскивали краденные вещи в одну из квартир, собирали партиями, а только потом вывозили все оптом. Конечно, не без помощи лиц, ответственных за охрану личного имущества граждан, находящихся в эвакуации.
Немного посвободнее мародеры гуляли в населенных пунктах, находящихся рядом с городом. Но это немного другая история. А мы вернемся к квартирам.
Конечно же были одиночные случаи проникновения, но милиция действовала, сигнализация работала. Да и народная молва остужала горячие головы страшными байками о расстрелах мародеров на месте по законам военного времени. Так что массового разграбления квартир избежать все-таки удалось.
"Так почему же они пустые?" - спросите вы. А все на самом деле просто... Осенью 1987 года назрела ситуация, когда продукты, оставленные в холодильниках, стали портиться из-за перебоев с электричеством. Мыши, крысы, тараканы, вонь и безуспешные попытки дезактивировать Припять подтолкнули власти к непростому решению. Поняв, что жители в город вернуться не смогут, их имущество решено было уничтожить во избежании еще и эпидемиологической катастрофы.
Первыми в квартиры заходили женщины лаборанты в сопровождении милиционера, который, осмотрев квартиру, опечатывал в отдельный пакет документы, деньги и драгоценности. Хорошие вещи, такие, как шубы, костюмы, сервизы, хрусталь попросту рвали и били, чтобы они не достались мародерам и не оказались на рынках городов. Ковры резали пополам, мебель ломали.
Следом за первой комиссией шли дозиметристы. Они проверяли на радиационный фон теле и радиоаппаратуру, а также бытовые приборы. То, что не сильно фонило, помечали и вывозили либо для нужд ликвидаторов, либо в магазин "Радуга" в центре города, приспособленный под склад временного хранения.
Последними шли солдаты, которые, не церемонясь, выкидывали прямо из окон холодильники, остатки мебели и "фонящую" технику. Это все подбиралось и грузилось в самосвалы для дальнейшего вывоза на утилизационные полигоны.
Но как всегда подневольные люди солдаты проявили рвение только в центре города. Об этом говорит тот факт, что квартиры на окраине Припяти остались практически не тронутыми. А чтобы мародеры не воспользовались тем, что лень было выкидывать, солдаты просто доламывали.
Таким образом, к концу 1987 года проблема мародерства в самой Припяти была практически решена. В квартирах брать стало нечего, кроме брошенных книг, фотографий, детских игрушек и одежды. Вся бытовая техника, мебель и посуда без радиационного фона перекочевала в одно место и хранилась под сигнализацией в вышеупомянутом магазине "Радуга". Дома отключили от пульта сигнализации. Бытовой катастрофы удалось избежать... Мародеры рванули в села зоны отчуждения поживиться тем, что еще осталось.
КРИМИНАЛЬНЫЕ МИФЫ ПРИПЯТИ. ГОРОД ТРУДА ИЛИ ГОРОД БОЛЬШИХ ДЕНЕГ?
Безусловно Припять был одним из цветущих городов в СССР. 25 магазинов, 160 жилых домов с улучшенной планировкой, 27 заведений общепита (столовые, кафе, рестораны), 1 больница, 3 поликлиники (1 из которых стоматологическая), 5 школ, 15 детских садов и ясель, 10 спортзалов, 3 бассейна, 2 стадиона, 2 кинотеатра (ДК "Энергетик" и "Прометей"). По городу курсировало 167 автобусов... И это все на меньше чем 50 тысяч человек (население города до аварии). Продовольственное и вещевое снабжение города было налажено идеально. Даже жители Киева приезжали в Припять за продуктами и промтоварами. В магазинах Припяти запросто можно было купить французские духи, электронные часы, без всякой очереди можно было приобрести мотоцикл, телевизор, магнитофон, музыкальный центр. На прилавках продуктовых магазинов постоянно были деликатесные мясные и рыбные продукты.
На момент аварии городу было всего 16 лет... Средний возраст его жителей составлял 26 лет. Молодежь развлекалась на дискотеке "Эдиссон", в клубе (;;;) с пророческим название "Сталкер", могла послушать живую музыку в кафе-дискобаре "Полесье"... На пристани был собственный яхт-клуб, а в центре города был парк с аттракционами.
Средняя зарплата в Припяти была выше среднего и начиналась от 300 рублей в месяц. В городе действовало 5 сберкасс, где жители хранили свои вклады.
Выражаясь языком того времени, можно смело сказать, что коммунизм в Припяти был почти построен. Но не забыли во время строительства и о людях. Сами жители города не любили вслух говорить о том, сколько они зарабатывают. Вся информация всплыла, когда в начале августа 1986 года Совет Министров СССР принял решение о материальной компенсации тем, кто пострадал во время аварии. Начали составляться списки. Предусматривалась следующие выплаты: на одного человека - 4 тысячи рублей. На семью из двух человек - 7 тысяч. Семья из четырех человек получала 10 тысяч рублей. Если же человек не соглашался с суммой компенсации, считая, что вещей у него было на большую сумму, то все проблемы решала конфликтная комиссия при исполкоме. Гражданин писал заявление, комиссия выезжала на место, производила оценку имущества, учитывая износ и принимала решение.
Вот тогда и всплыли следующие факты:
- машина была у каждого четвертого жителя Припяти;
- в квартирах горожан было много мебели иностранного производства (Румыния, Югославия);
- в квартирах присутствовал дорогой чешский хрусталь, включая люстры (по тем временам предмет быта, доступный далеко не всем);
- среди личных вещей граждан имелись довольно дорогая теле и радио аппаратура (в заявлениях часто фигурировали телевизоры и магнитофоны иностранного производства, такие как "Панасоник", "Грюндик"). Присутствовали даже видеомагнитофоны;
- в квартирах были ковры, один из дефицитных товаров в СССР;
- в шкафах висели шубы из натурального меха, дубленки, шапки и дорогие костюмы иностранного производства;
- у жителей Припяти было много фото и кинотехники (фотоаппараты и кинокамеры в том числе иностранного производства, такие, как "Кэнон");
- большое количество ювелирных украшений из драгоценных металлов с драгоценными камнями.
А теперь немного о вкладах в сбербанках Припяти. Их, естественно, тоже возвращали. Жители города регулярно пополняли свои вклады, копя на блага цивилизации для отдельно взятой семьи. Так вот, если брать в среднем, у каждой семьи было накоплено не менее 3-4 тысяч рублей. Но больше всего отличились в хранении денег жители близлежащих колхозов-миллионеров. На некоторых сберегательных книжках таких граждан сумма вклада превышала 50 тысяч рублей.
Жители Припяти много трудились. Но и были отнюдь не бедны. Если бы массовое мародерство не было вовремя остановлено милицией и армией, то неизвестно, сколько зараженных вещей гуляло бы по территории всего бывшего СССР.
Немного статистики. До начала эвакуации город покинуло 400 машин (личного автотранспорта) с семьями и вещами хозяев города. Так вот оно и было...
КРИМИНАЛЬНЫЕ ВЕТРА НАД ПРИПЯТЬЮ СЕГОДНЯ.
Что же сейчас криминального происходит в городе, который умер больше 30 лет назад? Опустим уже сказанное о мародерстве (расхищении радиаторов, труб, цветного металла). Как ни странно, Припять и прилегающая к ней территория стала зоной браконьерства. Регулярно на рынки городов поступают дары мертвой зоны - грибы, ягоды, рыба, овощи... Кого-то задерживают, фиксируют факт нарушения в протоколе, но нигде не фигурирует запись о том, что изъятое уничтожено. Только за 2018 год в Припяти было собрано 4 тонны грибов и выловлено 12 тонн рыбы. Где они, не знает никто.
У самоселов имеется 307 пчелиных семей, а получаемый мед, как утверждают пасечники, они используют для собственных нужд. Тогда почему этот мед регулярно появляется на рынках крупных городов Украины и Белоруссии. Нервно попискивающие возле него дозиметры четко указывают на место происхождения данного деликатеса.
Ежегодно из Припяти вывозится 2000 тонн метала, как незаконно, так и на вполне законных основаниях. Вывоз осуществляют нелегальные металлисты, а также предприятия, занимающиеся утилизацией под вывесками типа "Чернобыльводэксплуатация".
Регулярно из зоны отчуждения вывозится лес. И речь идет не о санитарной вырубке. Из этой древесины строят, делают бумагу, мебель... Больше всего в этом преуспела компания "Чернобыльлессервис".
Постоянно внутри Чернобыльской зоны идет хищение денежных средств, выделенных на поддержание в порядке девяти радиоактивных могильников. Не отстают и организаторы туристических поездок, как легальных, так и нет. Учитывая, что стоимость одной поездки начинается от 150 евро, можно себе представить, сколько зарабатывают местные гиды на сталкерах.
И все эти средства проходят мимо атомной электростанции и оседают в чьих-то карманах. А тем временем чудом остановленный реактор продолжает разрушаться и по сути дела является бомбой замедленного действия.
Сейчас в Припяти мародерство поставлено на правительственный уровень. Ежегодно из зоны отчуждения вывозится различных предметов и продовольствия на сумму около 20 миллионов долларов. Примерно такая же сумма незаконно присваивается из средств, выделенных на консервацию и поддержания порядка и радиоактивной безопасности в зоне странами Евросоюза.
Вот так мертвая Припять продолжает кормить живых...
На этом мы заканчиваем цикл рассказов о КРИМИНАЛЬНОЙ ПРИПЯТИ.
;Мы посвятили этот цикл героям, отдавшим свою жизнь и здоровье, спасая этот мир от радиоактивной заразы - военным, пожарным, милиционерам, врачам, ученым и простым труженикам Чернобыльской зоны отчуждения.
Мы посвящаем его всем жителям, покинувшим свои дома, которым каждую ночь, пока они живы, будет сниться этот город, которого больше нет на карте.
Помните, Припять - это не игра, и не место для развлечений. Это кладбище, где похоронен целый город вместе с мечтами, надеждами и будущим.
Это было 26 апреля 1986 года... Припяти было всего 16 лет...
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте